«Создание художественного образа в этюде»
методическая разработка на тему

из опыта работы педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл этюд Аренского17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества

«Левобережный»

Невского района Санкт-Петербурга

192131 Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.56 корп. 2 тел. 362-11-38

Методическая разработка

«Создание художественного образа в этюде»

На примере этюда А. Аренского.

Си минор соч.19 №1

Автор: Аликина Татьяна Владимировна

                        педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2017

Этюд Аренского си минор относится к жанру концертных этюдов. Работая над этюдами романтиков, очень важно ставить не только чисто технические, виртуозные  задачи /как в инструктивных этюдах\, но и как можно глубже проникнуть в их содержание,  создать художественный образ, что необходимо для выразительного исполнения.

За годы моей педагогической деятельности этюд Аренского изучался тремя ученицами разных поколений с разными индивидуальными способностями. Художественный образ этюда был создан совместно с первой ученицей Маркизовой Наташей. Эта девочка наиболее тонко и  глубоко сумела прочувствовать это произведение. Трактовка была предложена следующим ученицам, каждая из которых добавила свое.

Музыка этюда вызывает в воображении картину шумящего леса. Я рассказала о богатых средствах, имеющихся в музыкальном искусстве для передачи образов природы, услышала рассказы учениц о своих впечатлениях, связанных с картинами природы.

Для более верного характера художественных представлений я обратилась к живописи. Ученицам были показаны репродукции с картин И. И. Шишкина «Перед грозой» и А.А. Рылова «Зеленый шум». Этюд получил подзаголовок «Зеленый шум», данный Маркизовой Наташей.

Первая часть этюда начинается с мелодии, которая неоднократно повторяется    на протяжении всего этюда. Ее движение, постоянно прерывающиеся паузами, короткие лиги с нисходящими стонущими секундами, вызывают в воображении качающиеся от ветра стволы и ветви деревьев. Тональность си минор создает мрачное, гнетущее настроение, которое усиливается во втором предложении хроматически обостренными акцентированными басами. Непрерывное движение квартолями шестнадцатых, построенных на одном, иногда незначительно меняющемся, а порой точно повторяющемся мотиве-ритмической фигурации, создает насыщенной энергией динамический фон. Этот мотив проходит через все произведение и в зависимости от динамических оттенков /от f до  ppp / имитирует шум листвы и шелест травы. Так в первой части ветер, набрав силу / f  /, постепенно стихает / pp /. Затем, после небольшого  пассажа- взлета, опять набирает, в верхнем регистре звучит на mf  знакомый мотив.

Внезапно после Vg и нисходящего пассажа по звукам этого аккорда на ritenuto, все надолго успокаивается. Необходимо отметить, что таких замедлений темпа /успокоений/ в этюде несколько и следует делать это очень естественно.

Снова звучит первая тема, однако, второе предложение изменено, появляется движение мелодий по секундам вверх, более плотной становится гармония левой руки-это сопротивление природы ветру. Затем, после арпеджированного пассажа, вновь все затихает.

Середина этюда более интересна по содержанию и более динамична.

После мрачного настроения первой части наступает небольшое успокоение. Музыка рисует в воображении картину лесного озера. Чистая квинта в левой, плавное поступенное движение мелодии ровными четвертными, тональность соль-мажор вызывают в душе покой, который нарушается лишь легкими пассажами типа глиссандо. Это на гладкой поверхности воды от дуновения ветерка появилась рябь.

Следующая фраза изображает  обитателей озера-маленьких рыбок. Музыка напоминает пьесу Дебюсси «Рыбки из «Карнавала животных».

Звучание чистой квинты, переходящее в тритон, прерывающаяся паузами, мелодия вносит беспокойство, рыбки чувствуют приближение ветра.

