план по выявлению способностей обучающихся
статья на тему

Для успеха в колледже важны академическая,интеллектуальная и творческая одаренность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_vyyavleniyu_sposobnostey_obuchayushchihsya.docx137.55 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ « Рославльский многопрофильный колледж»

Программа

«Одаренные дети»

по выявлению интеллектуальных  способностей  обучающихся

 на занятиях  спецдисциплин.

Специальность: 23.02.03 Техническое обслуживание

и ремонт автомобильного транспорта

Преподаватель  спецдисциплин Романенко А.Б.

Рассмотрено  на заседании цикловой

 комиссии  

Общепрофессионального и

 профессионального циклов

 специальностей  110809, 23.02.03    и   13.02.02

Протокол от  «6»   ноября 2015г № 3

Председатель ПЦК______________

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

                                                                                                                                                                                                                           В. А. Сухомлинский

         Интерес к одаренности как явлению  в настоящее время очень высок, и это объясняется как общественными потребностями, так и требованиями, сформулированными во ФГОС, поэтому, выявление, обучение и воспитание одаренных  обучающихся  составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Сегодня актуальна потребность общества в формировании неординарной творческой личности. Современная образовательная ситуация требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно одаренные люди способны внести свой значительный вклад в развитие современного общества. Федеральные государственные образовательные стандарты указывают, что педагог должен создавать условия для каждого одаренного ребенка, а для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны педагога.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой- то определенной сфере.

Гениальность– высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

  Для успеха в колледже  важна академическа , интеллектуальная и  творческая   одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У обучающихся  с этим видом одаренности  жизнь  в колледже значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще  добиться успехов в работе.

Других обучающихся  отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких обучающихся  чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и "так себе" по другому.

В общем виде интеллектуальная одаренность - это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д. 

Интеллектуально одаренные подростки выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (актуальная одаренность) или имеют внутренние, потенциальные предпосылки и психологические возможности для таких достижений (потенциальная одаренность).

В качестве основных сфер проявления интеллектуальной одаренности выделяют:

  1. интеллектуальную (высокий уровень развития мышления, памяти, воображения, позволяющих успешно решать различные задачи);
  2. сферу академических достижений (быстрое продвижение в различных областях знания);
  3. креативность (стремление к творческим, нестандартным решениям, независимость в суждениях, гибкость в решении проблем);
  4. общение и лидерство (легкость в общении, принятие ответственности, умение быть партнером);
  5. сферу художественной деятельности (успешность в различных видах искусства: музыке, изобразительной деятельности и др.);
  6. двигательную сферу (хорошая зрительно-двигательная координация, владение своим телом, интерес к занятиям, требующим физической нагрузки).

При этом выделяют семь относительно независимых видов интеллекта, через которые общая интеллектуальная одаренность становится специальной:

  1. лингвистический, основанный на чувствительности к смыслу и эффективной вербальной памяти;
  2. логико-математический, как способность оперировать категориями, понятиями и символами;
  3. пространственный, как способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, оперировать объектами в уме;
  4. телесно-кинестетический, как способность использовать двигательные навыки;
  5. музыкальный - способность исполнять, сочинять и эмоционально воспринимать музыку;
  6. интраперсональный - способность понимать и опознавать собственные чувства;
  7. интерперсональный - способность замечать и различать мотивацию, намерения, темперамент других людей. Часто 6 и 7 виды одаренности выступают вместе.

Все они характеризуют интеллектуальную одаренность в ее специфических проявлениях.

Потенциальная одаренность проявляется и развивается при благоприятных условиях.

В психологии понятие ("интеллектуальная одаренность") многозначно, что обусловлено наличием различных критериев, на основе которых человека идентифицируют как интеллектуально одаренного С проявлением интеллектуальной о одаренности, по мнению М Холодной, соотносятся такие типы интеллектуального поведенияї поведінки:

1) лица с высоким уровнем развития общего интеллекта, имеющих показатели 19 135-140 единиц, их обнаруживают с помощью психометрических тестов интеллекта ("сообразительные");

2) лица с высоким уровнем академической успеваемости - показателей учебных достижений; выявляют с использованием критериально-ориентированных тестов ("блестящие ученики");

3) лица с высоким уровнем развития дивергентного способностей - показателей беглости и оригинальности идей; обнаруживают на основе тестов креативности ("креативы");

4) лица с высокой успеваемостью в выполнении конкретных видов деятельности, имеющих большой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей предметной области ("к компетентные ")ні");

5) лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями, воплощенными в реальных, объективно новых, общепризнанных формах ("талантливые");

в) лица с высоким уровнем интеллектуальных возможностей, связанных с анализом, оценкой и прогнозированием событий повседневной жизни ("мудрые")

                 Условия успешной работы с одаренными обучающимися.

Одно из условий работы с одаренными обучающимися – это грамотная работа педагогического коллектива, осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Также важно работать со всеми обучающимися, максимально развивая умения, навыки, познавательные способности, т.к. жизнь требует от колледжа  подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

     Первичная диагностика строится на наблюдениях, практическом опыте, интуиции педагогов, родителей, обучающихся  и самих одаренных детей. К методам первичной диагностики относятся:

-          различные шкалы;

-          опросники;

-          самоопросники;

-          наблюдения, проводимые по определенной схеме;

-          информация о продуктах деятельности.

Этот инструментарий позволяет упорядочить впечатления и оценить определенные поведенческие проявления, характерные для одаренных обучающихся.

Принципы и методы выявления одаренных детей

   Выявление одаренных  обучающихся  – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

   С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных обучающихся:

  1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности обучающегося , что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
  2. длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного обучающегося в разных ситуациях);
  3. анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение обучающегося в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
  4. использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного обучающегося психологические «преграды» и т.п.;
  5. подключение к оценке одаренного  обучающегося экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
  6. оценка признаков одаренности обучающегося  не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития ;
  7. преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки преподавателей  и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

            С учетом вышесказанного можно сделать следующие выводы: развитию мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей обучающегося:

-потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;

-наличие социальных мотивов долга, ответственности перед обществом;

-тенденция к осознанию обучающимся  своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ценностных ориентации;

-  осознание себя как целостной личности, своих возможностей в выборе профессии, своей жизненной позиции; -сформированность целеполагания — переход от предполагаемых перспективных целей к реальным, готовность к принятию решений, касающихся не только себя, но и других;

-повышенный интерес ко всем формам самообразования; устойчивость интересов, относительная независимость от мнения окружающих .

