Статья "Создание здоровьесберегающих технологий на уроках основ деловой культуры"
статья по теме

Атабекова Генриетта Гарриевна

Статья посвящена созданию здоровьесберегающей образовательной среды на уроках основ деловой культуры в условиях СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Атабекова Генриетта Гарриевна , преподаватель основ деловой культуры ГБПОУ «Колледж Петербургской моды», г. Санкт-Петербург

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ ОСНОВ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Цель здоровьесберегающей образовательной технологии обучения – обеспечить учащемуся  возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже, сформировать у него необходимые знания и навыки  по здоровому образу жизни, научить  использовать полученные знания в повседневной жизни.

Прежде чем говорить об  опыте работы по внедрению  здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, необходимо дать определение этого понятия.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. [2, с.17]

Смысл здоровьесберегающего урока состоит в том, что он обеспечивает учащемуся и преподавателю не только сохранение и увеличение жизненных сил от начала и до конца урока, но и  предусматривает самостоятельно использовать полученные на уроках умения и навыки в дальнейшей жизни.

В своей работе использую различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая  группа получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Такие формы работы с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащегося очень эффективны.

По данным многих физиологов, учебная деятельность требует от студентов большого нервного напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходит ряд процессов, снижающих их функциональные возможности и работоспособность. Ученые считают, что единовременная продолжительность активного внимания учащихся колледжа  составляет 20-30  мин. А после 30–35-минутных непрерывных занятий у них падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество ее – на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.

Чтобы студенты меньше уставали, на уроке я применяю чередование различных форм учебно-познавательной деятельности: фронтальные, парные; групповые, индивидуальные. Индивидуальная дозировка объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её по времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности примерно 7-10 минут.

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

На уроках основ деловой культуры учащимся приходится достаточно много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить студентам возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут быть менее выраженными и даже отступить. Наиболее эффективны в этих случаях чередование различных форм учебно-познавательной деятельности и  использование  элементов театрализации, особенно при проведении деловых игр на практических занятиях. Это способствует развитию мыслительных процессов, памяти и одновременно является для учащихся отдыхом.

С применением данной технологии проводилось учебное занятие – урок основ деловой культуры «Значение искусства в моей жизни». Без демонстрации иллюстраций художников, музыкальных произведений  невозможно изучение «искусства». Поэтому в разные углы кабинета развешиваю иллюстрации, это повышает активность работы студентов, оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а также реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а также зрительно-ручная и телесная координация. Музыкальное сопровождение на уроках -  это одна из форм воздействия, которая использовалась веками как мощное средство изменения сознания. В качестве фона сопровождаю один из этапов урока музыкальными произведениями. Спокойные мелодии обладают седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализуют функции сердечно - сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние. Мелодии, подобранные по определенному плану, способствуют расслаблению организма с последующей его активизацией.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт учащихся во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать преподаватель, стремящийся к раскрытию способностей каждого учащегося.

Следует отметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность всей группы заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Элементы ортобиоза.

Одним из важных направлений в работе каждого преподавателя должно стать формирование у учащихся мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики.

Ортобиотика — сравнительно новая наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Ортобиотика рассматривает рекомендации по практическому овладению принципами личного ортобиоза, помогающего на протяжении жизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радость мироощущения. Принципы ортобиоза: философия оптимизма, жизненного путеводителя (что такое здоровье), гигиенических правил, формула выживаемости, универсальные средства самосбережения, технология сдерживания угасания жизни и семья как цитадель ортобиоза.

Ортобиоз - рациональный образ жизни; системообразующее условие долголетней работоспособности человека.

Какие компоненты ортобиоза можно использовать в работе преподавателя основ деловой культуры?

На уроках ОДК  широко использую для примеров, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм.

Таким образом,  включение элементов здоровьесберегающей технологии в процессе преподавания уроков ОДК способствует формированию здорового образа жизни учащегося.

Работа преподавателя на уроке становится легче  и интереснее, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение преподавателя, открывается простор для педагогического творчества.

Уроки основ деловой культуры дают прекрасную возможность для формирования у студента позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение своего здоровья и расширения знаний и навыков по гигиенической культуре.

.

Литература:

  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.:НИИ школьных технологий, Т. 1, 2006 г.
  2. Смирнов Н.К. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья. М.: «Чистые    пруды», 2008 г.
  3. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках экологических основ природопользования

Материал предназначен в помощь преподавателям, применяющим на занятиях игровые технологии. "Урок-конкурс", "Игра-экологичесикй алфавит", "Игра-путешествие", "Игра-снежный ком" - стимулируют познавател...

Презентация к уроку:"Деловая культура"

Тема урока: «Стратегия поведения в конфликтной ситуации»...

Методическая разработка урока учебной дисциплины "Деловая культура в гостиничном бизнесе". Тема урока "Культура телефонного общения. Деловой телефонный разговор"

Урок разработан в соответствии с требованиями, прдъявляемыми к современному урока. План-конспект урока оформлен в виде таблицы. Чётко обозначены все этапы урока, указана деятельность обучающихся и пре...

научная статья "«Здоровьесберегающие технологии на уроках микробиологии»

Традиционно считается, что основная задача образовательной организации дать необходимое образование. Но может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относить...

Презентация к деловой игре по основам деловой культуры "Разрешение конфликта с клиентом в ателье"

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по специальности  29.01.04. Художник по костюму на базе основного общего образования с  получением среднего (полного) общего образо...

Презентация по дисциплине "Основы деловой культуры" к уроку "Культура телефонного общения"

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по специальности  29.01.04. Художник по костюму на базе основного общего образования с  получением среднего (полного) общего образо...

Технология работы по подготовке к учебным занятиям дисциплины ОП.01 Основы деловой культуры для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Методические рекомендации разработаны с целью обмена педагогическим опытом по подготовке преподавателей к учебным занятиям дисциплины ОП.01 Основы деловой культуры для профессии СПО 38.01.02 Продавец,...