ПОЛИКЛИНИКА 4.7
план-конспект занятия на тему


Предварительный просмотр:

Актуализация и синхронизация передачи нормативно-справочной информации и федерального регистра участникам ДЛО 

"Восходящий" процесс моделирования перечня лекарственных средств на системном уровне ориентирован, в основном, на количественные показатели и представляет собой форму обратной связи, необходимую для полноценного управления лекарственным обеспечением. В рамках данного процесса осуществляется сбор статистической информации, который осуществляется в системе медицинских организаций - от районных и городских ЛПУ к территориальным - и далее, к федеральным органам управления здравоохранением. Параллельно процесс сбора статистической информации происходит в системе фармацевтических предприятий, информация в виде финансовой отчетности, статистики продаж, результаты опроса пациентов поступают компаниям-дистрибьюторам регионального и федерального уровня. На основе данной информации, а также материалов Министерства здравоохранения компании-дистрибьюторы планируют объемы закупок, ассортиментную и ценовую политику. Таким образом, ключевыми элементами системы становятся компании-дистрибьюторы фармрынка, от эффективности действий которых зависит эффективность функционирования системы в целом. В свою очередь, эффективность действий дистрибьюторов фармрынка зависит от качества сбора, обработки, анализа информации аптечными учреждениями и качества материалов, предоставляемых Министерством здравоохранения.

Новый принцип функционирования определяет смещение акцентов в распределении функций субъектов системы. Так, Министерство здравоохранения и социального развития получает возможность вместо директивного планирования системы концентрироваться на задачах совершенствования системы управления фармацевтической деятельностью и организации обеспечения лекарственными средствами. Вероятность возникновения дефицита лекарственных средств в такой системе минимизируется, появляется возможность сбалансировать рост цен на различные категории лекарственных средств. Такой подход позволяет обеспечить доступность и достоверность информации о лекарственных средствах и тем самым решить застарелую проблему российского рынка медицинских услуг.

Эффективность планирования лекарственного обеспечения в такой системе достигается за счет использования не только плановых, но и статистических показателей, и построения прогнозов относительно дальнейшего развития потребности в лекарственных средствах. Компании-дистрибьюторы на основе накопленной информации формируют предложение лекарств, в то же время, спрос в системе лекарственного обеспечения координируется как косвенно - ЛПУ, медицинскими специалистами, так и напрямую - ведомствами разного уровня.



Предварительный просмотр:

Внедрение программы дополнительного лекарственного обеспечения 

Пока реализация нового подхода осуществляется лишь в рамках программы Дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Программа, целью которой является обеспечение льготных категорий населения лекарственными средствами, подразумевает участие множества субъектов сферы здравоохранения: городских и районных ЛПУ, фондов ОМС разного уровня, региональных и федеральных органов управления здравоохранением. Немаловажным является факт, что в основе ДЛО лежит иной порядок взаимодействий субъектов системы лекарственного обеспечения, активная роль в программе принадлежит и медицинским учреждениям. В программе предусмотрен иной принцип финансирования лекарственного обеспечения, который базируется на детальном учете и контроле назначений лекарственных средств медицинскими специалистами, проверке правомочности и необходимости выписки рецептов, а также контроле отпуска лекарственных средств аптечными учреждениями, участвующими в программе ДЛО. Специалистами медицинской отрасли новый принцип финансирования лекарственного обеспечения оценивается позитивно, так как он позволяет финансировать реально возникающие потребности в лекарственном обеспечении, и более эффективно распределять финансовые средства между субъектами сферы здравоохранения - например, направлять сэкономленные с помощью ДЛО средства на закупку диагностического оборудования и информационной техники для медучреждений, обновить автопарк станций скорой помощи и т.д. Но в настоящее время этот принцип финансирования не имеет права на существование, т.к. финансирование учреждений происходит строго по статьям расходов, о чем говорилось выше.

Основным элементом программы ДЛО является база статистических данных о потребности в лекарственном обеспечении, которая постоянно актуализируется и обновляется - не только в начале отчетных периодов, но фактически в любой момент времени - с учетом происшедших изменений потребности пациентов в лекарственном обеспечении. Каждый из участников получает выделенный доступ к необходимым элементам программы. Естественно, создание такой базы данных становится возможным только при наличии возможности интерактивного взаимодействия субъектов системы, что подразумевает существование всех форм обратной связи между участниками и существование единого информационного пространства программы ДЛО. 