План работы по выявлению интеллектуальной  способностей обучающихся

  Реализуемые  цели:

-  поэтапный поиск одаренных обучающихся в процессе их обучения условиях колледжа.

- уделять особое внимание психолого-педагогической поддержке, диагностики интеллектуальной одарённости;

- усиление научно-методического сопровождения по данному направлению;

- исходить из принципа: каждый обучающийся  от природы одарён по-своему.

Задачи:

- предусматривать степень и метод самораскрытия мотивированных обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно-коммуникативная адаптация);

Формы выявления интеллектуальной  одаренности  обучающихся:

наблюдение;

общение с родителями;

проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение обучающихся в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

тестирование, анкетирование,  опрос, беседа;

олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности.

Инструментальный аспект поведения одаренного обучающегося может быть охарактеризован следующими признаками: 

  1. Наличие специфических стратегий деятельности.
  2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному  обучающемуся самодостаточной системой саморегуляции.
  3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного обучающегося  проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное.
  4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного обучающегося  может быть охарактеризован следующими признаками: 

  1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
  2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
  3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
  4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
  5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Виды одаренности:

- яркая одаренность

- скрытая одаренность

  Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

-познавательные характеристики обучающихся; развита речь, обширный запас информации, хорошая память, понимание причинно-следственных связей.

-мотивационные характеристики: настойчивость в достижении цели, стремление к совершенству, самокритичность, самостоятельность

-лидерские характеристики: ответственность, общительность, коммуникабельность, склонность к доминированию.

-творческие характеристики: большое количество идей, настойчивость, способность к творческим видам деятельности, развито чувство юмора, эмоциональная чувствительность. 

Результаты мониторинга,

Проявление способностей  обучающихся:

- в  учебной деятельности:

-на внеклассных мероприятиях:

на олимпиадах,  конференциях, интеллектуальных  конкурсах разных уровней.   

Методическое обеспечение системы работы с одаренными обучающимися  

Направление деятельности

содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно - правовое обеспечение:

- О проведении  туров  предметных олимпиад

- О проведении предметной недели

-О научно-практической конференции, проектная неделя

-О конкурсах, викторинах и т.п.

  2. Программное обеспечение  ( авторские программы кружков)

  3. Наличие комплекта информационно- методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям)

Организационно-методическое обеспечение

  4. Издание материалов, оформление сайтов, (иллюстрированных отчетов.)

Разработка плана на несколько лет.

Изучение и обобщение опыта других педагогов

 Мониторинг работы

 План работы  по выявлению интеллектуальной одаренности  обучающимися  

 2015-2016 учебный год

Цель:

Апробация системы работы с одаренными обучащимися.

Задачи:

-Диагностика склонностей об учащихся.

-Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными обучающимися

-Формирование модуля методических материалов колледжа по работе с талантливыми обучащимися.

-Адаптация учебных программ, кружков .

-Повышение квалификации педагогов.

2016-2017

Цель: Создание психологических и социально-педагогических условий для всестороннего развития  интеллектуальной  личности обучающихся, ее самоопределения и самореализации.

Задачи:

  1. Разработка психологических составляющих, поиск методик, тестов, рекомендаций по работе с одаренными обучающимися.
  2. Совершенствование методики преподавания, распространение и внедрение наиболее эффективных нетрадиционных форм и методов обучения при работе с одаренными обучающимися.

№ п/п

Мероприятия

срок

1

Диагностика склонностей  обучающихся.

сентябрь, октябрь

2

Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми

сентябрь, октябрь, ноябрь

3

Подбор диагностики для выявления одаренных обучающихся. Выявление особо одаренных обучающихся, диагностика типа одаренности.

в  течение года

4

Подбор факультативных, индивидуальных и групповых занятий по спецдисциплинам для одаренных обучающихся.

сентябрь, октябрь.

5

Организация работы кружков, факультативов.

в течение года

6

Участие в научно-исследовательских конференциях, WorldSkills

ноябрь-май

7

Проведение турниров предметных олимпиад

октябрь-май

8

Интеллектуальные игры в рамках предметных Недель

октябрь-май

9

Проведение предметных Недель

согласно графику ПЦК

10

Награждение победителей олимпиад, конкурсов, конференций.

в течение года

2017-2018 учебный год

Цель: Создание психологических и социально-педагогических условий для всестороннего развития  интеллектуальной  личности обучающихся, ее самоопределения и самореализации.

Задачи:

  1. Разработка психологических составляющих, поиск методик, тестов, рекомендаций по работе с одаренными обучающимися.
  2. Совершенствование методики преподавания, распространение и внедрение наиболее эффективных нетрадиционных форм и методов обучения при работе с одаренными обучающимися.

№ п/п

Мероприятия

срок

1

Диагностика склонностей  обучающихся.

сентябрь, октябрь

2

Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми

сентябрь, октябрь, ноябрь

3

Подбор диагностики для выявления одаренных обучающихся. Выявление особо одаренных обучающихся, диагностика типа одаренности.

в  течение года

4

Подбор факультативных, индивидуальных и групповых занятий по спецдисциплинам для одаренных обучающихся.

сентябрь, октябрь.

5

Организация работы кружков, факультативов.

в течение года

6

Участие в научно-исследовательских конференциях, WorldSkills

октябрь-май

7

Проведение турниров предметных олимпиад

октябрь-май

8

Интеллектуальные игры в рамках предметных Недель

октябрь-май

9

Проведение предметных Недель

согласно графику ПЦК

10

Награждение победителей олимпиад, конкурсов, конференций.

