Безопасность работы в КДЛ
учебно-методический материал по теме

Маятникова Нелля Ивановна

Контрльно-измерительные материалы для подготовки к практическим занятиям. Спецальность 31.02.03. Лабораторная диагностика

Составила преподаватель Маятникова Н.И 2018г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Контрольно-измерительные материалы для текущего контроля

Цель КОС: Контроль и оценка процесса и результатов освоения ППССз СПО

по следующим темам:

Тема 1. «Основы техники безопасности»

Тема 3. «Требования безопасности в КДЛ»

Тема 2. «Безопасность работы с реактивами и медицинскими отходами»

Тема 4. «Система инфекционной безопасности в КДЛ»

Тема 5. «Профилактическая дезинфекция в КДЛ»

Шкала оценки образовательных достижений обучающихся

Качественная оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

Критерии оценки

5

отлично

«5» (отлично) – рассказ полный, грамотный, логичный; свободное владение терминологией; ответы на дополнительные вопросы чёткие, краткие

4

хорошо

«4» (хорошо) – рассказ недостаточно логичный, с единичными ошибками в частностях; недостаточная уверенность в ответах на дополнительные вопросы; ответы на дополнительные вопросы правильные.

3

удовлетворительно

«3» (удовлетворительно) – рассказ неполный, недостаточно грамотный, с ошибками в деталях, ответы на дополнительные вопросы недостаточно чёткие, с ошибками в частностях.

2

не удовлетворительно

«2» (неудовлетворительно) – рассказ неграмотный, неполный, с грубыми ошибками, незнание терминологии, ответы на дополнительные вопросы неправильные.

Занятие

Стр.

№ 1. Тема: «Основы техники безопасности»

4

№ 2. Тема: «Безопасность работы с реактивами и медицинскими отходами»

5

№ 3. Тема: «Требования безопасности в КДЛ»

8

 № 4 Тема: «Система инфекционной безопасности в КДЛ»

9

№ 5 Тема: «Профилактическая дезинфекция в КДЛ»

11

Код

Профессиональные компетенции (из стандарта)

ПК 1.4. 

5.2.1. Проведение лабораторных общеклинических исследований.

Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ПК 2.5. 

5.2.2. Проведение лабораторных гематологических исследований.

Проводить утилизацию капиллярной и венозной крови, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ПК 3.4. 

5.2.3. Проведение лабораторных биохимических исследований.

Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ПК 4.4. 

5.2.4. Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований.

Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ПК 5.4. 

5.2.5. Проведение лабораторных гистологических исследований.

Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ПК 6.5. 

5.2.6. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований.

Проводить утилизацию отработанного материала, обработку использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

                                                                                                                                           Рейтинговая карта

( может быть заполнена до итогового занятия)

Вид контроля

Задание

Оценка

Тема 1. «Основы техники безопасности»

Терминологический диктант

1.1.

Контрольные вопросы

1.2.

Тема № 2 «Безопасность работы с реактивами и медицинскими отходами»

Контрольные вопросы с эталонами ответов

2.1

Практическая часть №1

2.2.

Практическая часть 2

2.3.

Алгоритмы действия

2.4.

Тема № 3 «Требования безопасности в КДЛ»

Терминологический диктант  

3.1.

Контрольные вопросы

3.2.

Практические задания

3.3.

Тема № 4 «Система инфекционной безопасности в КДЛ»

Терминологический диктант  

4.1.

Контрольные вопросы

4.2.

Практические задания.

4.3.

Тема № 5: «Профилактическая дезинфекция в КДЛ»

Контрольные вопросы

5.1.

Подготовку устных вопросов осуществлять в группах из двух человек.

Контроль знаний по теоретическому материалу проводится в виде индивидуальной беседы с каждым студентом и  по каждой теме выставляется оценка. Студентам предлагается устная форма ответов в паре в виде диалога. При проверке теоретических знаний студент должен дать развёрнутый ответ на предложенные вопросы, соответственно изученному материалу.

Занятие №1

Тема «Основы техники безопасности»

Студенты должны знать:

Студенты должны уметь:

  • Общие принципы безопасности работы с биологическим материалом;
  • Особенности работы с биологическим материалом в лабораториях различного профиля.
  • Проводить все виды исследований с соблюдением принципов и правил безопасной работы.

1.1.Терминологический диктант

  • Конституция Российской Федерации – это ..?
  • Охрана труда –это …?
  • Трудовое право-это ..?
  • Техника безопасности…?
  • Инструктаж…?
  • Средства индивидуальной защиты…?
  • Органы надзора …?
  • Профессиональные вредности?

1.Контрольные вопросы с эталонами ответов

1.Какие права имеют граждане согласно конституции российской федерации в плане охраны труда в ст. 37?

2.Что понимают под понятием «охрана труда»?

3.Перечислите нормы и правила правового института трудового права (5).

4.Нормативные акты по охране труда подразделяются на 1.2.3.4.

5.Какие права имеют работники в соответствии с основами законодательства Российской Федерации об охране труда: 1.2.3.4.?

