Главные вкладки

    Скорая помощь психолога "Психология толпы"
    консультация по теме

    Золотухина Надежда Алексеевна

     

    Люди и отдельный человек, даже не испытывая на себе психическое давление со стороны других, а только воспринимая давление этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Разумеется, возможно, и неподчинение, но индивид, как правило, рационально объясняет его самому себе. Без этого разъяснения «неподчинение» неизбежно вызывает внутреннее беспокойство у индивида.                                                                                                              

    Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел её поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей или обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заряжаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в неорганизованное скопление или в толпу.

    Толпа – бесструктурное скопление, лишённых ясно осознаваемой цели, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.                                           

    Термин «Толпа» вошёл в социальную психологию в период мощного революционного подъёма масс в XIX. – начале XX. в.в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.

     Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».                              

    При объединении индивидов в группы, которые негодуют по определённому поводу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.                                                    

    Основные механизмы формирования толпы и развития её специфических качеств – циркулярная реакция, т.е. нарастающее взаимонаправленное эмоциональное «заряжение».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psihologiya_tolpy.docx503.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Скорая помощь психолога

    Психология толпы

    Каждому знакомо ощущение тревоги, дискомфорта и даже эмоционального истощения на рынке, в магазине либо кинотеатре. Толпа предполагает некую угрозу личности — от растворения нашей индивидуальности до реальной физической угрозы.C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\i.jpeg

    КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕЗУМИЕ

    Человек, попавший в толпу, быстро становится ее частью, песчинкой в урагане гнева, паники, он практически не может сопротивляться захватившей его стихии эмоций и действует как все.

    Если рассматривать толпу как самостоятельный организм, то ее поведение можно сравнить с поведением больного в психотическом состоянии.

    1. Нелогичность мышления

    Поступки не поддаются рациональному объяснению, а совершаются под воздействием эмоциональных импульсов, при этом толпа мало чувствительна к импульсам извне, но чрезвычайно быстро распространяет их внутри самой себя. Это именно то, что называют «накалом страстей». Орава людей живет настоящим, не задумываясь о последствиях. Главная ее задача — удовлетворить сиюминутную потребность, будь то желание убежать либо жажда обладать кумиром.

    2. Восприимчивость к информации

    Любое сказанное слово легко обретает реальные очертания, слово «Стреляют!» может вызвать молниеносную реакцию как паники, так и агрессии в отношении правоохранительных органов. И не важно, что никто не собирается стрелять, кому-то показалось, что он слышит звук выстрела, а само слово «стреляют» мгновенно спровоцировало массовую галлюцинацию.

    3. Неспособность рассуждать

    Массы просто принимают или не принимают информацию. Они исключительно подвержены влиянию извне, легковерны, лишены способности к критике. Как правило, они консервативны и категоричны, поэтому новшества им чужды, они предпочитают идти знакомым путем. Даже если изначально митингующие имеют некий план действий, то, превратившись в скопление людей, они утрачивают первоначальные цели.

    Толпа импульсивна, изменчива, возбудима, ей близки только простые и крайние эмоции: ярость, паника.

    4. Стремление к экстремизму

    Все силы направлены на разрушение, даже тогда, когда люди бегут от внешней угрозы — в этом случае они уничтожают сами себя. Открытый Зигмундом Фрейдом инстинкт смерти — танатос — дремлет в глубине души каждого из нас. В толпе стираются социальные запреты, и танатос вырывается наружу, малейшее пререкание немедленно вызывает агрессию, препятствие — ярость. Поэтому наиболее легко подхватываются идеи о несправедливости, мести и разрушении. Толпа легко находит для себя врагов и объединяется против них. Чувство «мы» усиливает ощущение общности, при этом массам присущ нарциссизм — «мы» идеальны и правы во всем, а виноваты во всем «они».

    А когда есть только «мы» — не может быть персональной ответственности, никто ни в чем не виноват. Безответственность порождает агрессию — от мародерства до людоедства. Известны случаи, когда толпа разрывала и даже поедала своих врагов.

    Итак, что же происходит с человеком, который оказался в толпе? Неужели каждый из нас может превратиться в безумца?

    1. Человек быстро теряет свою идентичность и сливается с массой

    C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\9_66.jpg

    Биологически эта стадность есть аналогия и продолжение многоклеточности, выражение склонности всех однородных живых существ к соединению во все более крупные единства. Отдельный индивид чувствует себя незавершенным, если он один. Противоречие стаду равно отделению от него, и поэтому противоречия боязливо избегают.

    Утрата своего «Я», с одной стороны, приводит к регрессу на низший уровень развития, с другой — дает человеку ощущение неопределенной силы, которое позволяет ему снять запреты со стремления к удовлетворению тех подсознательных желаний, которые ему приходилось долгое время подавлять. Необходимость подавления подобных инстинктов отпадает, потому что при анонимности действий в толпе полностью исчезает чувство ответственности и страх наказания. Отпадают все индивидуальные тормозящие моменты и просыпаются первичные позывы, все жестокие, грубые, разрушительные инстинкты, дремлющие в нас, как пережитки первобытных времен.

    В толпе человек приобретает чрезвычайную внушаемость, значительно снижается его интеллектуальный уровень, и все его чувства и мысли приобретают направленность, заданную толпой.

    2. Эмоциональное заражение

    Стоит кому-то крикнуть «Пожар!», как праздно гуляющие по парку люди превратятся в паникующее стадо. Чем более тревожное состояние у людей изначально, тем быстрее распространяются эмоции, и тем разрушительнее действия толпы.