в течение года

                                                                                           

                                                                                                               Приложение 1

На первом этапе лучше пользоваться методикой  созданной  А.И.Савенковым

 1.Методика оценки общей одаренности

Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

 Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Способность к оценке. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Изобретательность 

Способность рассуждать и мыслить логически 

Настойчивость (целеустремленность) 

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Результатом станет график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.

2.Следующая методика «Характеристика ученика». Она создана для того, чтобы помочь преподавателю  систематизировать собственные представления о различных сторонах развития обучающегося.  Эта заполненная вами характеристика много расскажет о обучающемся.

3.Методика «Интеллектуальный портрет»

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях обучающихся. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с обучающимся.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления 

2. Гибкость мышления

3. Продуктивность

4. Способность к анализу и синтезу. 

5. Классификация и категоризация 

6. Высокая концентрация внимания 

7. Память 

Сфера личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи.

2. Перфекционизм

3. Социальная автономность

4. Лидерство

5. Соревновательность

6. Широта интересов.

7. Юмор.

Для оценки используется метод  полярных баллов. Каждая характеристика потенциала ребенка оценивается по пятибалльной шкале:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Например: Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

Выбираем вариант бальной оценки по характеристике….

Обработка результатов

Отметки вносят в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих обучающихся. Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат - два правильных семиугольника. Но у реального студента  при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.
График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу (график 1).

методика2

График 1. Методика «интеллектуальный портрет», пример построения «графического профиля» обучающегося.

4.Анкета одаренности по А.И.Савенкову

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает родителям рассмотреть личностные свойства и характеристики в сферах:

- изобразительно-художественной одаренности;

- музыкальной одаренности;

-литературной одаренности;

-артистической одаренности;

-технической одаренности;

-лидерской одаренности;

-спортивной одаренности;

-интеллектуальной одаренности

То, в какой сфере  будет большее количество плюсов, именно этот вид одарённости у данного ребёнка.

Далее возможно использование опросников других авторов.

5. Опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой

Данный опросник, предложенный Аллой Аскольдовной Лосевой, может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями. Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.

Экспертам предлагается оценить по четырехбальной системе характеристики указанных сфер, проявления одаренности.

6. Опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н. Задориной

Предлагаемый опросник разработан Еленой Николаевной Задориной на основе многофакторной модели одаренности, включает в себя перечни основных параметров различных сфер одаренности: интеллектуальных способностей, творческих способностей (креативности), социальной компетентности, психомоторных способностей, художественной одаренности. Учителям предлагается выявить тех обучащихся, у которых эти параметры выражены, и проранжировать их. При этом необходимо сравнить обучащихся не одной группы, а всей данной возрастной группы  колледжа. При выявлении одаренных обучащихся  преподавателям рекомендуется:

- обращать особое внимание на тех обучающихся, чьи способности в профессиональной деятельности никак не проявились;

- не рассматривать сложившееся мнение об обучающемся как абсолютное, непоколебимое;

- обращать внимание на то, что у обучающегося могут проявляться способности в различных сферах деятельности.

Предлагаемый опросник может быть использован для выявления одаренных обучащихся, начиная с первого курса, так как индивидуальные особенности проявляются  с первых дней занятий.

 Периодическое оцениваниеоб учащихся позволит проследить за развитием их способностей.

Второй этап- осуществлять диагностику одаренности с помощью тестов Амтхауэра или Торренса и Хеллера, в обработке которых необходимы специфические знания, поэтому в этой работе   преподавателу  спецдисциплин оказывает помощь профессиональный психолог колледжа.

 

    Применение теста структуры интеллекта Амтхауэра, а точнее, знание степени развития тех или иных интеллектуальных способностей, позволяет оптимизировать процесс психологической коррекции интеллектуальных умений, процессы профориентации и профотбора, взаимодействие руководителя с исполнителем в процессе трудовой деятельности.

Раздел 1. Задания 1–20.
Каждое из заданий представляет собой незаконченное предложение, в котором нет одного слова. Вам нужно выбрать из нижеприведенного списка слов то, которое является, по вашему мнению, наиболее подходящим для завершения предложения, чтобы оно приобрело правильный смысл. Если вы нашли такое слово, нужно в листе ответов поставить рядом с номером задания ту букву, за которой стоит найденное слово среди других вариантов ответа.

1. …не относится к погодным условиям
а) метель, б) буря, в) землетрясение, г) град, д) туман.
2. Противоположностью понятия бережливый будет…
а) дешевый, б) жадный, в) расточительный, г) достойный,
д) богатый.
3. Противоположным слову «никогда» будет слово…
а) часто, б) многократно; в) случайно, г) иногда, д) всегда.
4. Ботинок всегда имеет...
а) кожу, б) крючки, в) шнурки, г) пряжку, д) подошву.
5. Противоположностью понятия верность является...
а) любовь, б) ненависть, в) дружба, г) предательство, д) вражда.
6. Влияние человека на окружающих должно зависеть от…
а) власти, б) умения убеждать, в) положения, г) репутации,
д) ума.
7. В ходе соревнований необходим …
а) судья, б) соперник, в) зритель, г) аплодисменты, д) победа.
8. Человек, который скептически относится к прогрессу, явля-
ется…
а) демократом, б) радикалом, в) либералом, г) консерватором,
д) анархистом.
9. Дядя … бывает старше своего племянника
а) редко, б) часто, в) всегда, г) никогда, д) иногда.
10. У коня всегда есть…
а) конюшня, б) подкова, в) сбруя, г) копыта, д) грива.
11. Не служит предупреждением несчастных случаев…
а) стоп-сигнал, б) защитные очки, в) аптечка, г) предупреждающий сигнал, д) шлагбаум.
12. Из приведенных городов южнее всего расположен…
а) Орел, б) Иркутск, в) Ялта, г) Таллинн, д) Кишинев.
13. Отцы бывают опытнее сыновей…
а) всегда, б) обычно, в) значительно, г) изредка, л) безусловно.
14. Рост 10-летнего ребенка составляет примерно…
а) 160 см, б) 140 см, в) 110 см, г) 105 см, д) 115 см.
15. Самой высокой калорийностью обладает при одинаковом количестве…
а) рыба, б) мясо, в) жир, г) сыр, д) овощи.
16. Зная процентное отношение невыигравших лотерейных билетов к выигрышным, можно рассчитать…
а) количество выигрышей, б) доход государства, в) возможность
выигрыша, г) количество участников, д) размеры выигрышей.
17. Банкнота стоимостью в 100 долларов имеет длину
а) 17.5 см, б) 20.5 см, в) 19.5 см, г) 11.5 см, д) 7 см.
18. Не вполне проверенное высказывание называют …
а) парадоксальным, б) преждевременным, в) двусмысленным,
г) ошибочным, д) гипотетичным;
19. Расстояние между Киевом и Владивостоком составляет примерно... км.
а) 3000, б) 14000, в) 8000, г) 1200, д) 16000.
20. Сознательное присвоение себе чужой мысли и выдача ее за свою является…
а) муляж, б) плагиат, в) пародия, г) компромисс, д) компиляция.