И вот подул ветер, постепенно достигший большой силы. Несколько жизненная первая тема с энергичным фоном     шестнадцатых активно устремляется вверх. Самостоятельное развитие получает подголосок в левой руке, подражая завыванию ветра, вместе с басом он секвенционно поднимается вверх, затем, когда бас останавливается на доминанте, остается на месте первый звук подголоска, образующий от баса малую7.Интонационное напряжение в подголоске начинает нарастать посредством движения через квинту, септиму, нону. Музыка, благодаря всем этим элементам развития на мощном  крещендо приобретает драматический характер доходит до кульминации /доминанты/   Vg образованного всеми голосами  на f f.

После этого начинается спад эмоционального напряжения. Мелодия с фоном постепенно на диминуэндо  уходит в более низкий регистр, все успокаивается.

Третья часть по построению похожа на первую. Однако, после второго произведения первой темы восходящее движение мелодии по секундам наверх более энергичное, чем в первой части, приводит к си мажору. Седьмой септ и пятый септ с паузами рр, скорее выжидательное, чем напряженные, разрешаются в соль мажорный пассаж.

Заключение этюда построено на первом такте первой темы. Мелодия топчется на месте/ветер не может набрать силу/, затем на постепенно на динумендо уходит в верхний регистр. В третьей октаве на ррр12 раз повторяется один и тот же мотив, передающий шелест и шепот. На его фоне тоже на ррр в нижний регистр уходят легкие стакаттные басы. Наконец, все совсем замирает.

Этюд Аренского си минор среди других его этюдов выделяется своим романтическим взволнованным характером. Гармоническое сочетание музыкального содержания с техническим заданием делает этюд поистине образцом художественного произведения.

Работа над этим этюдом убедительно доказала необходимость создания художественного образа в этюде концертного типа. Наличие художественного образа облегчает понимание цели и достижение нужных средств выражения. Быстрая смена настроений влечет за собой соответствующие изменения в характере и способах изложения. Следуя за развитием музыкального замысла , исполнитель приучается гибко переключаться с одного типа изложения на другой, добиваться иной окраски звучания различных элементов мелодической ткани.

Процесс изучения этюда с каждой из трех учениц из-за его сложности был длительным. С течением времени девочки все больше углублялись в образ, это поддерживало их интерес к сочинению, сохраняло свежесть отношения к нему, предохраняло от такого явления, когда по истечении некоторого времени произведение начинает надоедать и перестает интересовать.

Этюд Аренского сыграл большую роль в воспитании в ученицах умения мыслить художественными образами, не отрывая средств выражения от основной задачи исполнения-передачи содержания музыкального произведения. Обладая глубоким художественным содержанием, это сочинение способствовало пробуждению творческой активности и способности учениц, оказало положительное стимулирующее воздействие на их развитие.

Этюд А. Аренского си минор, как другие его произведения, служит хорошей подготовкой к изучению творчества Шопена, Чайковского, Рахманинова.

Литература:

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М. :Музыка, 1970.  

Вопросы фортепианной педагогики. Сборник статей под общей редакцией В.Натансона. М. : Музыка, 1967.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Художественные образы мультипликации."

Воспитание и обучение музыканта-пианиста – сложный, многогранный процесс. Занятие музыкой способно внести ценный вклад в развитие личности в целом и, в частности, в развитии ее интеллектуальных ...

Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ

В докладе «Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ» рассматриваются методы и приемы, используемые в детской вокально-хоровой педагогике.Особенное вн...

«Конструирование художественного образа на уроке фортепиано в 0 классе»

Открытый урок по фортепиано преподавателя ДШИ №2 Тема: «Конструирование художественного образа на уроке фортепиано в 0 классе». Цель: - Развивать слуховое напряжение, использовать авторскую методику о...

Создание художественного образа средствами музыкальной выразительности.

Занятия ансамблевым исполнительством имеют огромное значение в музыкальном воспитании учащихся. Они развивают у них такие профессионально-психологические качества, как: наблюдательность, критичность, ...

Создание художественного образа...

Создание художественного образа......