Сбор массивов медицинских данных, анализ и актуализация осуществляется на уровне центров обработки данных (ЦОД), предоставляющих информацию органам управления здравоохранением. Качество информации на выходе из ЦОД определяется двумя параметрами: качеством информации, поступающей в ЦОД из ЛПУ и аптечных учреждений, и качеством обработки информации в самом ЦОД. Базовый принцип функционирования системы предполагает управляемость процессами контроля качества информации и на уровне локальных ЛПУ и аптечных учреждений, и на уровне ЦОД. Однако на практике в настоящий момент существует лишь возможность контроля качества обработки информации на уровне ЦОД - в силу относительной прозрачности структуры. На уровне локальных ЛПУ и аптечных учреждений контроль качества информационных процессов затруднен из-за недостаточной обеспеченности компьютерной техникой, зачастую - из-за недостатка компетентного персонала, умеющего работать в информационной системе программы. 

Но позитивные сдвиги в управлении качеством информации в локальных ЛПУ и аптечных учреждениях уже наметились. Пока речь идет о первичной информатизации ЛПУ и аптечных учреждений, вторым этапом развития программы должно стать массовое развитие систем управления качеством процессов сбора и обработки информации. Процесс первичной информатизации происходит в ЛПУ и аптечных учреждениях параллельно - в медицинских учреждениях за счет проектов реформы сферы здравоохранения, в аптечных учреждениях - либо за счет собственных средств, либо на деньги крупных дистрибьюторов фармацевтической продукции. 

Моделирование перечня лекарственных средств в программе ДЛО следует разделить на несколько уровней:

  1. уровень ЛПУ и аптечных учреждений,
  2. 2.уровень территориальных фондов ОМС и создаваемых на их базе ЦОД,
  3. уровень органов управления здравоохранением и федерального фонда ОМС.

Роль ЛПУ в моделировании перечня лекарственных средств пассивна - она заключается, преимущественно, в регистрации выписанных рецептов, ведении статистики и записи изменений потребностей пациентов. Собранные данные передаются затем в ЦОД, созданные на базе территориальных фондов ОМС. В аптечных учреждениях, особенно в аптечных сетях, моделирование перечня лекарственных средств происходит в рамках управления ассортиментом - с помощью собственной учетной информации, информационных материалов программы ДЛО, данных компаний-дистрибьюторов фармрынка, юридической и другой информации аптеки формируют представление о развитии рынка, и, соответственно, о необходимых закупках и ассортименте лекарственных средств в новом отчетном периоде. Часть этой информации, поступая в форме обратной связи к компаниям-дистрибьюторам, позволяет дополнить общую картину и корректировать объемы закупок лекарственных средств.

Территориальные фонды ОМС, на основе агрегированных данных ЦОД моделируют перечень лекарственных средств, которые необходимы для лекарственного обеспечения льготных категорий населения в регионе. На основании полученных моделей прогнозируются затраты на реализацию ДЛО в текущем и будущем периодах, осуществляется планирование закупок ЛС, управление товарными запасами в рамках региона.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЛО

Слайд 2

Планирование здравоохранения - это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения.

Слайд 3

Основные принципы планирования здравоохранения: Научно-техническая обоснованность планов; Выделение приоритетных проблем; Сочетание текущего и перспективного планирования; Сочетание отраслевого и территориального планирования; Экономическая эффективность планов.

Слайд 4

Лекарственное обеспечение - неотъемлемая составляющая сферы здравоохранения. С необходимостью точного планирования ассортимента , категорий , дозировок лекарственных средств, уточнений международных и патентованных названий неизбежно сталкиваются все участники рынка медицинских услуг: от лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ): районных поликлиник, стационаров, центров диагностики до аптек, фондов страхования и органов управления разного уровня.

Слайд 5

Основными задачами лекарственного обеспечения медицинских учреждений являются: эффективное использование финансовых ресурсов , предназначенных для оплаты лекарственных средств; устранение дефицита лекарственных средств и изделий медицинского назначения в медицинских учреждениях; обеспечение прав застрахованных в системе ОМС на получение лекарственных средств, гарантирующих качественную медицинскую помощь.