Раздел 2. Задания 21–40.
В этом разделе вам предлагаются ряды, содержащие по 5 слов, из всех пяти слов четыре могут быть объединены в одну группу по общему смыслу, подходящему для всех этих четырех слов Пятое, лишнее по смыслу слово и должно быть вашим ответом на задание, которое иначе может быть названо так. «Найдите лишнее слово, не подходящее по смыслу к четырем другим из пяти названных». Это лишнее слово обозначено соответствующей буквой, которую необходимо проставить рядом с номером задания.

21. а) строгать; б) есть; в) шить; г) пилить; д) ковать.
22. а) площадь; б) размер; в) объем; г) продолжительность;
д) ши рина.
23. а) направление; б) восток; в) езда; г) полюс; д) юг.
24. а) скрипка; б) тромбон; в) кларнет; г) флейта; д) саксофон.
25. а) бегать; б) стоять; в) грести; г) кататься на санках; д) скакать на лошади.
26. а) рисунок; б) картина; в) графика; г) скульптура; д) живопись.
27. а) круг; б) стрелка; в) эллипс; г) дуга; д) кривая.
28. а) автобус; б) трамвай; в) мотоцикл; г) велосипед; д) поезд.
29. а) развод; б) разлука; в) паспорт; г) граница; д) разобщение.
30. а) овальный; б) длинный; в) острый; г) круглый; д) ребристый.
31. а) связать; б) соединить; в) освободить; г) сделать узел;
д) склеить.
32. а) волнистый; б) шероховатый; в) гладкий; г) неровный;
д) прямой.
33. а) мост; б) граница; в) брак; г) дружба; д) общество.
34. а) строгать; б) сверлить; в) шлифовать; г) полировать; д) гладить.
35. а) камень; б) сталь; в) шелк; г) резина; д) пластмасса.
36. а) компас; б) часы; в) стрелка; г) полярная звезда; д) курс.
37. а) фильтр; б) тюль; в) абажур; г) решетка; д) сеть.
38. а) молния; б) шлагбаум; в) водопроводный кран; г) отвертка;
д) штопор.
39. а) мерцающий;б) зеркальный; в) матовый; г) шероховатый;
д) блестящий.
40. а) тренировка; б) планирование; в) учение; г) решение;
д) вербовка.

Раздел 3. Задания 41–60.
В разделе 3 даны такие задания, в которых не хватает одного слова во второй паре слов. Первая пара слов — полная, состоящая из двух взаимосвязанных по смыслу слов; нужно понять смысл этой взаимосвязи, чтобы в соответствии с ним выбрать недостающее во второй паре слово из пяти слов, приводимых ниже.

41. Найти: потерять = вспомнить: …
а) сохранить; б) отказаться; в) забыть; г) думать; д) мечтать.
42. Врач: хирург = металлург: …
а) мартен; б) чугун; в) огонь; г) сталевар; д) плавка.
43. Совещание: постановление = рассуждать: …
а) вести переговоры; б) принимать решение; в) обсуждать;
г) взве шивать; д) обдумывать.
44. Трамвай: рельсы = автобус:…
а) колеса; б) кузов; в) шины; г) шоссе; д) скорость.
45. Спортсмен: шиповки = ученый:…
а) институт; б) исследование; в) работа; г) изучение; д) микроскоп.
46. Дерево: строгать = железо:…
а) чеканить; б) сгибать; в) лить; г) шлифовать; д) ковать.
47. Серебро: золото = кольцо: …
а) часы; б) рубин; в) драгоценный камень; г) браслет; д) платина.
48. Кровь: вена = вода: …
а) шлюз; б) труба; в) кран; г) дождь; д) река.
49. Лестница: трап = дом: …
а) лифт; б) двор; в) винтовая лестница; г) палатка; д) комната.
50. Горы: перевал = река:…
а) паром; б) мост; в) брод; г) перевоз; д) лодка.
51. Цветок: ваза = птица…
а) гнездо; б) воздух; в) куст; г) дерево; д) клетка.
52. Еда: пряности = лекция:…
а) оскорбление; б) речь; в) юмор; г) обращение; д) план.
53. Язык: кислое = нос: …
а) понюхать; б) дышать; в) попробовать; г) горелое; д) соленое.
54. Пальто: юбка = шерсть:…
а) ткань; б) овца; в) шелк; г) свитер; д) текстиль.
55. Слепота: цвет = глухота:…
а) слух; б) слушание; в) тон; г) слово; д) ухо.
56. Потребность: изобретение = жара: …
а) жажда; б) экватор; в) лед; г) солнце; д) холодно.
57. Вершина горы: давление воздуха = высота тона: …
а) камертон; б) сопрано; в) детский хор; г) длина струны;
д) тембр.
58. Такса: борзая = тление: …
а) пожарник; б) фонарь; в) пожар; г) спичка; д) лесной пожар.
59. Нерв: провода = зрачок: …
а) излучение; б) глаз; в) видение; г) свет; д) диафрагма.
60. Гнев: аффект = грустить: …
а) радость; б) злоба; в) настроение; г) бешенство; д) жалость.

