Главные вкладки

    Статья на тему:
    22. 01 2018 «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕЧНЯ 50 НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО (ТОП -50)»

    Федотова Светлана Николаевна

     Федотова Светлана Николаевна

    ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум

    им. А.П. Байкузова», преподаватель спецдисциплин, г. Рузаевка.

     

    22. 01 2018 «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕЧНЯ 50 НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО (ТОП -50)»

     

    Знать необходимо не за тем, чтоб только знать,

    но для того, чтоб научиться делать

    М. Горький

     

    В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…» (1, с 3)

    Хотелось бы отметить, что эта задача является новой и крайне сложной для российского профессионального образования. Сложившаяся в России система мониторинга рынка труда сферы труда и занятости населения ориентирована на сглаживание последствий дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, но не на устранение причин диспропорций на рынке труда за счет согласования структуры профессиональной подготовки и перспективной потребности экономики. (2, с. 5)

    Преподаватели и мастера производственного обучения «Рузаевского железнодорожно - промышленного техникума имени А.П. Байкузова»  работают над внедрением современных подходов к организации и содержанию учебных и производственных практик при реализации специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.  Конечно же, с этим связана задача проектирования гибких (модульных) образовательных программ, результатами освоения которых являются востребованные на рынке труда компетенции выпускников, которая не может быть успешно решена без прогнозирования и систематического мониторинга требуемого работодателями качества квалификаций рабочих и специалистов.

    Так как при реализации данного направления, на мой взгляд, основной проблемой выступает отсутствие единых методик и инструментария (анкет, инструкций к проведению экспертных интервью, опросников), позволяющих не только надежно устанавливать квалификационные требования работодателей к выпускникам системы образования на краткосрочную перспективу, но и проектировать образовательные программы на их основе, то для анализа качества   подготовки кадров по ТОП-50, в нашем техникуме,  используются такие  качественные показатели как: участие  работодателей  в организации учебных и производственных практик  (индустриальных партнеров);  высокая степень оснащенности базы учебно-производственного и учебно-лабораторного оборудования; фактически достигнутый высокий уровень квалификации преподавателей и качества методического потенциала, в том числе наличие экспертов владеющих технологиями оценки квалификаций по методике Ворлдскиллс; территориальная доступность предприятий в качестве мест стажировок по реализуемой специальности;   фактически достигнутый высокий уровень дизайна и качества обучающей среды – наличие - электронной системы организации учебного процесса.

         Последовательное внедрение в систему среднего профессионального образования практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, является одной из главных задач подготовки по ТОП-50, в Рузаевском железнодорожно-промышленном техникуме имени А.П. Байкузова,  которую невозможно решить в отрыве от всего комплекса мер по модернизации профессионального образования. А использование дуальных элементов обучения всегда подразумевает сетевое сотрудничество и взаимодействие. Модель дуального обучения, сочетающая теоретическую подготовку на базе нашего техникума и практические занятия на рабочем месте ( в нашем случае на базе автошколы ), полностью ориентирована на производство, развивает институт наставничества и опирается на новые форматы  партнерства, предполагающие совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место.

       В организации инновационного подхода к практическому обучению по специальности: Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей не мало важную роль играет сетевое обучение. Сетевой урок - технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого возможность выбора учебных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем. (3, с.45)

           Задачами сетевого обучения являются:  подготовка кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;  повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по- приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами;  внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс. В ходе сетевого обучения ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе знаний обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на сетевых уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации. (4, с.24)

         Кроме этого мне бы хотелось поделиться еще с некоторыми методиками, которые также нашли широкое применение в процесс организации учебных и производственных практик при реализации специальности  СПО (ТОП - 50) в нашем техникуме.