Слайд 6

1. Финансирование лечебно-профилактических учреждений В соответствии с Концепцией развития здравоохранения до 2020 г. и Перечнем поручений Президента РФ по вопросам развития российского здравоохранения и образования в субъектах РФ, стратегической целью реформы здравоохранения является переход на одноканальное финансирование и внедрение подушевого принципа оплаты медицинской помощи.

Слайд 7

Переход к преимущественно одноканальной форме финансирования здравоохранения предполагает, что основная часть средств будет направляться из системы ОМС, при этом оплата медицинской помощи будет осуществляться по конечному результату на основе комплексных показателей объема и качества оказанных услуг.

Слайд 8

Одноканальное финансирование позволит заменить данный подход расчетом стоимости лечения по законченному случаю по стандартам медицинской помощи. Переход к оплате за проделанную работу приведет к изменению структуры и качества самой медицинской помощи.

Слайд 9

Общая схема планирования может быть представлена в следующем виде: Определение основных целей и функций медицинского учреждения Определение видов и объемов медицинской помощи, оказание которых ведет к достижению поставленных целей Формирование структуры ЛПУ (состав подразделений, система управления) Определение потребности в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения объемов лечения. Расчет предполагаемых поступлений средств. Корректировка плановых показателей. Определение показателей, наиболее точно характеризующих степень достижения целей и которые необходимо стимулировать. На выделенные финансовые средства лечебно-профилактическое учреждение проводит закупку лекарственных средств посредством государственных закупок.

Слайд 10

Процесс государственных закупок, в т. ч. закупка лекарственных средств, происходит в несколько этапов. I этап - Подготовка конкурсной документации. II этап - Публикация информации о конкурсе. III этап - Предоставление конкурсной документации. IV этап - Разъяснения условий конкурса. V этап - Сбор и регистрация конкурсных заявок. VI этап - Вскрытие конвертов и определение победителя. VII этап - Заключение государственного или муниципального контракта с победителем конкурса.

Слайд 11

Финансирование учреждений здравоохранения происходит по статьям затрат . Расходы на лекарственное обеспечение составляют 25-30% бюджета учреждения , поэтому на сегодняшний день остро стоит вопрос об усилении контроля над учетом лекарственных средств .

Слайд 12

Правила хранения и учета лекарственных средств и изделий медицинского назначения Ответственность за хранение и расход лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также за порядок на местах хранения, соблюдение правил выдачи и назначения лекарственных средств несет заведующий отделением (кабинетом).

Слайд 13

Непосредственным исполнителем организации хранения и расхода лекарственных средств и изделий медицинского назначения является старшая медицинская сестра.

Слайд 14

Предусматривается размещение по местам хранения с учетом деления на группы: токсикологические - наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие и ядовитые лекарственные средства; по способу применения: Наружные,Внутренние ; по форме выпуска: Инъекционные, Глазные капли" и др.;

Слайд 15

ЛПУ, а также их подразделения, осуществляющие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ), обязаны вести журналы регистрации по установленным формам.

Слайд 16

Планирование лекарственного обеспечения с использованием интегрированных систем Планирование медицинской помощи и лекарственного обеспечения должны производится "снизу вверх": от планирования медицинской помощи в учреждении здравоохранения к планированию на уровне органа управления здравоохранением муниципального образования (территории) на основе медицинских стандартов, содержащих необходимый объем диагностических исследований, лечебных процедур, лекарственных средств и требований к результатам лечения и спроса населения на конкретные медицинские услуги

Слайд 17

Система должна обеспечить автоматизацию процесса получения достоверных и обоснованных комплексных оценок качества работы медицинского учреждения и отдельного врача, анализа результатов экспертиз определения стоимости оказания медицинской помощи для принятия управленческих решений по повышению ее качества в конкретных медицинских учреждениях.

Слайд 18

Реализация банка медицинских услуг совместно с информационно-поисковой системой по лекарственным средствам позволяет решить следующие задачи: 1.создать целостную взаимосвязанную, динамично развивающуюся и постоянно актуализируемую систему оказания лекарственной помощи; 2.создать единый автоматизированный формулярный справочник лекарственных средств с данными о форме выпуска, синонимах, аналогах, лечебном эффекте, показаниях к применению; 3.уменьшить необоснованную полипрагмазию ( Полипрагмазия в медицине - одновременное (нередко необоснованное) назначение множества лекарственных средств или лечебных процедур); 4.использовать полученный справочник в моделях (стандартах) оказания медицинской помощи для расчета затрат на лекарственное обеспечение медицинской технологии и комплексной оценки качества оказания медицинской помощи; 5.обеспечить автоматизированную выписку и систему учета выданных рецептов; 6.создать систему учета, поступления и использования лекарственных средств в учреждениях здравоохранения за счет применения рациональной фармакотерапии.