6.Какие обязанности возлагаются на работника в области охраны труда: 1.2.3.?

7.На что направлены требования по охране труда?

8.Какова цель надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде?

9.Перечислите формы и цель надзора и контроля: 1.2.3.

10.Органы надзора вправе проводить…

11.Перечислите формы и  надзора и контроля: 1.2.3.

12.Основные задачи Рострудинспекции: а,б,в,г.

13.Государственным инспекторам по охране труда предоставлено право:

Организационные мероприятий в КДЛ

14.Какие обязанности возлагаются на ответственного за технику безопасности7

15.Какими документами пользуются при  обучении материала?

Клинико-диагностическая лаборатория должна быть обеспечена 

16.Какая вентиляция должна быть в лаборатории?

17.Ядовитые средства должны храниться

Индивидуальные и коллективные защитные средства

18.Минимальный набор средств индивидуальной защиты при работе с биологическим материалом

19.При угрозе разбрызгивания биологического материала дополнительно используют

20.Перечислите требования к спецодежде.

21.Перечислите требования к перчаткам

22.В случае загрязнения кожных покровов кровью или другими биологическими жидкостями следует…

23.При подозрении на попадание крови на слизистые оболочки…

24.Как правильно и неправильно проводить пипетирование?

25.Как правильно транспортировать биологический материал?

26.В чём заключается обеспечение безопасности персонала?

27.Деонтология в лабораторной работе включает следующие аспекты:

Занятие № 2.

Тема: «Безопасность работы с реактивами и медицинскими отходами»

Планируемые результаты:

Знать:

Иметь представление

Уметь:

Особенности свойства  некоторых реактивов. Общие приемы работы с хим. реактивами

Обращение с кислотами и щелочами. Меры безопасности при работе с ядовитыми  и сильнодействующими веществами. Требования безопасности в аварийных ситуациях

Контейнеры для сбора отработанного материала.

 Обращение с легковоспламеняющимися веществами

Оказывать первую помощь при несчастных случаях

2.Контрольные вопросы  

1.Дайте характеристику минеральным и концентрированным кислотам и щелочам

2.Дайте характеристику огнеопасным веществам

Какие вещества относятся к взрывоопасным?

3.Работа  с ядовитыми и сильнодействующими веществами поручается …

4.Банки и другую тару с ядовитыми веществами запрещается…

5.Все работы с   ядовитыми и сильнодействующими веществами проводят

6.Дайте характеристику  перекиси водорода

7.Дайте характеристику  азотной кислоте.

8.Дайте характеристику  серной кислоте.

9.Дайте характеристику  соляной кислоте.

10.Дайте характеристику уксусной кислоте

11.Дайте характеристику хромовой смеси.

12.Дайте характеристику едкому натрию и едкому калию.

13.Дайте характеристику раствору аммиака.

14.Дайте характеристику четырёххлористому углероду.

15.Дайте характеристику ацетону

16.Дайте характеристику спирту этиловому.

Общие приемы работы с химическими реактивами

17.Каждый сосуд должен иметь

18.Запрещается химикаты пробовать на вкус.

Не допускается распознавание жидкостей

19.Склянки с перекисью водорода и всеми легко испаряющимися веществами следует открывать

20.При переносе склянки с горячим раствором необходимо

При смешивании веществ, которое сопровождается выделением тепла, необходимо пользоваться

Обращение с кислотами и щелочами

21.Где хранят кислоты и щелочи?

22.Где проводят работы с кислотами и щелочами?

23.Как отбираются из сосуда концентрированные кислоты

24.Для приготовления разведенных растворов кислот сначала …

25.Для приготовления разведенных растворов щелочей сначала…

26.Не допускается конц. кислоты и щёлочи …

27.Запрещается производить нейтрализацию крепких кислот…

28.Если в рабочем помещении разлито большое количество соляной, азотной кислоты или аммиака, нужно…

29.Уборка разлитой соляной, азотной или разбавленной серной кислоты производится следующим образом:

30.Уборка разлитой конц.  серной кислоты производится следующим образом:

31.Уборку пролитого аммиака производить…

Обращение с легковоспламеняющимися веществами

32.Вентиляция во всех помещениях лаборатории должна…  

33.Нагревание легко воспламеняющихся веществ производится в …

34.Отработанные горючие жидкости сливаются…  

35.Что необходимо знать при утилизации горючих жидкостей?

36.Горючие и легковоспламеняющиеся жидкости должны храниться

37.При воспламенении указанных веществ для тушения использовать…

38.При возникновении пожара надлежит…

Меры безопасности при работе с ядовитыми

и сильнодействующими веществами

 39.Где должны храниться ядовитые вещества?