    Феномен заражения используют и политики, и религиозные деятели, хороший педагог, как правило, обязан держать аудиторию.

    Эмоциональное заражение некоторые ученые относят к феноменам гипнотического рода. Другие полагают, что в основе его лежит стремление человека к подражанию — одна из самых резких черт человеческой природы.

    Биологи видят истоки этого явления в альтруистическом поведении животных. Простейшая реакция такого типа — непроизвольное реагирование на болезненные эмоциональные состояния другого. Реакция малыша, когда он слышит плач другого ребенка и тоже начинает плакать, очевидно, врожденная. Зная, что в толпе человек теряет свое «Я» и регрессирует на более низкий уровень, можно предположить, что его внушаемость близка к внушаемости ребенка, который легко может заплакать или разозлиться без всякой причины, увидев плачущих или дерущихся детей.

    НА СТРАЖЕ ГРАНИЦ

    Ученые давно установили, что за наши эмоциональные реакции отвечает миндалевидное тело, или амигдала. Такие состояния, как беспокойство, аутизм, депрессия, посттравматический шок и фобии, связаны с ненормальным функционированием миндалины. Более того, ряд исследований показал, что миндалевидное тело ответственно за чувство справедливости — у борцов за равноправие активно функционирует в ситуации социального неравенства.

    Нейроны реагируют на социальные стимулы: лица, мимику, выразительные жесты, то есть эмоциональное заражение может происходить благодаря амигдале — мы бессознательно «принимаем» сигналы от окружающих нас людей, «считывая» их мимику, напряженную позу, агрессивные жесты.

    Но и это еще не все. Общаясь с другими, человек, как правило, держит некую дистанцию. Это граница персонального пространства, в котором мы нуждаемся, чтобы чувствовать себя комфортно. Ученые получили доказательства того, что за эту границу отвечает амигдала. Миндалевидное тело сигнализирует: «Стоп! Дальше нельзя. Это личная зона». И так охраняет нас от вторжения, позволяет почувствовать приближение чужака, опасность.

    В толпе исчезает личное пространство, в результате чего амигдала начинает посылать человеку сигналы об угрозе, что провоцирует страх, панику, агрессию либо экстаз — в зависимости от того, какие эмоции в настоящий момент продуцирует толпа. Контролировать эти чувство тяжело, потому что запускаются архаичные способы поведения и человек действует инстинктивно.

    ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В ТОЛПЕ

    C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Psihologiya-tolpy.jpg

    • Повторяйте про себя свои имя, фамилию, профессию, должность — все, что позволит вам помнить, что вы — это вы.

    • Никогда не идите против толпы, тем самым вы спровоцируете агрессию.

    • Чтобы выбираться из толпы, пересеките ее по касательной или по диагонали, старайтесь не смотреть в глаза людям, взгляд должен быть направлен чуть ниже лица с включением периферийного зрения. Это позволит вам отслеживать всю ситуацию в целом, не фиксируясь на отдельных деталях. Помните, что движение с опущенными глазами — это образ жертвы.

    • Остерегайтесь стен, витрин, деревьев, к которым вас могут прижать, и узких дверных проемов.

    • Необходимо снять с себя длинную, чересчур свободную, к тому же оснащенную металлическими деталями одежду, а также все, что может сдавить шею (шнуровку куртки, галстук, цепочку). Руки должны быть согнуты в локтях, кулаки направлены вверх, чтобы защитить грудную клетку. Можно также сцепить ладони в замок перед грудью.

    • Помогите детям, которые оказались рядом с вами в толпе: ребенок просто не выживет в обезумевшей толпе взрослых, хотя бы в силу своего роста. Если есть силы, ребенка нужно взять на руки лицом к себе и крепко прижать его голову к своей груди, так и выбираться. Или двое взрослых могут, повернувшись лицом друг к другу, создать из своих тел и рук подобие защитной капсулы для ребенка.

    • Помните, что вокруг вас живые люди, для того чтобы вернуть им идентичность можно просто обратиться к ним за помощью (сославшись на «больное сердце», например) либо попробовать познакомиться с тем, кто рядом.

    C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Картинки\44008257.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья. "Скоро в школу. Рекомендации родителям первоклассников".

    Специалисты ГБУ СО СРЦ «Возвращение» социальный педагог Варшавская Людмила, педагог-психолог Дружинина Светлана. Детские психологи выделяют несколько критерий готовности ребенка к школе.Физическа...

    Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по ПМ 02 МДК 02.01 Раздел 1 "Сестринская помощь в терапии" Тема: "Сестринская помощь при неотложных состояниях в терапии"

    В данном     методическом пособии для самостоятельной работы студентов  представлены алгоритмы оказания доврачебной помощи по дисциплине «Сестринский уход в терапии», составле...

    Сборник задач по ПМ 02 МДК 02.01 Раздел 1 "Сестринкая помощь в терапии" Тема: "сестринская помощь при сахарном диабете 1 и 2 типа"

    В сборники представлены ситуационные задачи по теме: сестринская помощь при сахарном диабете 1 и 2 типа....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия «Скорая образовательная помощь»

    Методическая разработка внеклассного мероприятия «Скорая образовательная помощь» по подготовке и проведению дней адаптации первокурсников.Практическая значимость данной методической разработки заключа...

    Дипломная работа «Роль фельдшера в диагностике и лечении острого коронарного синдрома в условиях скорой помощи»

    Дипломная работа «Роль фельдшера в диагностике и лечении острого коронарного синдрома в условиях скорой помощи»...

    Тренинг для подготовительной группы "Скоро в школу "

    Тренинг предназначен для детей подготовуительной группы....