педагог как субъект профессиональной деятельности
статья на тему

Канавина Елена Викторовна

реферат на тему "Педагог  как субъект профессиональной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog_kak_subekt_professionalnoy_deyatelnosti.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего образования

«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Педагог как субъект

профессиональной деятельности

реферат

Канавина Елена Викторовна

Группа 171

Кемерово

2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

  1. Профессия учителя и ее роль в современном мире……………………...3
  2. Профессионально значимые качества личности педагога………………5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….7

Список литературы и источников………………………………………...9

ВВЕДЕНИЕ

Принадлежность человека к  профессии проявляется в особенностях его деятельности и способах мышления. Педагогическая профессия относится к профессиям, предметом которых является другой человек, но в отличии от других профессий данной группы она отличается образом мысли ее представителей, более высоким чувством долга и гиперответственностью.

Профессия педагога, в отличии от других профессий класса  «человек - человек» относится и к классу преобразующих, и к классу управляющих профессий одновременно.

Основа педагогической профессии - взаимоотношения с людьми. Деятельность представителей профессий типа «человек - человек» другой направленности тоже требует взаимодействия с людьми, но их взаимодействие направлено на удовлетворение запросов и потребностей человека. А в профессии педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия людей на их достижение.

Особенность педагогической деятельности в качестве деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет двойной предмет труда:

  • главное ее содержание - взаимоотношения с людьми: если у руководителя (коим является педагог по отношению к учащимся) не складываются должные отношения с людьми, которыми он руководит или которых он убеждает (т.е. учащимися), значит, нет самого главного в его деятельности;
  • профессии этого типа всегда требуют специальных ЗУН в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит).

Поэтому в профессии учителя умение общаться становятся профессионально необходимым качеством.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

педагогический профессиональный учитель

  1. Профессия учителя и ее роль в современном мире

В основе профессионального педагогического образования в РФ лежат две концепции (идеи): концепция светского образования и концепция многоуровневого образования.

Ступени профессионально-педагогического образования в РФ.

пед.колледжи

пед.ВУЗы

аспирантура

Новая система высшего образования (европейская) – бакалавр и магистр в образовании, закреплённая Болонским соглашение 2003 года. Переход РФ на европейскую систему образования связан с процессами глобализации в современном обществе, с принятием единой формы образования на европейском пространстве.

Своим происхождением педагогическая профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию. Развитие педагогической профессии тесно связано с развитием общества. Первыми учителями были жрецы и шаманы. Первые университеты, дающие свидетельство о праве преподавать появились в эпоху средневековья (1158 году в Болонье).

С развитием производства в эпоху капитализма педагогическая профессия становится массовой, т.к. обществу необходимо всё большее количество образованных людей. Появляются первые учительские институты (Германия 1732 г, Россия 1804 г)

В России после социалистической революции 1917 года повсеместно открываются педагогические учебные заведения для подготовки грамотных педагогов. В стране шла ликвидация безграмотности. С переходом общества в информационную эпоху роль педагогической профессии изменилась. Учитель из «транслятора» знаний превратился в менеджера (управляет образование детей).

Информационное общество – это общество, в котором главное – накопленная используемая информация, её количество и качество. Школа в эпоху информационного общества стала информационной: компьютеры, мультимедиа, электронные учебники и т. д.

Требования к учителю в информационном обществе: знать процессы, происходящие в образовании; работать с информацией; повышать компьютерную грамотность; рефлексировать; обладать эрудицией.

Процессы, которые происходят в образовании в 21 веке: перенос центра тяжести с обучения на учение; более тесная связь с жизнью; смена модели образования; получение образования независимо от места проживания; домашнее образование; экономия времени; развитие интеллекта человека (его творческого потенциала и критического мышления)

Модель «образование на всю жизнь» отличается от модели «образование в течение всей жизни». Суть 1 модели: полученного в детстве образования хватало до конца жизни, суть 2 модели: информация быстро устаревает и меняется, чтобы владеть всегда свежей информацией необходимо учиться всю жизнь.

Перенос центра тяжести с обучения на учение. Раньше на первом плане была деятельность педагога (обучение), теперь на первом плане – деятельность ученика (учение)

Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется «образ человеческий. С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.

Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферу образования, что с наибольшей отчетливостью проявилось в падении общественной ценности образования и тесно связанным с этим падением престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.

  1. Профессионально – значимые качества личности педагога

Профессиональные качества педагога разделяют на объективные, субъективные и  личные качества.

Профессиональные качества педагога - это качества необходимые для работы именно в педагогической сфере. Как уже говорилось выше, они подразделяются на объективные и субъективные.

Объективные качества включают в себя: научную подготовку в преподаваемой предметной области (или областях); научную подготовку в области педагогики и психологии; регулярное повышение квалификации; непрерывное самообразование.

Научная подготовка в предметной области и в области педагогики и психологии, как правило, подтверждаются документами о соответствующем образовании - педагогическом (высшем или среднем специальном).

Регулярное повышение квалификации подразумевает посещение семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации и заключается в обмене опытом и освоении новых методик.

Но между официальными формами обучения педагог должен продолжать совершенствовать собственные знания непрерывно. Педагогическое самообразование учителя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий творчества.

Субъективные качества педагога - это качества связанные с его педагогическим талантом. Совокупность этих качеств в свою очередь отражает позицию педагога.

Позиция педагога - это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности.