           Личностно – ориентированная технология. Один из используемых приемов при проведении практического обучения: сделай сам – помоги   другому. Каждый студент – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из обучающихся позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием обучающиеся, могут стать скучающими созерцателями. Такому обучающемуся предлагаю помочь неуверенным в себе студентам, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающийся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.(4, с. 35)

             Метод интерактивного обучения – пример  работы  в мини- группах  ( 2-3 человека)  может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием,  выполнение производственного задания  в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном уроке деятельность мастера производственного обучения меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок практического обучения  должен удовлетворять всем предъявляемым к нему требованиям, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пробуждается творческий интерес. (6, с. 36)

    Для реализации мероприятий, связанных с внедрением современных технологий подготовки кадров в своей работе преподаватели и мастера производственного обучения используют следующую нормативную документацию:  - методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров (Минобрнауки России, Агентство стратегических инициатив, Федеральный институт развития образования); - сборник по лучшим практикам развития квалификаций (по материалам заседаний Рабочей группы по поддержке лучших практик развития квалификаций и новых профессий Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям) и много другой справочно-нормативной документации и т.д.

    В сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров одним из действенных механизмов распространения и унификации требований к квалификациям и умениям является международное движение WORLDSKILLS, организованное в целях повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования путем гармонизации лучших практик и стандартов обучения посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства. По сути, достаточно высокие и инновационные требования по квалификациям и умениям WorldSkills – это надстройки к квалификациям массовой практики, а победа в конкурсе - это главная цель внедрения современных подходов к организации и содержанию учебных и производственных практик в нашем учебном заведении.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список литературы:

    1. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по ТОП – 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международным стандартом и передовыми технологиями.

    2.Методическое сопровождение введения ФГОС по ТОП-50 в рамках реализации ДПП 

    «Проектирование и реализация образовательных программ СПО с учетом российских и международных стандартов»

     

    3. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес».

    4.Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002

    5.Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

    6.Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.:Просвещение, 1992г.

    7.Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Федотова Светлана Николаевна

    ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум

    им. А.П. Байкузова», преподаватель спецдисциплин, г. Рузаевка.

    «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕЧНЯ 50 НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО (ТОП -50)»

    Знать необходимо не за тем, чтоб только знать,

    но для того, чтоб научиться делать

    М. Горький

    В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…» (1, с 3)

    Хотелось бы отметить, что эта задача является новой и крайне сложной для российского профессионального образования. Сложившаяся в России система мониторинга рынка труда сферы труда и занятости населения ориентирована на сглаживание последствий дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, но не на устранение причин диспропорций на рынке труда за счет согласования структуры профессиональной подготовки и перспективной потребности экономики. (2, с. 5)

    Преподаватели и мастера производственного обучения «Рузаевского железнодорожно - промышленного техникума имени А.П. Байкузова»  работают над внедрением современных подходов к организации и содержанию учебных и производственных практик при реализации специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.  Конечно же, с этим связана задача проектирования гибких (модульных) образовательных программ, результатами освоения которых являются востребованные на рынке труда компетенции выпускников, которая не может быть успешно решена без прогнозирования и систематического мониторинга требуемого работодателями качества квалификаций рабочих и специалистов.

    Так как при реализации данного направления, на мой взгляд, основной проблемой выступает отсутствие единых методик и инструментария (анкет, инструкций к проведению экспертных интервью, опросников), позволяющих не только надежно устанавливать квалификационные требования работодателей к выпускникам системы образования на краткосрочную перспективу, но и проектировать образовательные программы на их основе, то для анализа качества   подготовки кадров по ТОП-50, в нашем техникуме,  используются такие  качественные показатели как: участие  работодателей  в организации учебных и производственных практик  (индустриальных партнеров);  высокая степень оснащенности базы учебно-производственного и учебно-лабораторного оборудования; фактически достигнутый высокий уровень квалификации преподавателей и качества методического потенциала, в том числе наличие экспертов владеющих технологиями оценки квалификаций по методике Ворлдскиллс; территориальная доступность предприятий в качестве мест стажировок по реализуемой специальности;   фактически достигнутый высокий уровень дизайна и качества обучающей среды – наличие − электронной системы организации учебного процесса.

         Последовательное внедрение в систему среднего профессионального образования практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, является одной из главных задач подготовки по ТОП-50, в Рузаевском железнодорожно-промышленном техникуме имени А.П. Байкузова,  которую невозможно решить в отрыве от всего комплекса мер по модернизации профессионального образования. А использование дуальных элементов обучения всегда подразумевает сетевое сотрудничество и взаимодействие. Модель дуального обучения, сочетающая теоретическую подготовку на базе нашего техникума и практические занятия на рабочем месте ( в нашем случае на базе автошколы ), полностью ориентирована на производство, развивает институт наставничества и опирается на новые форматы  партнерства, предполагающие совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место.