40.Комната или шкафы, в которых хранятся ядовитые вещества, должны

41.Ответственность за использование ядовитых веществ

42.Во время работы с ядами категорически запрещается

43.После работы с ядами обязательно

44.Все ядовитые вещества (сухие и растворы),должны быть с надписью

45.Ядовитые средства подлежат учету

46.Сильнодействующие средства должны храниться…

47.Наполнять сосуды с ядовитыми и сильнодействующими веществами следует

48.Измельчать твердые ядовитые и сильнодействующие вещества следует

49.Нагревать ядовитые и сильнодействующие вещества можно только

50.Просыпанное, ядовитое или сильнодействующее вещество должно быть

51.Фильтры и бумага, использованные при работе с ядовитыми и сильнодействующими веществами, должны

52.Освободившуюся после опыта посуду и приборы

53.Загрязненную ядовитыми и сильнодействующими веществами спецодежду, полотенца и т. п. следует

54.Действия после окончания работы

55.Использованные при работе пробы, продукты дезактивации и промывные воды нужно

56. Перечислите требования безопасности в аварийных ситуациях.

3.Практическая часть №1

         Меры первой помощи при несчастных случаях

Ваши действия при ожоге 1 степени-покраснение кожи?

Ваши действия при ожоге 1 степени- пузыри.?

Ваши действия при ожоге 1 степени- разрушение тканей.?

Ваши действия при больших порезах

Ваши действия при ожогах кислотами, щелочами, бромом, фосфором

Ваши действия при ожогах глаз.

Ваши действия при ожогах рта и губ щелочью, кислотой и растворами солей тяжелых металлов.

Ваши действия при отравлении газами, раздражающими дыхательные пути- хлором, бромом, хлороводородом, оксидами азота

Ваши действия при отравлении  сероводородом, окисью углерода, синильной кислотой, мышьяковистым водородом, фосфористым водородом.

Ваши действия при отравлении аммиаком

Ваши действия при отравлении различными ядами

4.Практическая часть 2

Решение ситуационных задач

 «Меры первой помощи при несчастных случаях»

Задача № 1.   Лаборант накрутил вату на железный стержень, окунул её в спирт и поджёг. Неправильное приготовление факела привело к тому, что вата под тяжестью соскользнула со стержня и упала на открытый участок ноги. Ваши действия при оказании первой помощи если: а) возникло покраснение кожи, б) появился пузырь, в) повреждены глубокие ткани?

Задача № 2.  Лаборант  уронил литровую колбу тонкого стекла. Падая, она разбилась, образуя крупные и мелкие осколки. Крупные осколки лаборант решил собрать руками. При этом он очень сильно порезался – в ране сидел осколок. Ваши действия при оказании первой помощи?

 Большие порезы.

Задача № 3.  При приготовлении из концентрированной серной кислоты  5% раствора, концентрированная кислота попала на руку. Ваши действия при оказании первой помощи?

 Ожоги кожи кислотами, щелочами, бромом, фосфором.

Задача № 4.  При приготовлении  раствора серной кислоты  лаборант влил воду в кислоту, а не наоборот. На поверхности раздела жидкостей произошла экзотермическая реакция. Вода закипела и часть её, в виде брызг попала в глаза лаборанта.  Ваши действия при оказании первой помощи?  

Задача № 5.  При приготовлении раствора щелочи, лаборант воспользовался щипцами и молотком, маленький осколок вещества попал в газ. Ваши действия при оказании первой помощи?  

Задача № 6.   Студенту было поручено отмерить 10 мл хлороводородной кислоты. Он не воспользовался грушей и произвёл забор кислоты через пипетку ртом. Не заметив момент подъема кислоты до метки 10 мл, столбик жидкости попал в рот и на губы. . Ваши действия при оказании первой помощи?  

Ожоги рта и губ щелочью, кислотой и растворами солей тяжелых металлов.

Задача № 7.  Лаборантка разбила ампулу с бромом в лаборатории. Коричневая жидкость разлилась на полу. . Ваши действия при оказании первой помощи и утилизации галогена?  

Отравление газами, раздражающими дыхательные пути,

5Алгоритмы действия

 «Меры первой помощи при несчастных случаях»

№1. Ваши действия при возникновении пожара?

№2. Ваши действия при возникновении отравления ядовитыми веществами?

№3. Ваши действия при возникновении ожога первой, второй и третьей степени?

№4.        Ваши действия при возникновении большого пореза?

№5 .        Ваши действия при возникновении ожогов кожи кислотами, щелочами, бромом, фосфором большого пореза?

№6.        Ваши действия при возникновении ожогов глаз?

Ситуационная задача №7 .        Ваши действия при возникновении ожогов рта и губ щелочью, кислотой и растворами солей тяжелых металлов?

 «Требования безопасности в аварийных ситуациях»

1.Перечислите требования безопасности в аварийных ситуациях.

Занятие №3

Тема: Требования безопасности в КДЛ

Планируемые результаты:

Знать:

1.Общие требования безопасности в КДЛ перед началом работ.

2.Требования безопасности во время работы.

3.Требования эксплуатации центрифуг.