Раздел 4. Задания 61–76.
В заданиях этого раздела содержится всего по два слова, которые
объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним, в крайнем случае — двумя словами. Это одно слово и будет ответом на задание, его нужно записать рядом с номером задания.

61. Роза — тюльпан…?
62. Глаз — ухо…?
63. Сахар — алмаз…?
64. Дождь- снег…?
65. Почтальон — телефон…?
66. Фотоаппарат — очки…?
67. Желудок — кишечник…?
68. Много — мало…?
69. Яйцо — семя…?
70. Флаг — крест…?
71. Фиалка — слон…?
72. Газохранилище — портфель…?
73. Начало — конец…?
74. Жадность — щедрость…?
75. Предложение — спрос…?
76. Впереди — снизу…?

Раздел 5. Задания 77–96.
В этом разделе даны простые задачи, которые по существу являются не столько арифметическими, сколько практическими. Поэтому решая их, необходимо быть внимательным в отношении практического смысла ваших ответов. Это позволит проверить правильность вашего решения не только по содержанию вычислений, но и по необходимости этих, а не других вычислений.

77. У мальчика было 50 монет, из них он истратил 15. Сколько монет у него осталось?
78. Сколько километров проедет товарный поезд за 7 часов, если его скорость составляет 40 км/час?
79. 15 ящиков овощей весят 250 кг, а каждый пустой ящик весит 3 кг. Каков чистый вес овощей?
80. Траншею 7 человек выкопают за 78 дней. За сколько часов выкопают такую же траншею 21 человек?
81. Три карандаша стоят 5 монет. Сколько карандашей можно приобрести на 50 монет?
82. Человек пробегает 1,75 м за четверть секунды. Какое расстояние этот человек пробежит за 10 секунд?
83. Ворота находятся на 15 м южнее дома, а дерево стоит на 15м южнее ворот. Сколько метров от дерева до дома?
84. Кусок материи длиной 4,5 м стоит 90 монет. Сколько стоит 2,5 м такой же материи?
85. 7 рабочих выполняют задание за 6 дней. Сколько нужно рабочих для выполнения такого же задания за половину дня?
86. Проволока длиной 48 см при нагревании увеличивается до
52 см. Какова будет длина 72-сантиметровой проволоки при ее нагревании?
87. Цех изготавливает за 8 часов 304 авторучек. Сколько авто- ручек будет изготовлено за полчаса?
88. Сплав составляется из двух частей серебра и трех частей свинца. Сколько граммов серебра потребуется для получения 15 г сплава?
89. За час рабочий А зарабатывает 3 рубля, а рабочий Б — 5 ру-
блей. Вместе они заработали 120 рублей? Сколько рублей заработал Б?
90. За одно и то же время первый ткацкий цех выпускает 60 м материи, а второй — 40 м. Сколько материи изготовит первый цех к тому времени, когда второй уже выпустит 60 м материи?
91. Мама пошла в магазин. Десятую часть денег она истратила в овощном магазине, а в парфюмерии в 4 раза больше. У нее осталось 60 коп. Сколько денег у нее было вначале?
92. В два ящика упаковано 43 предмета. В первый ящик вошло
на 9 предметов больше, чем во второй. Сколько предметов находится в меньшем ящике?
93. Полосу материи длиной 60 см разрезали на две части так, что
одна из них составляет две трети другой. Какова длина того куска
материи, который меньше?
94. Предприятие отправило три четверти своей продукции на экспорт, а четыре пятых остатка продает в своей стране. Какой процент продукции остался на складе предприятия?
95. Вино, заполняющий 7/8 объема емкости, стоит 84 монеты. Сколько монет стоит 1/2 объема той же самой емкости?
96. В одной семье у каждой дочери равное число братьев и сестер, а у каждого сына сестер в два раза больше, чем братьев. Сколько
в семье сыновей?

Раздел 6. Задания 97–116.
В этом разделе каждое задание представлено рядом чисел, расположенных в определенной связи между собою. Необходимо продолжить числовой ряд на основании обнаруженной вами особенности этой связи чисел.

97. 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24
98. 15, 16, 18, 19, 21, 22, 24
99. 19, 18, 22, 21, 25, 24, 28
100. 16, 12, 17, 13, 18, 14, 19
101. 2, 4, 8, 10, 20, 22, 44
102. 15, 13, 16, 12, 17, 11, 18
103. 25, 22, 11, 33, 30, 15, 45
104. 49, 51, 54, 27, 9, 11, 14
105. 2, 3, 1, 3, 4, 2, 4
106. 19, 17, 20, 16, 21, 15, 22
107. 94, 92, 46, 44, 22, 20, 10
108. 5, 8, 9, 8, 11, 12, 11
109. 12, 15, 19, 23, 28, 33, 39
110 7, 5, 10, 7, 21, 17, 68
111. 11, 15, 18, 9, 13, 16, 8
112. 3, 8, 15, 24, 35, 48, 63
113 4, 5, 7, 4, 8, 13, 7
114. 8, 5, 15, 18, 6, 3, 9
115 15, 6, 18, 10, 30, 23, 69
116 5, 35, 28, 4, 11, 77, 70

Раздел 7. Задания 117–136.
В каждом задании вам предлагается одна фигура, разбитая на несколько частей. Эти части даются в произвольном порядке. Соедините мысленно части, и ту фигуру, которая у вас при этом получится, найдите в ряду фигур а), б), в), г), д).

Раздел 8. Задания 137–156.
Первый ряд фигур состоит из пяти разных кубиков, обозначенных буквами («а», «б», «в», «г», «д») Кубы расположены так, что из шести граней вы у каждого куба видите три. В каждом из последующих рядов вам предлагается один из этих пяти кубов, повернутый по-новому. Ваша задача — определить, которому из этих пяти кубов соответствует куб, приведенный в очередном задании. В перевернутых кубах, естественно, могут появиться и новые значки.