Предварительный просмотр:

Новый подход у усправлению лекарственным обеспечением 

Моделирование перечня лекарственных средств в сфере здравоохранения осуществлялось дискретно - в рамках системы лекарственного обеспечения, когда общее планирование лекарственного обеспечения населения осуществлялось Министерством здравоохранения, а закупка лекарственных средств, управление ассортиментом - силами самих аптечных учреждений, участие субъектов сферы здравоохранения при этом было минимальным. Организация системы лекарственного обеспечения по рыночному принципу нередко приводит к возникновению дефицита определенных категорий, наименований и дозировок лекарственных средств. Ситуацию во многом усложняет и политика финансирования лекарственного обеспечения льготных категорий населения - что привело к возникновению структурных перекосов в системе лекарственного обеспечения.

Если совсем недавно наличие в аптеке тех или иных лекарственных средств всецело зависело от ассортиментной политики администрации, то запуск ряда проектов в рамках реформы сферы здравоохранения позволит кардинально изменить положение дел, причем не только на уровне отдельно взятых аптечных учреждений, но и на уровне системы в целом. Новый подход к управлению лекарственным обеспечением, который предполагается ввести в рамках реформы здравоохранения, подразумевает комплексное планирование не только в системе лекарственного обеспечения, но и в сфере здравоохранения в целом. В рамках такого подхода в систему планирования включаются все субъекты сферы здравоохранения - Министерство здравоохранения, Росздравнадзор, территориальные органы управления здравоохранением, страховые организации, лечебно-профилактические учреждения, врачи, а также участники фармацевтического рынка - федеральные и региональные дистрибьюторы, аптечные организации различных организационно-правовых форм. Необходимыми условиями комплексного планирования на уровне системы в целом являются: создание единого информационного поля сферы здравоохранения и системы лекарственного обеспечения, и информатизация учреждений - участников системы.

Моделирование перечня лекарственных средств в системе лекарственного обеспечения, ориентированное на удовлетворение потребностей населения, и таким образом, на достижение оптимальности в ассортименте лекарственных средств в масштабах системы, представляет собой два разнонаправленных процесса, которые условно можно охарактеризовать как "нисходящий" и "восходящий".

В рамках первого, "нисходящего" процесса на уровне Министерства здравоохранения создаются каталоги лекарственных средств, допущенных к реализации на территории РФ, этой информацией снабжаются территориальные органы управления здравоохранением, задачей которых является создание и коррекция справочников врача, и фармацевтические организации. Далее уточненная информация передается в страховые компании, лечебно-профилактические учреждения. Фармацевтические организации федерального уровня передают информацию территориальным аптечным сетям и другим учреждениям. В "нисходящем" процессе моделирование перечня лекарственных средств во многом определяется политикой и структурой финансирования системы лекарственного обеспечения, государство выступает здесь не только в роли закупщика лекарственных средств на федеральном уровне посредством


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поликлиника. Рабочая тетрадь №1к практическому занятию для слушателей по теме «диспансеризация больных детей»

Рабочая тетрадь №1 к практическому занятию для слушателей по теме «диспансеризация больных детей» П. М. №4 «Первичная медико-санитарная помощь детям» Специальность Сестринское ...

Поликлиника. ЛЕКЦИЯ 1 ТЕМА: Организация лечебно-профилактической помощи детям

ЛЕКЦИЯ 1 ТЕМА: Организация лечебно-профилактической помощи детям ...

Поликлиника. Периоды детского возраста. Патронажи. Потребности ребенка. Шкала Апгар.

Периоды детского возраста. Патронажи.Потребности ребенка. Шкала Апгар....

Поликлиника. Лекция №1 Организация лечебно-профилактической помощи детям.

Лекция №1 Организация лечебно-профилактической помощи детям. ...

Поликлиника. Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы работы по формированию ЗОЖ. Группы здоровья.

Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы рабо...

Поликлиника. лекция1стратегия развития здравоохранения до 2025года

ПОЛИКЛИНИКА лекция1стратегия развития здравоохранения до 2025года...