4.Правила при проведении бактериологических исследований с инфекционными материалами

5.Требования безопасности в аварийных ситуациях

6.Требования безопасности по окончании работ

1.Контрольные вопросы

1.К работе  в клинико- диагностических  лабораториях  допускаются лица…

2.Персонал лаборатории должен проходить обязательный

3.Все, вновь поступающие на работу, независимо от занимаемой должности должны пройти…

4.Каждый вновь принятый на работу в лабораторию должен пройти…

5.При поступлении на работу и не реже 1 раза в 12 месяцев должна проводиться…

6.Перечислите опасные и вредные факторы в КДЛ

7.Персонал кабинета обязан:

8.Администрация учреждения обязана бесперебойно обеспечивать работников отделения …

9.О каждом несчастном случае,   связанным с производством, очевидец  или пострадавший обязан…

10.Руководитель кабинета должен…

11.Для расследования несчастного случая необходимо…

12.Лица, допустившие нарушение инструкции по ОТ, подвергается…

13.Перед началом работы необходимо:

14.До начала работы персонал лаборатории  должен..

15.До начала работы персонал лаборатории  должен..

Требования безопасности во время работы

16.Персонал лаборатории во время работы должен не допускать…

17.При включении электрооборудования в сеть необходимо проверить…

18.Все нагревательные приборы должны

19.Персона лаборатории должен следить за …

20.Работник лаборатории не должны в одиночку поднимать …

21.Рабочие места для проведения исследований мочи и кала, биохимических, серологических и гормональных исследований следует оборудовать..

22.Дверцы вытяжного шкафа во время работы следует держать…

23.Для предотвращения переутомления и порчи зрения при микроскопировании и пользовании другими оптическими приборами необходимо обеспечить…

24.При распаковке инфекционного материала, присланного в лабораторию для исследования, банки и пробирки, содержащие материалы …

25.При эксплуатации центрифуг необходимо соблюдать следующие требования:

26.При эксплуатации термостата необходимо соблюдать следующие требования:

27.При проведении бактериологических исследований с инфекционными материалами должны соблюдаться следующие правила:

28.В помещении лаборатории запрещается:

Требования безопасности в аварийных ситуациях

29.При аварии  персонал кабинета должен:

30.При малейших признаках утечки газа и неисправных горелках…

31.При поражении человека электрическим током и прочих травмах действовать …

32.При прекращении подачи электроэнергии, замыкании, обрыве в системах электропитания или при появлении запаха гари персонал должен…

33.При возникновении пожара…

34.При поломках коммуникационных систем водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции ...  

Требования безопасности по окончании работ

35.По окончании работы с инфекционным материалом используемые …

36.Посуду используемую от инфекционных больных…

37.По окончанию рабочего дня персонал лаборатории  обязан …

38.При уборке помещения в конце рабочего дня полы …

.39Влажная уборка всех помещений проводится …

Занятие №4

Тема: Система инфекционной безопасности в КДЛ

Планируемые результаты:

Знать:

Иметь представление

Уметь:

Средства дезинфекции. Химический метод дезинфекции. Правила использования дезинфицирующих средств. Меры предосторожности при работе с дезинфектами.

Основные нормативные документы. Санитарное содержание помещений.

Химический метод дезинфекции. Правила по защите медицинского персонала от заражения.

Обрабатывать руки. Готовить дез. Растворы различной концентрации

1.Терминологический диктант  

1.Асептика – мероприятия,

2.Под асептикой подразумевается.

3.Дезинфекция –

4.Отраслевой стандарт –

5.Профилактическая дезинфекция…

6.Очаговая дезинфекция…

7.Химический метод дезинфекции

2.Контрольные вопросы

1.Санитарно-противоэпидемический режим (санэпидрежим) направлен на …

2.Система  инфекционной безопасности включает …

3.Асептика – мероприятия…

4.Под асептикой подразумевается…

5. Антисептика предполагает использование…

6. Дезинсекция-

5.Основные документы – это …

6.Отраслевой стандарт – это …

7.ОСТ 42-21-2-85 устанавливает…

8.На основе отраслевого стандарта разрабатываются …

9.Правила обработки рук (3)

10.Виды дезинфекции..

11.Профилактическая дезинфекция…

12.Очаговая дезинфекция…

13.Средства дезинфекции…

14.Химический метод дезинфекции

15.Как осуществляется погружение?

16.Орошение используется…?

17.Протирание используют…?

18.Засыпание используют для…?

Варианты отраслевого стандарта дезинфекции химическим методом:

19.1 вариант: применяется при гнойных заболеваниях, кишечных и воздушно-капельных инфекциях, приказ № 720

20.2 вариант: обязателен при туберкулезе, кандидозе, приказ №324

21.3 вариант: профилактика вирусных гепатитов ,СПИДа приказ №408.

22.4 вариант: анаэробные инфекции приказ №720

23.Для дезинфекции в ЛПУ применяют средства содержащие …

24.Рекомендуемые дез.растворы- (7)

25.Правила использования дезинфицирующих средств (ДС) в больницах (4)

26.Меры предосторожности при работе с дезинфектами (7)

Санитарное содержание помещений

27.Поверхности приборов, оборудования и др. в помещениях дезинфицируют способом …

28.Воздух в помещениях обеззараживают

29.Влажная уборка помещений осуществляется

Еженедельно проводится…

30.По окончании влажной уборки…

31.Ветошь подлежит…

32.Если авария произошла на центрифуге…

33.Все случаи аварийных ситуаций подлежат…

3.Практические задания.