Раздел 9. Задания 157–177.
Вам дается три минуты на то, чтобы Вы выучили наизусть приведенные ниже слова. Учите слова до тех пор, пока не получите указания закончить.
Таблица для заучивания
Ель, папоротник, зверобой, черемуха, жимолость
Фреза, сверло, молоток, тиски, винторез
Рисунок, гравюра, икона, драма, эпос
Цапля, канарейка, соловей, удод, ласточка
Бобер, зебра, осел, хомяк, шакал

Вопросы, касающиеся полученных слов, находятся на отдельных бланках. Вам необходимо найти слова, которые занимают такое же порядковое место, что и в заученном Вами бланке.

Задание
157. а) зверобой; б) молоток; в) цапля; г) черемуха; д) ель.
158. а) икона; б) жимолость; в) попугай; г) рубанок; д) шакал.
159. а) молоток; б) канарейка; в) папоротник; г) акварель; д) зебра.
160. а) ножницы; б) осел; в) черемуха; г) удод; д) рисунок.
161. а) ласточка; б) жимолость; в) уж; г) драма; д) ножницы.
162. а) ель; б) хомяк; в) фельетон; г) ножницы; д) попугай.
163. а) фреза; б) акварель; в) фазан; г) тюльпан; д) бобер.
164. а) рисунок; б) винторез; в) бобер; г) ласточка; д) папоротник.
165. а) винторез; б) соловей; в) гвоздика; г) хомяк; д) фельетон.
166. а) акварель; б) тюльпан; в) молоток; г) щука; д) дрозд.
167. а) черемуха; б) хомяк; в) икона; г) фазан; д) сверло.
168. а) хомяк; б) гравюра; в) тиски; г) канарейка; д) зверобой.
170. а) молоток; б) эпос; в) осел; г) жимолость; д) цапля.
171. а) сверло; б) бобер; в) рисунок; г) тюльпан; д) ласточка.
172. а) осел; б) иллюстрация; в) соловей; г) тиски; д) жасмин.
173. а) канарейка; б) папоротник; в) ножницы; г) ирис; д) хомяк.
174. а) цапля; б) фельетон; в) гвоздика; г) фреза; д) щука.
175. а) бобер; б) черемуха; в) ласточка; г) сверло; д) гравюра.
176. а) щука; б) молоток; в) зверобой; г) ель; д) икона.
177. а) папоротник; б) хомяк; в) гравюра; г) цапля; д) винторез.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту

• Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений): 1г, 2в, 3д, 4д, 5в, 6а, 7г, 8б, 9д, 10в, 11б, 12д, 13в, 14а, 15г, 16а, 17в, 18б, 19д, 20г.
• Субтест 2: «ИС» (исключение слова): 21д, 22б, 23а, 24г, 25б, 26г, 27в, 28г, 29д, 30г, 31д, 32г, 33а, 34в, 35д, 36в, 37а, 38г, 39б, 40 г.
• Субтест 3: «Ан» (аналогии): 41в, 42д, 43б, 44д, 45в, 46г, 47б, 48в, 49б, 50г, 51 г, 52б, 53б, 54в, 55г, 56д, 57в, 58в, 59б, 60г.
• Субтест 4: «Об» (обобщение): 61 – плоды; 62 – стимуляторы; 63 – приборы; 64 – органы чувств; 65 – отражение; 66 – произведение искусства; 67 – сила; 68 – зародыши; 69 – символы; 70 – водные животные: 71 -органические потребности; 72 – живые организмы; 73 – металлические изделия; 74 – положение в пространстве; 75 – пожелания (санкции); 76 – меры воспитания.
• Субтест 5: «АЗ» (арифметические задачи) (в ключе к этому и следующему субтесту – первая цифра номер вопроса, вторая цифра – правильный ответ): 77-85, 78-630, 79-235, 80-24, 81-36, 82-60, 83-35, 84-50, 85-720, 86-84, 87-52.5, 88-9, 89-45, 90-60, 91-16, 92-26, 93-36, 94-5, 95-42, 96-4.
• Субтест 6: «ЧР» (числовые ряды): 97-27, 98-26, 99-25, 100-16, 101-62, 102-31, 103-51, 104-7, 105-8, 106-12, 107-2, 108-13, 109-42, 110-19, 111-13, 112-71, 113-15, 114-17, 115-63, 116-14.
• Субтест 7: «ПВ» (пространственное воображение): 117б, 118г, 119в, 120в, 121д, 122г, 123д, 124а, 125а, 126б, 127д, 128в, 129д, 130г, 131 в, 132а, 133г, 135б, 136в, 134г.
• Субтест 8: «ПО» (пространственное обобщение ): 137б, 138б, 139в, 140а, 141г, 142а, 143б, 144д, 145в, 146г, 147а, 148б, 149д, 150г, 151 в, 152б, 153д, 154а, 155в, 156д.
• Субтест 9: «Пм» (память, мнемические способности): 157-4,158-5,159-3,160-2,161-5,162-1,163-5,164-3, 165-2, 166-3, 167-5, 168-3, 169-4, 170-2, 171-2, 172-4, 173-1, 174-4, 175-3, 176-1.

Обработка результатов теста

За совпадение ответов с ключом респонденту начисляется один балл. Для Субтеста 4 баллы подсчитываются следующим образом:

• Совпадение с ключом – 2 балла.
• Аналогичное, но неполное значение слова – 1 балл.
• Несовпадение с ключом и вообще далекое от смысла слова понятие – 0 баллов.

Интерпретация результатов теста

Описание субтестов

• Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений): возникновение рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления.
• Субтест 2: «ИС» (исключение слова): чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, проявляется повышенная реактивность, которая у взрослых относится к вербальному плану.
• Субтест 3: «Ан» (аналогии): способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями.
• Субтест 4: «Об» (обобщение): способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.
• Субтест 5: «АЗ» (арифметические задачи): практическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы.
• Субтест 6: «ЧР» (числовые ряды): теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму.
• Субтест 7: «ПВ» (пространственное воображение): умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление.
• Субтест 8: «ПО» (пространственное обобщение): умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения. Развитое аналитико- синтетическое мышление, конструктивность теоретических и практических способностей.
• Субтест 9: «Пм» (память, мнемические способности): высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению. Хорошая сосредоточенность внимания.