       В организации инновационного подхода к практическому обучению по специальности: Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей не мало важную роль играет сетевое обучение. Сетевой урок - технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого возможность выбора учебных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем. (3, с.45)

           Задачами сетевого обучения являются:  подготовка кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;  повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами;  внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс. В ходе сетевого обучения ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе знаний обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на сетевых уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации. (4, с.24)

         Кроме этого мне бы хотелось поделиться еще с некоторыми методиками, которые также нашли широкое применение в процесс организации учебных и производственных практик при реализации специальности  СПО (ТОП - 50) в нашем техникуме.

           Личностно – ориентированная технология. Один из используемых приемов при проведении практического обучения: сделай сам – помоги   другому. Каждый студент – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из обучающихся позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием обучающиеся, могут стать скучающими созерцателями. Такому обучающемуся предлагаю помочь неуверенным в себе студентам, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающийся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.(4, с. 35)

             Метод интерактивного обучения – пример  работы  в мини- группах  ( 2-3 человека)  может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием,  выполнение производственного задания  в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном уроке деятельность мастера производственного обучения меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок практического обучения  должен удовлетворять всем предъявляемым к нему требованиям, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пробуждается творческий интерес. (6, с. 36)

    Для реализации мероприятий, связанных с внедрением современных технологий подготовки кадров в своей работе преподаватели и мастера производственного обучения используют следующую нормативную документацию:  - методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров (Минобрнауки России, Агентство стратегических инициатив, Федеральный институт развития образования); - сборник по лучшим практикам развития квалификаций (по материалам заседаний Рабочей группы по поддержке лучших практик развития квалификаций и новых профессий Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям) и много другой справочно-нормативной документации и т.д.

    В сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров одним из действенных механизмов распространения и унификации требований к квалификациям и умениям является международное движение WORLDSKILLS, организованное в целях повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования путем гармонизации лучших практик и стандартов обучения посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства. По сути, достаточно высокие и инновационные требования по квалификациям и умениям WorldSkills – это надстройки к квалификациям массовой практики, а победа в конкурсе - это главная цель внедрения современных подходов к организации и содержанию учебных и производственных практик в нашем учебном заведении.

    Список литературы:

    1. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по ТОП – 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международным стандартом и передовыми технологиями.

    2.Методическое сопровождение введения ФГОС по ТОП-50 в рамках реализации ДПП 

    «Проектирование и реализация образовательных программ СПО с учетом российских и международных стандартов»

    3. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес».

    4.Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002

    5.Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

    6.Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.:Просвещение, 1992г.

    7.Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по учебной и производственной практике студентов по МДК 04.01. "Выполнение работ по профессии Агент коммерческий"

    В работе нашли отражение следующие вопросы : общие положения об учебной и производственной практике; организация и руководство практикой, ее содержание; образцы документов, рекомендации по написанию о...

    Рабочая программа учебной и производственной практики 13.01.10 "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования"

    Программа учебной и производственной практики  разработана на основе обязательной части Федерального государственного образовательного стандарта СПО – программы подготовки квалифицированных рабоч...

    Рабочая программа учебной и производственной практики по профессиональному модулю пм.01 приготовление блюд из овощей и грибов

    Рабочая программа учебной и производственной практики по профессиональному модулю пм.01 приготовление блюд из овощей и грибовРабочая программа учебной и производственной практики по профессиональному ...

    Современные подходы к организации системы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в условиях внедрения федеральных государственный образовательных стандартов

    Опубликована в сборнике:Контроль и оценка образовательных достижений обучающихся при реализации программы профессионального образования  / Сборник научных статей по итогам научно-практической кон...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (срок обучения 2 года 10 мес.)

    lt;p><strong>Учебная и производственная практика ПМ 01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышлен...

    Рабочая программа учебной и производственной практик по профессии 134.50 Маляр

    Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ, утвержденной приказо...

    Методические рекомендации по организации и прохождению учебной и производственной практики

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Самарской области  «Сергиевский губернский техникум»        М...