Обучение и развитие личности.
статья на тему

Содержание этой статьи основывается на анализе федерального закона «Об образовании» и научных работ Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, Э. Клапареда, В. Штерна, К. Бюлера, У. Джемса, Э. Торндайка и Э. Меймана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_i_razvitie_lichnosti.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение и развитие личности.

Содержание этого статьи основывается на анализе федерального закона «об образовании» и научных работ Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, Э. Клапареда, В. Штерна, К. Бюлера, У. Джемса, Э. Торндайка и Э. Меймана.

Одна из главных проблем педагогической психологии — психологические основы процесса обучения и его связь с общим развитием человека.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года в статье 2 устанавливает следующие понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

В традиционной педагогической психологии обучение рассматривается как деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. Обучение с этой позиции видится как форма передачи новому поколению опыта предшествующих поколений. В этом подходе акцент чаще делается на педагогическое воздействие педагога на учащегося, а учащийся рассматривается как пассивный объект.

В современной педагогической психологии все чаще обучение рассматривается как процесс психического и личностного развития учащегося в процессе усвоения знаний, умений и навыков. При таком подходе учащийся является активным субъектом, а не пассивным объектом воздействий. Педагог, с позиций современной педагогической психологии, организует педагогическое взаимодействие, включающее совместное общение, совместную деятельность учащихся, формирует их конструктивное отношение к себе, другим людям и окружающему миру. В этом случае учащийся имеет больше свободы в организации своей учебной деятельности в соответствии с естественной целесообразностью целостного развития.

Многочисленные и разнообразные цели обучения условно делятся на две большие группы:

1 группа. Формирование знаний и способов деятельности. 

Под знаниями здесь имеется в виду особая система понятий, специфичная для всякой науки. Эта система принципиально отличается от разрозненного, случайного набора отдельных фактов и явлений.

Истинное, профессиональное знание понятийно, целостно и оно расходится со знанием бытовым, хаотичным, бессистемным.

Обучение изначально предназначено для усвоения научного, а не житейского знания.

Формирование новых способов и приемов деятельности — это оснащение личности внешними и внутренними действиями, навыками и умениями. Такие образования изменяют саму деятельность, ее результативность и содержание, что способствует возникновению у личности новых деятельностей, а также качественному преобразованию всей деятельностной сферы.

2 группа. Повышение общего уровня умственного и личностного развития, смена вида мышления, актуализация, формирование и развитие потребностей и способностей человека к учению и самообучению.

Реализация такой объемной цели осуществляется не сама по себе и не только за счет достижения первой цели обучения. Необходимо целенаправленное стимулирование педагогом активной и самостоятельной деятельности обучающихся.

Таким образом, психологическая сущность эффективного обучения заключается в актуализации психологического потенциала учащегося в учении, учете педагогом возрастных и индивидуальных особенностей обучаемого. Важным в этой связи является вопрос о соотношении обучения и развития.

Обучение самым непосредственным образом связано с развитием, которое означает необратимые, направленные, закономерные изменения человека, сопровождающиеся возникновением нового качественного состояния сознания, физиологических и психических функций.

Л. С. Выготский, выделил три точки зрения относительно соотношения развития и обучения.

1 точка зрения. Развитие и обучение — независимые процессы. 

Развитие ребенка подчинено природным законам, подобно созреванию. Возможности, которые возникают в процессе развития, и использует обучение. Для доказательства такого суждения ученые разделили результат развития и продукт обучения. Подобная точка зрения означает: развитие идет своим чередом и достигает оптимального уровня без посредства обучения. Получается, что интеллектуальные возможности детей, которые никогда не учились, такие же, как и у обучающихся в образовательных учреждениях. Иногда признается и зависимость между двумя процессами: развитие создает возможности, а обучение их реализует. Последнее, следовательно, как бы надстраивается над созреванием, не является приоритетным. Развитие должно пройти определенные стадии, чтобы осуществилось обучение. Такой логики придерживались В. Штерн и Ж. Пиаже.

2 точка зрения. Обучение и развитие сливаются воедино.

Различия между ними не рассматриваются. У. Джемс, Д. Уотсон, К. Коффка утверждали, что ребенок развит настолько, насколько он обучен. Обучение и есть развитие. Развитие и есть обучение. Базируясь на этой позиции, некоторые ученые полагали, что посредством внешнеорганизованного обучения можно развить любые психические функции.

3 точка зрения. Обучение, опережая развитие, должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Это точки зрения придерживался Л. С. Выготский.

Ведущая роль обучения не отрицает важности учета биологического развития ребенка. Важна опора на биологические индикаторы для выявления того, что изменилось в личности ребенка, переходит ли он на другую ступень и начинает ли выполнять элементы новой для него деятельности. Например, в возрасте между 5 и 7 годами совершается скачок в развитии мозга, особенно лобных долей. Известно, что они выполняют функцию планирования и организации временной последовательности действий и мыслей. Согласно Л. С. Выготскому, развитие речи приводит к развитию вербального мышления, что знаменует переход к новому этапу (соответствующему среднему школьному возрасту). В этот период благодаря обучению увеличивается объем памяти и эффективность ее использования. Школьники начинают понимать сильные и слабые стороны своей памяти, в результате чего более осознанно усваивают учебный материал.

Трудно не согласиться с третей точкой зрения, но, по моему мнению, эта точка зрения  является лишь доказательством второй: Обучение и развитие сливаются воедино.

Разнородность взглядов на соотношение обучения и развития личности создает первую проблему в образовательном процессе:  ребёнок, видя противоречия во мнениях взрослых, либо принимает позицию одного из взрослых и вступает в спор теми взрослыми, кто не придерживается этой позиции, либо делает свой собственные выводы и тогда спорит со всеми взрослыми.

        Эта проблема может разрешится тогда и только тогда, когда у взрослых не будет противоречий. 

А поскольку в современной действительности разнородность взглядов присутствует во всех отраслях знаний, то соответственно и познавательный интерес на уроках технологии будет носить избирательный характер: мнение ребёнка совпадает с мнением учителя - интерес будет активизироваться, в противном случае интереса не будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алмаева Р. Я. дополнительная образовательная программа начального общего образования социального направления развития личности «Природе нашу заботу»

Переход начальной школы на федеральные государственные стандарты нового поколения предусматривает обеспечение индивидуальных способностей детей во внеурочной деятельности. Предлагаемая дополнительная ...

Роль предмета "технология" в развитии личности.

В процессе изучения предмета «Технология», заметно совершенствуется мышление подростка, осознание своих возможностей в трудовой сфере, кроме того это – единственный из всех общеобразовательных п...

Развитие личности преподавателя в процессе его профессионального становления

Статья посвещена необходимости личностного развития преподавателя в течении профессиональной деятельности...

Учебно-дидактический проект Развитие личности студента для подготовки квалифицированного кадра по профессии «Оператор связи»

Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время  важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие мастера производственного об...

Технология проблемного обучения и развитие личности в образовании

Технологияпроблемного обучения и развитие личности в образовании...

Творческое развитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования

     Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковым...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Сегодня преподаватель, работающий в сфере  среднего профессионального образования, поставлен перед задачей: подготовить современного специалиста, способного конкурировать на рынке труда. По...