Воспитательное занятие "Масленица"
классный час на тему

Солкина Ольга Алексеевна

Конспект для открытого воспитательного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_zanyatie_maslennitsa_dlya_4_klassa.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

          Воспитательное занятие « Масленица» 4 класс.

Цель: познакомить учащихся с основными традициями празднования Масленицы, создать условия для:

- расширения знаний учащихся о русской культуре;

- развития интереса к своей истории, представлений о народных обрядах;

- воспитания уважения к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувства общности со своими истоками и гордости за них.

Задачи:

- познакомить детей с зимним русским праздником Масленицы, как одним из христианских праздников;

- познакомить с традиционными угощениями;

- воспитывать интерес к красоте русских традиций и обрядов;

- развивать мелкую моторику рук;

- создавать эмоционально-положительный настрой в группе;

Примечание: @- слайд по теме.

                                           Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие пройдет немного необычно. Мы с вами окунемся в историю нашей необъятной страны, наш урок пройдет под названием  @“Русская Масленица”. Ребята, кто знает, что это за праздник? @

Ответы учеников:

- Это праздник, который отмечается очень широко. Все люди идут на проводы зимы, где сжигают соломенную бабу.

- Это самый веселый праздник, самый народный и сытный, который длится целую неделю.

Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Она относится к переходящим, подвижным, праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Масленица имеет и другое название —@ проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.

А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты ещё можно употреблять - вот и пекут @ блины масленые. Первоначально Масленицу называли Мясопустом, позже Сырной неделей.

Так же имя Масленицы носит и чучело из соломы @, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках. С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника хоронили Масленицу или провожали, разрывая чучело в мелкие клочья на краю села. Но, чаще всего, чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно " на горке" - на какой - нибудь возвышенности.

Солому от распотрошенного чучела разбрасывали по полям для того, чтобы обеспечить хороший урожай и придать земле плодородие.

Основным блюдом на масленицу являются, как известно, @ блины, которые пекут каждый день с понедельника, но особенно много - с четверга по воскресенье. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, желтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с ним они съедают частичку его тепла и могущества. Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

       Села и города к Масленице преображались: @ ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
  Масленицу играли всем миром: устраивали  гуляния, @ представления,  разыгрываемые фольклорными театрами. Там выступали скоморохи, музыканты, певцы, плясуны, фокусники, шарманщики. А, особенно, народом был любим главный герой Петрушка, который ходил по базару,  веселил людей,  взрослые ходили в гости друг к другу,  дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами. В народе говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.

Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как "честная, широкая, веселая, боярынямасленица, госпожа масленица". До сих пор каждый день недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать.

Игра “Сковорода”

Участники берутся за руки, образуя круг. У самых ног чертят круг – “сковороду”. Затем все под музыку бегут вокруг этого круга. По сигналу водящего останавливаются и начинают тянуть своих соседей справа и слева на “сковороду”, а сами упираются ногами. Кто наступил на “сковороду”, тот “испёкся”. Игра повторяется пока не останется одного “неиспёкшегося” - победителя.

Понедельник называется  ВСТРЕЧА.  @ В этот день делали куклу – @ Масленицу, наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор. @ Те, кто побогаче, начинали печь блины. . Степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных.

Задание: Оденьте Масленицу.@

 На столах лежат заготовки для аппликации. Каждый собирает свою куклу Масленицу.

Вторник – ЗАИГРЫШ! @  С этого дня начинались разного рода развлечения: строили санные поезда, @ катались «по солнышку»@  (по часовой стрелке), чтоб помочь солнцу прогнать зиму; катались на качелях , с ледяных горок, играли в снежки, а так же  устраивались народные гулянья, @ представления с Петрушкой. Добры молодцы собирались на площади силой своей померяться да затеять кулачные бои.@

Задание: А теперь, ребята попробуйте отгадать, что стряпухе было необходимо для выпечки блинов?

• На стене висит, болтается, за него всяк хватается. (Полотенце) @

• Огня не страшусь, воды не боюсь. (Кастрюля) @

• Маленькое, кругленькое, беленькое разобьётся, никакой столяр не склеит. (Яйцо) @

• Белое, а не вода сладкое, а не мёд, от рогатого беру, деточкам даю. (Молоко) @

. Из меня  пекут ватрушки, и оладьи , и блины,

Если делаете тесто, положить меня должны. ( Мука) @

• Что на сковороду наливают да в четверо сгибают. (Блин) @

А вот и третий день масленицы – ЛАКОМКА! @  В среду тещи приглашают своих зятьев на блины, затья приносят подарки – расписные пряники. В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, @  пекут блины, в деревнях в складчину варят напитки. Собираются родственники. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.

