Здоровый образ жизни
методическая разработка на тему

Здоровый образ жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met_zd_obr_zhizni.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Строительный колледж №30

Методическая разработка:

«Здоровый образ жизни»

Составил: Руководитель физвоспитания

Чернов Д.В.

Москва 2014

«Формирование здорового образа жизни обучающихся и студентов

через физическую культуру и спорт»

«Физические упражнения должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить здоровье, работоспособность, полноценную и радостную жизнь».

Гиппократ.

Цель: 

-Обеспечение нормальных условий для сохранения, укрепления и развития физического и психофизического здоровья обучающихся и студентов.

Задачи:

- вести работу по пропаганде и формированию навыков здорового образа жизни;

-разрабатывать диагностические и реабилитационные методики для физической реабилитации ослабленных обучающихся и студентов;

Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, и в то же время это самая главная ценность любого государства.

Здоровье – это гармоничное единство физических, психических, социальных функций человека, способствующие реализации его возможностей.

Здоровье человека зависит от:

  • состояния медицины – на 10%
  • влияния экологических факторов – на 20-25%
  • генетических факторов – на 20%
  • образа жизни, физических нагрузок – на 50%.

Занятия физической культурой и спортом, физическая работа необходимы для здоровья. Работающие мышцы, мускулатура образуют поток импульсов, постоянно стимулирующий обмен веществ, деятельность нервной системы и всех органов, что улучшает использование тканями кислорода, не откладывается избыточный жир, повышаются защитные свойства организма.

Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердечных сокращений, мышцы сердца сокращаются сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровоснабжения. Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению связок, суставов, росту и развитию костей. Люди, выполняющие необходимый объем двигательной активности, лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

Человек должен осознать, что он сам в большей степени несет ответственность за состояние своего здоровья, должен понять важность личного отношения к своему здоровью, к использованию первичных мер профилактики.

Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни снижает уровень здоровья нации, способствует распространению вредных привычек и факторов риска возникновения заболеваний. Здоровый образ жизни – поведение, стиль, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья конкретной популяции.

Здоровый образ жизни – это искусство. А значит, как и любому искусству, ему необходимо учиться, начиная учение по возможности в раннем возрасте.

Каждый человек может ускорить или увеличить свою жизненную программу, регулируя здоровый образ жизни. Управление образом жизни заключается в том, чтобы научить человека из множества жизненных повседневных ситуаций выбрать лишь те, которые в наибольшей степени способствуют сохранению и укреплению здоровья.

В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации ситуация, связанная со злоупотреблением курения, алкоголя, наркотическими средствами и их незаконным оборотом, имеет тенденцию к ухудшению. Все эксперты отмечают рост курения табака, алкоголизации, наркомании и токсикомании в детско-подростковой популяции со сдвигом в младшие возрастные группы. Уровень курения, алкоголизации, наркотизации все более захватывает среду подростков.

В настоящее время необходимо выделить ключевые проблемы в сфере профилактики злоупотребления курением, алкоголем, психоактивными веществами среди обучающихся и студентов  всех типов образовательных учреждений и на этой основе  определить наиболее действенные способы, влияющие на обратную, позитивную динамику ситуации.

Я считаю, что одной из главных задач в учебно-воспитательном процессе обучающихся и студентов является организация здорового образа жизни и обеспечение безопасности жизнедеятельности.

 Выбор программ

Оздоровительная работа в колледже направлена на выполнение  программы «Здоровый образ жизни», вся эта деятельность направлена на снижение пропусков посещения занятий по состоянию здоровья в колледже.

В колледже разработан план мероприятий по физкультурной и оздоровительной работе. В него включены спортивные соревнования, конкурсы, игры. Ежегодно проводится месячник спортивно-массовой работы. В его рамках проводятся такие мероприятия: военно-спортивная игра «Зарница», конкурс «А ну-ка, парни!», веселые старты «Ловкие, быстрые, смелые», соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, шашкам, шахматам, гиревому спорту, дартсу

В колледже созданы спортивные  команды, футбольные, по настольному теннису, шахматам, лёгкой атлетике. Проходят тренировки по настольному теннису, шахматам, шашкам, легкой атлетике, футболу, силовому троеборью.

В рамках реализации программы «Здоровый образ жизни» ведется систематическая работа по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения. Разработан план работы (прил. 1), в который включены: агитбригада «За здоровый образ жизни», просмотр видеофильмов, беседы с мед. работниками, классные часы и внеклассные мероприятия. Мониторинг по выявлению склонностей к вредным привычкам, проводимый  в рамках  реализации программы «Здоровый образ жизни», показал, что в колледже нет обучающихся и студентов, употребляющих наркотики, а количество учащихся, употребляющих алкоголь и табачные изделия, уменьшается.

Употребление алкоголя:

Употребление табачных изделий:        

Употребление наркотических веществ:

        

189- всего опрошено обучающихся      

Выбор образовательных технологий

и методов обучения

Одним из основных требований, предъявляемым к преподавателям физической  культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к обучающимся в процессе физического воспитания – учёт индивидуальных особенностей обучающихся.

Важность этой работы обусловливается тем, что обучающийся даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы среды.