К субъективным качествам педагога относятся:

  • твердая социальная позиция: глубокая убежденность в правильности служения народу.
  • Профессиональная позиция, заключающаяся в проектировочном подходе к человеку: глубокое убеждение в том, что человек всегда может стать лучше.
  • Педагогическое воображение (прогностические способности) - способность, которая выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств учащегося.
  • Дидактические способности - способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
  • Академические способности - способности к соответствующей области наук (математика, история, физика, иностранные языки и т.д.).
  • Организаторские способности - это способности связанные как со способностью организовать ученический коллектив, сплотить его, направить на решение общих задач, координировать его, так и со способностью правильно организовать свою собственную работу, т.е. умение и правильно ее планировать. и самостоятельно ее контролировать и оценивать.
  • Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на основании этого, а также на основании прекрасного знания предмета и других своих профессиональных качеств добиваться у них авторитета.
  • Коммуникативные способности - способности к общению с детьми (здесь немаловажную роль играет такое личностное качество как любовь к детям), умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения отношения, наличие педагогического чувства такта.
  • Перцептивные способности: умение слушать и слышать (выслушивать); душевная направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведения; умение мысленно представить, смоделировать внутренний мир воспитанника/учащегося (а не приписать ему свой собственный или иной чужой мир, знакомый по опыту); способность к сопереживанию.
  • Способность к распределению внимания между несколькими видами деятельности одновременно имеет особое значение для работы учителя. Способный опытный учитель внимательно следит за формой и содержанием изложения материала, за развертыванием своей мысли или мысли ученика, в то же время держит в поле внимания всех учащихся, поддерживает дисциплину; чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание; следит за собственным поведением: позой, мимикой и пантомимикой, походкой, тембром голоса и др.
  • Широкий кругозор: интересы и компетентность учителя не должны сводиться только к его профильному предмету, он должен быть развит всесторонне, в том числе понимать, что происходит вокруг него не только в ближайшей внешней среде, но и во всем мире в целом; он должен, если не разделять, то хотя бы понимать чем живут учащиеся, в противном случае между учениками и учителем может возникнуть «конфликт поколений».
  • Готовность к решению нестандартных ситуаций: в образовательном процессе могут возникнуть любые незапланированные ситуации и учитель должен быть к этому готов.
  • Стрессоустойчивость. Практически все профессии типа «человек - человек» подвержены развитию синдрома эмоционального сгорания, который проявляется в истощении эмоциональных ресурсов, а люди, занимающиеся педагогической деятельности - втройне.
  • Речевая (коммуникативная) культура включает в себя грамотную речь, способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства при помощи речи, а также мимики и пантомимики.

К личностным качествам относятся качества, которые в значительной степени предопределены у каждого человека на биологическом уровне, но все же они могут в той или иной степени корректироваться, развиваться, усиливаться в течение жизни человека, его трудом, волей, стремлением к самосовершенствованию. Задача педагога - развивать эти качества по максимуму.

К личностным качествам относятся:

  • Энергичность: высокая активность, трудоспособность, неутомимость, целеустремленность.
  • Коммуникабельность - умение налаживать контакты, желание, готовность вести за собой других, умение брать на себя ответственность не только за себя, но и за других.
  • Твердость воли - умение проявить твердость и последовательность как в своих действиях, так и способность внушить уверенность тем, кто сомневается, без чего невозможно убедить людей в правильности избранных целей и добиться результата.
  • Честность и порядочность: единство слова и дела. Без этих качеств невозможно обеспечить доверие людей и возможность сотрудничества с ними.
  • Незаурядный уровень интеллекта: умение сбора и анализа больших объемов информации и использовать ее как для личного самосовершенствования, так и на благо организации, в которой он работает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У многих на это уходят многие годы, а отдельные педагоги так и остаются в разряде посредственных, для которых педагогическая деятельность лишь способ стабильного получения дохода, а никак не призвание и не творческая деятельность.

Чтобы стать мастером своего дела, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, то есть самостоятельно анализировать педагогические явления, «расщеплять» их на отдельные составные элементы, осмыслить каждую часть связи с целым, находить необходимые, адекватные логике рассматриваемого явления идеи, выводы, принципы в теории обучения и воспитания, рассматривать явления с психолого-педагогической точки зрения, уметь выявлять основную педагогическую проблему и подбирать к ней способы ее оптимального решения.

Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который не только опирается в своей деятельности на научную теорию, но и обладает в полной мере всеми теми качествами, которые описаны в данной работе. И не только обладает ими, а еще и развивает их, постоянно занимается самосовершенствованием, в котором немалую роль играет самоанализ.


Список литературы и источников

  1. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.
  2. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. - 384 с.
  3. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. - Изд. 6-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 541, [1] с. - (Высшее образование).
  4. Управление в системе образования: учебное пособие / Н.Н. Панферова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 248 с. - (Высшее образование).
  5. http://knowledge.allbest.ru
  6. http://studfiles.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура педагога - условие успешной профессиональной деятельности

Материал предоставлен в виде презентации для проведения тематического педагогического совета....

Самоанализ профессиональной деятельности социального педагога

Самоанализ  профессиональной деятельности социального педагога...

Методическая разработка интерактивного занятия на тему: «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного обучения

Представлен конспект  урока по теме «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного  обучения....

Самооценка профессиональной деятельности педагога

Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки....

Лекция «Правовое регулирование производственных отношений, правовое положение субъектов предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Правовое регулирование производственных отношений, правовое положение субъектов предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики» для специальности «Гостиничное...

Проектная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС как средство моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе

педагогический проект , коллекция моделей одежды, учебный проект, проблемы и возможности. Предлагается к использованию в  системе СПО по специальности 29.02.04 "Конструирование, моделировани...

Консультация для педагогов "Управления стрессом в профессиональной деятельности педагога"

      Каждый человек на протяжении всей жизни время от времени сталкивается со стрессовыми ситуациями. Они возникают из-за нехватки времени, конфликтов на работе и...