Для того, чтобы  произвести дезинфицирующие действия необходимо научиться готовить дез.растворы заданной концентрации. При неправильном приготовлении таких растворов может возникнуть поражение кожи рук,  слизистых дыхательных путей и глаз, что может привести к отравлению организма.

Задание №1. Алгоритм приготовления 10% основного осветленного раствора хлорной извести (10 л).

Задание №2.

Алгоритм приготовления 1% рабочего раствора хлорной извести (10 л). Обязательные условия:

Примечание:

0,1% = 100 мл 10% раствора хлорной извести на 9,9 л воды.

0,2% = 200 мл 10% раствора хлорной извести на 9,8 л воды.

0,5% = 500 мл 10% раствора хлорной извести на 9,5 л воды.

2% = 2 л 10% раствора хлорной извести на 8 л воды.

Задание №3. Пошаговая последовательность обработки рук мед.работника

Занятие №5

Тема: Профилактическая дезинфекция в КДЛ

Планируемые результаты:

Знать:

Иметь представление

Уметь:

Первый этап обработки изделий-дезинфекция.  Способы дезинфекции изделий медицинского назначения. Дезинфекция биоматериалов и лабораторной посуды Предстерилизационная очистка- второй этап обработки изделий Стерилизация- третий этап обработки изделий

Методы стерилизации. Контроль качества стерилизации

Методы дезинфекции изделий медицинского назначения

Проводить контроль пред-стерили-зационной очистки

1.Контрольные вопросы

1.Перечислите пути передачи инфекционного начала…

2.Для уменьшения опасности заражения пациентов в ЛПУ осуществляется…

3.Профилактическая и очаговая дезинфекция. включает комплекс дезинфекционных мероприятий:

Дезинфекция-первый этап обработки изделий

4.Дезинфекции подлежат…

5.Цель дезинфекции –

6.Перечислите методы дезинфекции изделий медицинского назначения:

7.Перечислите способы  механического метода дезинфекции?

8.Перечислите способы  физического метода дезинфекции?

9.Перечислите способы  химического  метода дезинфекции?

10.Биологический метод дезинфекции-это…

11.Приведите пример  использования нескольких методов дезинфекции?

12.Перечислите способы дезинфекции изделий медицинского назначения:

13.Как проводят кипячение ?

14.Как проводят паровой метод?

15.Как проводят воздушный метод?

16.Как проводят. химический метод?

17.Какие операции проводят после использования изделий …(1,2)

Дезинфекция биоматериалов и лабораторной посуды

18.Остатки крови, мочи и других биологических жидкостей, а также промывные воды…

19.Кал, мокроту собирают…

20.Посуда, соприкасавшаяся с биологическими материалами (пробирки, банки для мочи, чашки Петри, флаконы, кюветы и т.д.) подлежит

21.Для обработки пластиковых кювет и пробирок используется

22.С предметных стекол после микроскопии

Предстерилизационная очистка- второй этап обработки изделий

23.Цель предстерилизационной очистки…

24.Перечислите способы предстерилизационной очистки

Алгоритм очистки:

25.Как проводят замачивание?

26.Как проводят мойку?

27.Как проводят первое ополаскивание?

28.Как проводят второе ополаскивание?

29.Как проводят сушку?

Контроль качества предстерилизационной очистки

30.Перечислите ряд требований, предъявляемых к предстерилизационной очистки

31.Качество предстерилизационной обработки контролируют путем проб на:

32.Амидопириновая проба

33.Азопирамовая проба

34.Фенолфталеиновая проба

35.Проба с Суданом III

Стерилизация- третий этап обработки изделий

36.Стерилизация- это метод…

37.Цель стерилизации-

38.Стерилизации подлежат…

Методы стерилизации

39.Перечислите методы стилизации

40.Паровой метод:

41.Воздушный метод:

42.Химический метод

43.Газовый    метод.

44.Радиационный метод.

45.Контроль качества стерилизации



Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка.

        Контрольно измерительные средства   предназначены для использования на итоговом практическом занятии (диф.зачёт) по  дисциплине «Безопасность работ в КДЛ». Итоговое занятие включает все необходимые материалы по контролю знаний

Результатом освоения программы дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Безопасность работ в КДЛ», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Профессиональные компетенции (из стандарта)

ПК 1.4. 

5.2.1. Проведение лабораторных общеклинических исследований.

Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ПК 2.5. 

5.2.2. Проведение лабораторных гематологических исследований.

Проводить утилизацию капиллярной и венозной крови, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ПК 3.4. 

5.2.3. Проведение лабораторных биохимических исследований.

Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ПК 4.4. 

5.2.4. Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований.

Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ПК 5.4. 

5.2.5. Проведение лабораторных гистологических исследований.

Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ПК 6.5. 

5.2.6. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований.