Многообразие отличительных черт, своеобразие каждого обучающегося не означает, что эффективна лишь индивидуальная работа с ними. Я основываюсь на типовых характеристиках обучающихся, т.е. выделяю признаки, присущие определенным группам обучающимся: например, группа обычно делится на подгруппы, внутри этих групп – по подготовленности, а я внутри этих групп выделяю обучающихся, которые требуют к себе иного подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. Не остаются без особого внимания и очень сильные в плане физической подготовленности обучающиеся, которым, чтобы не потерять интереса к урокам физической культуры, я даю индивидуальные задания.

Применение единых требований для всех средств и методов обучения оправдывает себя до тех пор, пока налицо прогресс у всех обучающихся и студентов. Когда же продвижение вперед замедляется, появляются отставшие обучающиеся и студенты, я перехожу к индивидуальным заданиям.

Основным в дифференцированном подходе является учет индивидуальных возможностей, особенностей обучающихся. Для этого я знакомлюсь со сведениями о состоянии здоровья детей, об усвоении ими учебных заданий. Наряду с физическими заданиями вооружаю обучающихся и студентов знаниями, необходимыми им для осуществления самоконтроля своих действий, а также анализа данных самоконтроля, формирую у них на базе этих знаний умение самостоятельно вносить изменения в свою работу.

На уроках физической культуры обучающиеся приобретают самые различные умения и навыки, в том числе и необходимые для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Учебный материал от группы группе усложняется, чтобы объем знаний, набор и умений и навыков выпускника колледжа позволили бы ему самостоятельно заниматься своим  физическим совершенствованием. Для воспитания привычки к занятиям физической культурой, я применяю приемы, обеспечивающие осознанное усвоение знаний, умений и навыков на уроках физкультуры, повышающие интерес к физическим упражнениям, воспитывающие привычку к активному отдыху, а также развитие у обучающихся самооценки движений, учет индивидуальных особенностей обучающихся при определении для них домашних заданий по физкультуре.

К методам и приемам, способствующим формированию привычки у обучающихся регулярно заниматься физическими упражнениями, отношу, в частности, методы убеждения – беседы, лекции, информации, объяснение и личный пример. Применяя эти методы, я формирую социально значимые мотивы возникновения привычки к занятиям физической культурой, развиваю к ним интерес, вооружаю обучающихся и студентов  необходимыми теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта. Беседа, например, может выполнить и образовательную и воспитательную функции, когда обучащиеся и студенты получают определенную информацию, пополняют свои знания, знакомятся с теми или иными требованиями. Беседа помогает убедить обучающихся и студентов в необходимости воспитывать в себе положительные качества личности. Постановка перспективы увеличивает метод убеждения, конкретизирует цель приобретения знаний и навыков; дискуссия активизирует мышление обучающихся, ориентирует их на самосовершенствование.

Наряду с методами убеждения, важную роль играет практические методы – показ, демонстрация, инструктаж, проверка знаний и умений, консультирование, пример, корректировка и стимулирование деятельности обучающихся и студентов (поощрение и порицание).

Приведенные методы я применяю при сообщении теоретических сведений – о разделах программы по физической культуре, а также при обучении двигательным действиям, развитии двигательных способностей.

План спортивных мероприятий на 2010-2011 учебный год

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Ответственный

1

День здоровья, настольный теннис

сентябрь

Рычков А.В, Чернов Д. В.

2

Мини-футбол, дартс

октябрь

Рычков А.В.

3

Волейбол, шахматы

ноябрь

Рычков А.В.

4

Армреслинг, шашки

декабрь

Рычков А.В, ЧерновД.В

5

Баскетбол, стрельба из пневматики

январь

Рычков А.В.

6

Жим гири, военно-спортивная эстафета  

февраль

Рычков А.В., Чернов Д. В.

7

Жим штанги лежа

март

Чернов Д.В.

8

Настольный теннис,  подтягивыания на высокой перекладине

апрель

Рычков А.В.

9

Большой футбол, кросс

май

Рычков А.В., Чернов Д. В.

10

Массовая эстафета, отжимания на брусьях

июнь

Рычков А.В., Чернов Д. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родительского собрания на тему:«Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии.

Сценарий проведения родительского собрания на тему «Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии. ...

Классный час на тему : "Здоровый образ жизни.Смартфоны и здоровье"

Методическая разработка классного часа для обучающихся колледжей....

Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Правильный режим дня - основа здорового образа жизни".

Данна методическая разработка организации и проведения классного часа предназначена для работы со студентами 1 курса НПО и СПО. Студенты в ходе классного часа усваивают важность правильного режима дня...

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными умственными способностями посредством реализации программы дополнительного образования “Азбука здоровья”»

Основными задачами по формированию здорового образа жизни являются охрана и укрепление здоровья воспитанника, формирование представления о себе, строении своего тела; обучение знаниям, умениям, навыка...

Сценарий конференции , посвященной здоровому образу жизни по теме: «Правильное питание – основа здорового образа жизни»

Сегодня наше мероприятие посвящена вопросам здорового питания просим вам слушать внимательно в конце нашего представления будет викторина со сладкими призами.Всемирный День здоровья в 2019 году традиц...