Роль учителя в создании здоровьесберегающих условий на уроке
статья на тему

Правшина Любовь Алексеевна

Реализация  здоровьесбережения  в образовательном процессе невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.            Главными элементами, определяющими личность учителя, принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль учителя в создании   здоровьесберегающих условий на уроке

Реализация  здоровьесбережения  в образовательном процессе невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.            Главными элементами, определяющими личность учителя, принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Обеспечить здоровьесберегающий процесс на уроке возможно только при взаимодействии учителя и ученика. Ключевой фигурой в этом взаимодействии, несомненно, выступает учитель. Создавая благоприятные условия на уроке, учитель способствует сохранению  здоровья ученика.

Проектирование  образовательного пространства, реализация и достижение планируемых   результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически – требуется  серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию  учебного процесса, отвечающего целям здоровьесбережения. Такая деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий на уроке может быть представлена в виде управленческой.  В педагогике разработаны  функции, обеспечивающие  деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий на уроке.

К ним относятся следующие функции: целеполагание, аналитическая, конструктивная, организационно-исполнительская, профилактическая,  рефлексивно-оценочная. Рассмотрим эти функции.

Целеполагание. Цель, как известно, ключевой фактор педагогической деятельности. Она направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату. Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения цели с результатом. Учитель наряду с другими целями урока всегда должен ставить цель, направленную на сохранение здоровья ученика.

Аналитическая функция. Управленческая деятельность учителя  должна основываться на аналитической функции, выполняя которую  можно определить оптимальный уровень сложности и трудности урока для данного класса, сформировать реально достижимые цели и задачи урока, а также выявить здоровьесберегающие возможности содержания темы. Аналитическая деятельность позволит получить информацию о состоянии здоровья учащихся,  и особенностях их развития, создать  индивидуальную  карту ученика.

Конструктивная функция играет важную роль при подготовке к уроку, позволяет построить его в единстве с содержанием обучения. Для выполнения конструктивной функции педагогу необходимо, прежде всего, определить содержание учебного материала, направленного на укрепление и формирование культуры здоровья учащихся. При подготовке  учебного занятия педагог должен подбирать приемы, методы, средства, дидактический материал и  наглядные пособия, направленные на укрепление здоровья учащихся.

Организационно-исполнительская функция  призвана обеспечить  условия и взаимодействие учителей, родителей, учащихся, администрации школы, психолога, медицинского работника для реализации  намеченных планов по достижению цели. Взаимодействие педагога и обучающихся на учебном занятии призвано обеспечить  высокий  уровень  мотивации  сохранения здоровья.

Профилактическая  функция заключается в принятии специальных мер по предупреждению, устранению или снижению имеющихся у учащихся отклонений от нормы. Профилактическая функция учителя на уроке должна обеспечить  предупреждение переутомления и развития заболеваний, вызванных школьными причинами. Кроме того это позволяет поддержать на оптимальном уровне работоспособность учащихся.

Педагог призван в процессе обучения и воспитания ребенка, понимать всю меру ответственности за сохранение и формирование здорового человека. Его деятельность должна быть пронизана нормами здоровьесберегающей этики, которые предполагают отказ от действий, которые могут навредить здоровью ученика.

Определим основные задачи сохранения здоровья учащихся в процессе обучения, которые должен решать педагог:

 - научить детей определять свое состояние и ощущения;

 - сформировать активную жизненную позицию;

 - сформировать представления о своем теле, организме;

 - учить укреплять и сохранять свое здоровье;

 - понимать необходимость и роль двигательной активности;

 - обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;

 - уметь оказывать элементарную помощь при травмах;

 - формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Педагог  должен выступать примером здорового образа жизни для учащихся и носителем культуры здоровья, которую он призван транслировать молодому поколению. Культура здоровья как интегральная характеристика личности, поведения и деятельности педагога является показателем его общекультурного развития и одновременно обязательным компонентом его профессиональной культуры.

 В современной школе культура здоровья педагога является одним из признаков его готовности к инновационной деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Учитывая, что здоровье школьников год от года не улучшается, а прослеживается тенденция к ухудшению, то для предупреждения негативного воздействия учебной нагрузки на здоровье школьников,  педагогам необходимо знать принципы здорового образа жизни и внедрять элементы культуры здоровья в процесс преподавания.

Литература.

1. Громбах С.М. Учитель и здоровье школьника. М.: 2010.

2. Зайцев Г.К. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

3. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М.: 2008.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. /И.С. Якиманская — М.: Сентябрь, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе , в условиях реализации ФГОС нового поколения»

   Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа ...

«Здоровьесберегающие технологии на уроках профессионально – трудового обучения в условиях столярной мастерской».

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на ...

«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».

Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...

Статья "Создание здоровьесберегающих технологий на уроках основ деловой культуры"

Статья посвящена созданию здоровьесберегающей образовательной среды на уроках основ деловой культуры в условиях СПО....

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения

Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполнен...

Статья "Здоровьесберегающие условия развития певческого голоса у детей".

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/11/statya_zdorovesberegayushchie_usloviya.pdf - В статье раскрывается ценность певческого голоса, его возможности в образовательном процессе, в духовно-...

«Роль учителя-дефектолога в подготовке кохлеарно имплантированных обучающихся к устному собеседованию по русскому языку»

Возможность осуществлять речевую коммуникацию со слышащими  окружающими, быть социализированным в обществе – результат, полученный в ходе представленного опыта....