Проводить утилизацию отработанного материала, обработку использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

2.3.Ключевые компетентности, формирующиеся при изучении дисциплины

  • Интегративность- ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, и проч.).
  • Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, приобретение знаний из различных источников информации;
  • Компетентность формирования умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
  • Компетентность формирования навыков самостоятельной работы с учебным материалом;
  • Компетентность формирования умения и навыков самообразования;
  • Компетентность формирования умения сформулировать  задачу и кооперативно ее решить;
  • Компетентность формирования навыков самоконтроля

Система оценки образовательных достижений обучающихся

Универсальная шкала оценки образовательных достижений обучающихся

Процент результативности

(правильных ответов

Качественная оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

Удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Критерии оценки

  •  «5» (отлично) – рассказ полный, грамотный, логичный; свободное владение терминологией; ответы на дополнительные вопросы чёткие, краткие.
  • «4» (хорошо) – рассказ недостаточно логичный, с единичными ошибками в частностях; недостаточная уверенность в ответах на дополнительные вопросы; ответы на дополнительные вопросы правильные.
  • «3» (удовлетворительно) – рассказ неполный, недостаточно грамотный, с ошибками в деталях, ответы на дополнительные вопросы недостаточно чёткие, с ошибками в частностях.
  • «2» (неудовлетворительно) – рассказ неграмотный, неполный, с грубыми ошибками, незнание терминологии, ответы на дополнительные вопросы неправильные.

Для оценки образовательных достижений обучающихся применяется универсальная шкала оценки образовательных достижений.

Перечень вопросов  и ситуационных задач  для итогового собеседования по дисциплине  

 «Безопасность работ в клинико-диагностических лабораториях»

1. Вопросы для собеседования

1. Какие права имеют граждане согласно конституции российской федерации в плане охраны труда?

2.Перечислите факторы профвредностей в ЛПУ?

3.Алгоритм действий при оказании помощи сотруднику, получившему электротравму.

4. Алгоритм действия сотрудника после окончания работы в лаборатории.

5. Ваши действия при малейшем признаке отравления?  

6.Перечислите общие приемы работы с химическими реактивами.

7.Если в рабочем помещении разлито большое количество соляной, азотной кислоты или аммиака, что надо делать?

8. Куда сливаются отработанные горючие жидкости ?

9. Как проводят дезинфекцию лабораторной посуды?

10.Как проводят дезинфекцию биоматериала?

11.Как проводят дезинфекцию блоков, кювет-анализатора ФП, кювет измерительной аппаратуры, пластиковые пробирки и т.д.?

12.Как проводят дезинфекцию  предметных стекол с фиксированным и окрашенным мазком крови?

13.Как проводят утилизацию остатков крови?

14.Как поступают с промывными водами?

2. Ситуационные задачи

для собеседования с эталонами ответов

. 

Задача № 1.  При приготовлении из концентрированной серной кислоты  5% раствора, концентрированная кислота попала на руку. Ваши действия при оказании первой помощи? Ожоги кожи кислотами, щелочами, бромом, фосфором.

Задача № 2.  При приготовлении  раствора серной кислоты  лаборант влил воду в кислоту, а не наоборот. На поверхности раздела жидкостей произошла экзотермическая реакция. Вода закипела и часть её, в виде брызг попала в глаза лаборанта.  Ваши действия при оказании первой помощи?  

Задача № 3.  При приготовлении раствора щелочи, лаборант воспользовался щипцами и молотком, маленький осколок вещества попал в газ. Ваши действия при оказании первой помощи?  

Задача № 4.   Студенту было поручено отмерить 10 мл хлороводородной кислоты. Он не воспользовался грушей и произвёл забор кислоты через пипетку ртом. Не заметив момент подъема кислоты до метки 10 мл, столбик жидкости попал в рот и на губы. . Ваши действия при оказании первой помощи?  Ожоги рта и губ щелочью, кислотой и растворами солей тяжелых металлов.

Задача № 5.  Лаборантка разбила ампулу с бромом в лаборатории. Коричневая жидкость разлилась на полу. . Ваши действия при оказании первой помощи и утилизации галогена?  Отравление газами, раздражающими дыхательные пути, — хлором, бромом, хлороводородом, оксидами азота.

Задача №6. В помещении лаборатории возник пожар. Ваши действия при возникновении пожара?

Задача №7.Лаборант получил отравление ядовитым веществом. Ваши действия при возникновении отравления ядовитыми веществами?

Задача №8. Лаборант получил ожоги ожога первой, второй и третьей степени. Ваши действия при возникновении ожога первой, второй и третьей степени?  .

Задача №9 . Лаборант разбил колбу и получил большой порез запястья руки.  Ваши действия при возникновении большого пореза?

Задача №10 .        При неправильном обращении с ядовитыми веществами лаборант получил ожоги кожи кислотами, щелочами, бромом, фосфором большого пореза. Ваши действия при возникновении ожогов кожи кислотами, щелочами, бромом, фосфором большого пореза?

Задача №11 Лаборант получил ожоги глаз. Ваши действия при возникновении ожогов глаз?