При интерпретации результатов теста, отдельные субтесты объединяют в несколько комплексов:

1.Комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4), предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами.

При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным.

2. Комплекс математических субтестов (5, 6), предполагающий способности в области практической математики и программирования.

Одинаково высокие результаты по обоим субтестам свидетельствуют о «математической одаренности». Если эта одаренность дополняется высокой результативностью по третьему комплексу, то, возможно, правильный выбор профессии должен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью.

3. Комплекс конструктивных субтестов (7, 8), предполагающий развитые конструктивные способности теоретического и практического плана.

Одинаково высокие результаты по субтестам этого комплекса являются хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной одаренности. Если же образование не будет продолжено, то будет преобладать стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и мануальных способностей.

4. Комплексы теоретических (2, 4) и практических планов способностей (1, 3). Результативность по этим тестам следует сравнить попарно, чтобы более определенно высказать заключение о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении.

Опыт работы с TSI свидетельствует, что несмотря на довольно большой объем этой методики и продолжительность как работы испытуемых (около 90 минут), так и работы психолога (около 30 минут, с проведением консультации для каждого испытуемого), в целом результаты получаются весьма надежными, подтверждаемыми и существенными для общей оценки личности.

                                                                                                                     

                                                                                                       

                                                                                                                   Приложение 2.

У талантливых и одаренных обучающихся  можно отметить превосходство в интеллекте, творческой способности (креативности) и мотивации. Чаще всего все эти три показателя наличествуют.

Одаренность с точки зрения Рензулли, Райса и Смита (Renzulli, Reis & Smiss) можно распознать c помощью следующих факторов:

  • Высокого уровня способностей (может проявляться в отличной успеваемости или высоко оцененном интеллекте).
  • Высокой творческой способности (иногда проявляется в выдвижении новых идей или в способности решать проблемы).
  • Высокой целеустремленности (проявляет себя в высоком уровне настойчивости при завершении заданий).

Определение одаренности позволит при необходимости помочь обучающимся  скорректировать их физическое состояние и адаптировать в окружающей среде.

Опросник предназначен для выявления 25 поведенческих характеристик одаренных  подросткового возраста по четырем шкалам:

  • познавательная деятельность — 5 характеристик;
  • мотивация — 5 характеристик;
  • лидерство — 5 характеристик;
  • творчество — 10 характеристик.

Наличие каждого качества оценивается одним баллом. Подсчитывается также сумма баллов по каждой шкале и по опроснику в целом.

Опросник не имеет пороговых значений одаренности, но позволяет обратить внимание на детей, получивших высокие оценки, а также дать структурированное качественное описание поведенческих характеристик детей, отнесенных к категории одаренных на основании других методов.

Шкала Рензулли для оценки поведенческих характеристик одаренных детей дает психологам средство для предварительного отбора одаренных и талантливых учеников.

Опросник Дж. Холланда

Из двух предложенных вариантов деятельности выберите, тот, который Вам больше нравится:

Первый вариант

Второй вариант


1
а. Инженер-механик 
2
а. Социальный работник 
3
а. Художник по интерьеру 
4
а. Биохимик 
5
а. Политический лидер 
6
а. Портной 
7
а. Адвокат 
8
а. Воспитатель детского сада 
9
а. Вязальщик 
10
а. Нотариус 
11
а. Переводчик зарубежной поэзии 
12
а. Детский врач 
13
а. Маркетолог 
14
а. Научный работник музея 
15
а. Аудитор 
16
а. Строитель-монтажник 
17
а. Школьный учитель 
18
а. Столяр-краснодеревщик 
19
а. Математик 
20
а. Директор мебельной фабрики 
21
а. Настройщик теле- и радиоаппаратуры 
22
а. Главный зоотехник 
23
а. Консультант «телефона доверия» 
24
а. Водитель троллейбуса 
25
а. Делопроизводитель 
26
а. Архитектор 
27
а. Инспектор дорожного движения 
28
а. Издатель газеты 
29
а. Биолог 
30
а. Архивариус 
31
а. Повар 
32
а. Банковский служащий 
33
а. Криминалист 
34
а. Корректор 
35
а. Звукооператор 
36
а. Экскурсовод 
37
а. Киноактёр 
38
а. Археолог 
39
а. Закройщик-модельер 
40
а. Часовой мастер 
41
а. Менеджер по продажам 
42
а. Психотерапевт


1
б. Физик-экспериментатор 
2
б. Управляющий гостиницей 
3
б. Чертежник и копировщик 
4
б. Фармацевт 
5
б. Писатель 
6
б. Оператор ЭВМ 
7
б. Историк-правовед 
8
б. Художник по керамике 
9
б. Художник по керамике 
10
б. Телефонист справочной службы 
11
б. Менеджер по снабжению 
12
б. Логик 
13
б. Пчеловод 
14
б. Менеджер по персоналу 
15
б. Художник-реставратор 
16
б. Металловед 
17
б. Следователь 
18
б. Оператор станков-автоматов 
19
б. Бухгалтер 
20
б. Дирижёр 
21
б. Секретарь-референт 
22
б. Генетик 
23
б. Парикмахер-модельер 
24
б. Медсестра 
25
б. Брокер на бирже 
26
б. Искусствовед 
27
б. Счетовод 
28
б. Электрик 
29
б. Телеведущий 
30
б. Художник-рекламист 
31
б. Официант 
32
б. Заведующий магазином 
33
б. Юрисконсульт 
34
б. Литературовед 
35
б. Физик-акустик 
36
б. Дипломат 
37
б. Кинооператор 
38
б. Товаровед 
39
б. Театральный художник 
40
б. Контролёр ОТК 
41
б. Редактор научного журнала 
42
б. Драматург

Бланк ответов

Подсчитать сумму баллов по каждому из шести типов личности, используя для этого приведённый ниже ключ. Если ответ совпадает с ключом, то засчитывается один балл. Сумма баллов по каждому из типов не может быть более 14. Самым подходящим для Вас типом личности будет тот, по которому набрано наибольшее количество баллов. Если вы набрали одинаковое количество баллов по нескольким шкалам, то для вас характерны черты нескольких типов.