А знаете ли вы пословицы о труде? Проверим! Я буду читать начало пословицы, а вы – конец.

Задание:

Ученье – свет… (а неученье – тьма).

Готовь сани летом … (а телегу – зимой).

Не красна изба углами… (а красна пирогами).

Маленькое дело лучше …(большого безделья).

Чем дальше в лес … (тем больше дров).

Труд человека кормит… (а лень портит).                                                               Делу время,.......... (потехе час)
Землю красит солнце, (а человека  труд).                                                              Терпение и труд.( все перетрут)
     
Четвёртый день масленицы Широкий четверг – «РАЗГУЛЯЙ»! @  Если в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, разгул развёртывался во всю ширь, недаром масленицу называли ещё «широкой». В этот день шумела весёлая ярмарка. @ С бубнами, погремушками, балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке весёлые скоморохи, потешали людей, устраивая @@@  кулачные, петушиные бои, конские бега.@                                                                                                  Важным и значительным моментом праздника было взятие снежного городка. @ Возводили и захватывали построенные снежные города.

Задание:  Дети рассказывают заклички.

Красное, разожгись!
С весной красною вернись!

Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!

Пятница – «ТЁЩИНЫ ВЕЧЕРКИ». @ Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Тёща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту. Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно поют песни, танцуют. Это был самый весёлый озорной день недели. Молодёжь наряжается, и поёт задорные озорные частушки под гармонь.

Задание:   разукрасить блин.

 Каждый разукрашивает заготовку-аппликацию своего блина.

СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ". @ Вся родня встречается, водит хоровод . Золовка – это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары.

Задание: Конкурс кто быстрее и красивее заплетет косу из атласных лент.

Воскресенье – «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ». @  Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами и спросить взаимного прощения. В знак примирения собеседникам следовало поцеловаться. В это день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью. Чучело Масленицы воплощало в себе образ зимы, поэтому в конце недели его @ сжигали, чтоб растопить холод. Вместе с ним сгорало всё зло и все беды. Пепел рассыпали по полю, с надеждой ожидая хорошей весны и добрых всходов.

Задание:

Одна шеренга:

Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой.

Другая шеренга:

Да простит тебя Бог, и я прощаю.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду .

Давайте вспомним о чем вы сегодня узнали. ( На доске нарисован обруч, отвечая на вопрос каждый ребенок украшает обруч  своим расписным блином).

О каком празднике мы сегодня с вами говорили?

Почему праздник назывался масленицей?

Что является главным блюдом?

Сколько дней длится праздник?

Назвать название каждого дня?

Как люди праздновали этот праздник?

Дорогие гости!
Желаем вам всегда хранить в сердце красоту народных русских традиций, радость души, которая всегда была свойственна нам.@

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по внеклассному воспитательному мероприятию тема «Дружба, любовь» Направление нравственность

Внеклассное мероприятие предназначено для студентов 18-20 лет. Проводится в форме игры "Любовь с первого взгляда". Так же здесь рассматриваются вопросы не только о любви, но и о дружбе...

Комплексно-целевая программа воспитательной деятельности в классном коллективе "Республика лучистых сердец".

Публикация содержит комплексно-целевую программу воспитательной деятельности "Республика лучистых сердец", приоритетным направлением которой является организация добровольчества в классном коллективе....

Проблемы формирования общих и профессиональных компетенций при планировании воспитательной работы в рамках комиссии математических дисциплин

В рамках комиссии математических дисциплин большое внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций не только в процессе учебной и внеучебной деятельности, но и при планировании и ...

Концепция воспитательной и социально-психологической работы со студентами «группы риска».

Концепция работы со студентами "группы риска" в Новороссийском колледже строрительства и экономики. Материал был представлен и обсуждался на методическом объединении классных руководителей. В нашем ко...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАХИМОВЦАМИ.

Важным компонентом поддержания высокой дисциплины в подразделениях Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское учи...

Информационно-аналитический отчет о динамике эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образовательной организации по критериям и показателям эффективнос

Информационно-аналитический отчет о динамике  эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образов...

Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых «Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»

Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых«Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»...