Задача №12 . Лаборант получил ожоги рта и губ щелочью, кислотой и растворами солей тяжелых металлов. Ваши действия при возникновении ожогов рта и губ щелочью, кислотой и растворами солей тяжелых металлов?

Итоговые тесты

по дисциплине МДК 01.02 «Безопасность работ в клинико-диагностических лабораториях». ПМ.00 Профессиональные модули

П.М.01 Проведение лабораторных общеклинических исследований

 (20 вопросов)

Можно ли использовать реактив, хранящийся в склянках без этикетки?

A. Нет;  Б. Да, если я знаю этот реактив;  B. Да, если его определить.

В комплект дежурной специальной одежды входит:

А. халат, колпак, маска и перчатки; Б. респиратор, фартук, резиновые сапоги, перчатки и защитные очки; В. халат, перчатки

Где хранятся реактивы?

А. Столы и шкафы, закрытые па ключ; Б. Стол и шкаф старшего лаборанта; В. столы и шкафы в любом месте лаборатории

Как определить запах вещества?

A.        Поднести горлышко склянки к носу; Б. Обмакнуть фильтровальную бумажку, подсушить в воздухе и понюхать; B. Направить воздух ладонью к носу.

Можно ли пробовать вещества на вкус?

А. Нет;  Б. Да;  В. Да, если вещество безвредно.

Кислоты и щелочи хранят в:

A.        вытяжном шкафу;    Б. сейфе.

B.        вшкафу старшего лаборанта.

Необходимо отлить немного концентрированной кислоты. Где это можно сделать?

A.        Держа на вытянутых руках; Б. На любом столе с кафельным покрытием; B.        В вытяжном шкафу.

Необходимо взять немного концентрированной кислоты. Как это сделать?

A. Пипеткой с грушей; Б. Отлить в  пробирку; B.        Верно А и Б

Как разводят кислоту?

A.        В воду льют кислоту; Б. В кислоту льют воду;

B.        В зависимости от концентрации  А или Б.

При приготовлении растворов щелочей используют посуду:

A.        Стеклянную; Б. Термостойкую.

B.        Пластмассовую.

Можно ли растворы концентрированных кислот и щелочей сливать в канализацию?

A.        Да; Б. Нет;

B.        Да, после нейтрализации.

Как нейтрализуют сильную кислоту?

A.        Добавить такое же количество крепкой щелочи;
Б. Добавить понемногу слабый раствор щелочи;

B.        Добавить воды.

Как можно быстро убрать разлитую серную, соляную или азотную кислоту?

A.        Одеть дежурную спец одежду, залить холодной водой, нейтрализовать, засыпать песком; Б. Быстро взять тряпку и вытереть;  

B.        Оставить до полного высыхания.

Уборка разлитой кислоты должна проводиться в:

A.        Перчатках и в маске; Б. В спец одежде

B.        в дежурной спец одежде.

Где производят нагревание легковоспламеняющихся веществ?

A.        В вытяжном шкафу или в гидролизной комнате; Б. За рабочим местом.B.        Хоть где.

Можно ли спускать в канализацию отработанные горючие вещества?

A.        Да; Б. Да, если разбавить водой; B.        Нет.

При приготовлении растворов щелочей используют посуду:

A.        Стеклянную; Б. Термостойкую;

B.        Пластмассовую.

Как утилизируют отработанные горючие вещества?

А. Сжигаются; Б. Сливаются в канализацию; В. Сливаются в спец тару и передаются для регенерации.

Опасна ли смесь эфира с перекисью водорода?

А. Нет; Б. Да, взрывается при действии солнечных лучей; В. Нет, если находится в освещенной комнате.

Горючие жидкости должны храниться:

A. В любой посуде, удобной лаборанту; Б. В любом месте, но в железных ящиках; B.        Только в железном ящике, удаленном от проходов и тепловых поверхностей.

Итоговые тесты

по дисциплине МДК 01.02 «Безопасность работ в клинико-диагностических лабораториях». ПМ.00 Профессиональные модули

П.М.01 Проведение лабораторных общеклинических исследований

 (30 вопросов)

Можно ли использовать реактив, хранящийся в склянках без этикетки?

A. Нет;  Б. Да, если я знаю этот реактив;  B. Да, если его определить.

В комплект дежурной специальной одежды входит:

А. халат, колпак, маска и перчатки; Б. респиратор, фартук, резиновые сапоги, перчатки и защитные очки; В. халат, перчатки

Где хранятся реактивы?

А. Столы и шкафы, закрытые па ключ; Б. Стол и шкаф старшего лаборанта; В. столы и шкафы в любом месте лаборатории

Как определить запах вещества?

A.        Поднести горлышко склянки к носу; Б. Обмакнуть фильтровальную бумажку, подсушить в воздухе и понюхать; B. Направить воздух ладонью к носу.

Можно ли пробовать вещества на вкус?

А. Нет;  Б. Да;  В. Да, если вещество безвредно.