Тип личности

Пункты опросника

Сумма баллов

Реалистический

1а, 3б, 6а, 9а, 13а, 16а, 18б, 21а, 24а, 28б, 31а, 35а, 37б, 40а

________

Социальный

2а, 8а, 9б, 12а, 14б, 17а, 23а, 24б, 27а, 29б, 31а, 33б, 36а, 42а

________

Артистический

3а, 5б, 8б, 11а, 15б, 18а, 20б, 23б, 26а, 30б, 34б, 37а, 39б, 42б

________

Конвенциальный

4б, 6б, 10а, 12б, 15а, 19б, 21б, 25а, 27б, 30а, 32а, 34а, 38б, 40б

________

Интеллектуальный

1б, 4а, 7б, 11б, 14а, 16б, 19а, 22б, 26б, 29а, 33а, 35б, 38а, 41б

________

Тестовая методика Рензулли

   Опросник креативности — это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.
Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8–11-х классов). Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.

Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка — 10, максимальная — 40 баллов).

Творческие характеристики

1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.

2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.

3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.

4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.

5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.

6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.

7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.

8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.

9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.

10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Лист ответов (Шкала креативности)

В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками. Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.

Таблица     Интеллектуальные  характеристики

№ п/п

Ф.И.О.

Номера творческих характеристик

Сумма
баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень креативности.

 

Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

40–34

Высокий

33–27

Нормальный, средний

26–21

Низкий

20–16

Очень низкий

15–10

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ОПРОСНИКА

    Опросник креативности — это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.
Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8–11-х классов).
Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 — постоянно,
3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.
Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка — 10, максимальная — 40 баллов).

Творческие характеристики

1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Лист ответов
(Шкала креативности)

16-1

В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.
Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.

 

Таблица

Творческие характеристики

№ п/п

Ф.И.О.

Номера творческих характеристик

Сумма
баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАДЕЖНОСТЬ. ВАЛИДНОСТЬ

Составителями опросников (Рензулли, Хартман и Калахен) были проведены исследования по установлению уровня надежности и валидности тестов.
Были получены данные о стабильности тестов — ретестовая надежность (коэффициент корреляции = 0,79) — и рассчитаны коэффициенты согласованности показателей разных экспертов (двух учителей); коэффициент корреляции = 0,91. С интервалом в 3 месяца оценивались школьники 5–6-х классов.
Для подтверждения валидности тестов было проведено сравнение показателей опросника Рензулли и теста креативности Торренса. Корреляция между шкалой креативности и вербальными показателями теста Торренса составляет от 0,37 до 0,48.; с образными показателями теста Торренса — незначимая.
Для установления ретестовой надежности нами был проведен ряд исследований на различных выборках российских школьников (интервал между двумя этапами тестирования — 3, 4 и 6 месяцев). Коэффициенты корреляции составляют 0,75—0,83. Для сравнения мнений различных экспертов, педагогов и психологов по шкале креативности сопоставлялись мнения трех и более экспертов попарно. Корреляция между мнениями различных экспертов составляла 0,76— 0,94.
Для проверки внешней валидности сравнивались показатели опросника креативности Рензулли и опросника креативности Джонсона [3]; коэффициенты корреляции — от 0,69 до 0,76. Также сравнивались данные опросника Рензулли с различными показателями батареи креативных тестов Вильямса [4]; коэффициенты корреляции находились в пределах: от 0,45 до 0,53. Показатели креативной шкалы опросника Рензулли теснее связаны с общими и вербальными показателями теста Вильямса. Следует также отметить, что с образными показателями теста Вильямса существует более слабая связь.
Корреляция между показателями опросника Рензулли и вербальными показателями теста Торренса составляла от 0,43 до 0,51; с образными показателями теста Торренса — от 0,25 до 0,41.

НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ
РЕНЗУЛЛИ

Средние и стандартные отклонения
по данным Рензулли

Одаренные N = 40 чел.

Нормальные N = 40 чел.

M
Среднее
отклонение

s
Cтандартное
отклонение

M
Среднее
отклонение

s
Cтандартное
отклонение

25.1

7.6

17.1

4.7

Уровень креативности

Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

40–34

Высокий

33–27

Нормальный, средний

26–21

Низкий

20–16

Очень низкий

15–10

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.
  2. Блонский П.П. Возрастные особенности детей. — М., 1971.
  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов, 1983.
  4. Бурлачук Л.Ф.  Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.
  5. Вихарева О.А.. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. // Дополнительное образование, №5 – 2005 г.
  6. Костева Т., И. Объять необъятное – девиз одаренных детей. // Народное образование.- 2003г. - №8.- с.147-152
  7. Лейтес Н.С.  О признании одаренности // Детское творчество. – 2001г. - №4 – Окончание. Начало в №2
  8. Разработка проектов перспективного развития школ Московской области на основе инициативы «Наша новая школа»: Методические рекомендации//Под ред. А.М. Моисеева.-АСОУ, 2011-260 с.
  9. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т.- М., 1995.
  10. Седова Н. Одаренные дети – наше богатство // Народное образование. – 1996г. -№6
  11. Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. — М., 1985.
  12. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль

Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...

Программа по выявлению способностей обучающихся

Программа составлена на период 2016-2017  и 2017-2018 учебный год....

Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся

Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся...

Программа по выявлению способностей обучающихся "Мир моих интересов"

Программапо выявлению способностей обучающихся«Мир моих интересов»Возраст детей, на которых рассчитана программа-14-15 лет.Срок реализации программы 3 года....

Выявление способностей обучающихся

Учебно-методический материал...

3 Выявление развитияу обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкультурн

Справка о реализации программы внеурочной деятельности.Руководство обучающими-участниками научных конференций, конкурсов, чемпионатов.Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, чемп...

план по выявлению способностей обучающихся

Для успеха в колледже важны академическая,интеллектуальная и творческая одаренность....