Кислоты и щелочи хранят в:

A.        вытяжном шкафу;    Б. сейфе.

B.        вшкафу старшего лаборанта.

Необходимо отлить немного концентрированной кислоты. Где это можно сделать?

A.        Держа на вытянутых руках; Б. На любом столе с кафельным покрытием; B.        В вытяжном шкафу.

Необходимо взять немного концентрированной кислоты. Как это сделать?

A. Пипеткой с грушей; Б. Отлить в  пробирку; B.        Верно А и Б

Как разводят кислоту?

A.        В воду льют кислоту; Б. В кислоту льют воду;

B.        В зависимости от концентрации  А или Б.

При приготовлении растворов щелочей используют посуду:

A.        Стеклянную; Б. Термостойкую.

B.        Пластмассовую.

Можно ли растворы концентрированных кислот и щелочей сливать в канализацию?

A.        Да; Б. Нет;

B.        Да, после нейтрализации.

Как нейтрализуют сильную кислоту?

A.        Добавить такое же количество крепкой щелочи;
Б. Добавить понемногу слабый раствор щелочи;

B.        Добавить воды.

Как можно быстро убрать разлитую серную, соляную или азотную кислоту?

A.        Одеть дежурную спец одежду, залить холодной водой, нейтрализовать, засыпать песком; Б. Быстро взять тряпку и вытереть;  

B.        Оставить до полного высыхания.

Уборка разлитой кислоты должна проводиться в:

A.        Перчатках и в маске; Б. В спец одежде

B.        в дежурной спец одежде.

Где производят нагревание легковоспламеняющихся веществ?

A.        В вытяжном шкафу или в гидролизной комнате; Б. За рабочим местом.B.        Хоть где.

Можно ли спускать в канализацию отработанные горючие вещества?

A.        Да; Б. Да, если разбавить водой; B.        Нет.

При приготовлении растворов щелочей используют посуду:

A.        Стеклянную; Б. Термостойкую;

B.        Пластмассовую.

Как утилизируют отработанные горючие вещества?

А. Сжигаются; Б. Сливаются в канализацию; В. Сливаются в спец тару и передаются для регенерации.

Опасна ли смесь эфира с перекисью водорода?

А. Нет; Б. Да, взрывается при действии солнечных лучей; В. Нет, если находится в освещенной комнате.

Горючие жидкости должны храниться:

A. В любой посуде, удобной лаборанту; Б. В любом месте, но в железных ящиках; B.        Только в железном ящике, удаленном от проходов и тепловых поверхностей.

 Общий запас огнеопасных веществ в лаборатории не должен превышать:

A.        1-го литра; Б. 3-ёх литров; B.        10-ти литров.

Ядовитые вещества хранят в:

A.        Вытяжном шкафу; Б. Столе старшего лаборанта; B.        Сейфе

Что должно быть написано на склянке с ядом?

A.        «Яд» и наименование вещества; Б. «Обращаться с осторожностью» и череп с двумя костями; B.        А и Б.

Можно ли использовать посуду с отбитыми краями?

A.        Да; Б. Да, если отбито совсем немного;

B.        Нет

В химической лаборатории возможны ожоги:

A.        Термические; Б. Химические;

B.        А и Б

При попадании на кожу едкого вещества поврежденную поверхность держать под струей холодной воды (кроме плавиковой кислоты):

A.        1-3 часа; Б. 15-20 минут; B.        5 минут.

При взвешивании химического вещества его можно брать

А. Рукой в перчатке Б. Лопаточкой

В. Сыпать из банки

При ожогах 1ст. (краснота) и 2ст (пузыри) поврежденный участок необходимо обработать:

A.        Водой; Б. 3-5% раствором пермапганата калия;  B.        И тем и другим.

При ожоге 3 (повреждение тканей) степени необходимо:

A.        Промыть водой и наложить повязку; Б. Промыть 3-5% раствором перманганата калия и наложить повязку;

B.        Наложить стерильную повязку и вызвать врача

При попадании в глаза едких веществ необходимо:

А. Закапать, масло; Б. Промыть. Водой; В. Ничего не делать, вещество само выйдет со слезной жидкостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Правила безопасной работы в Интернете"

Помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!Приучайтесь  не «проводить время» в...

Внеклассное мероприятие "Правила безопасной работы в Интернете"

Помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!Приучайтесь  не «проводить время» в...

Рекомендации родителям "Дети и Интернет. Безопасная работа детей в Интернете"

Безопасность работы детей в сети ИнтернетКомплект методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет:- Методические рекомендации по огра...

Методические указания для выполнения практических работ по ОП 09 Безопасность работ в электроустановках специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Методические указания для выполнения практических работ по ОП 09 Безопасность работ в электроустановках разработанны на основе рабочей программы и предназначенны для реализации государственных требова...

Методические указания для выполнения самостоятельных работ по ОП 09 Безопасность работ в электроустановках специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Методические указания для выполнения самостоятельных работ по ОП 09 Безопасность работ в электроустановках разработанны на основе рабочей программы и предназначенны для реализации государственных треб...