Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
консультация на тему

Кузичкина Наталья Алексеевна

Воспитателям:

·         необходимо проявлять к ребенку доброе и заботливое отношение, показывая пример поведения и отноше­ния к нему другим детям, создавать условия для его хорошего самочувствия и развития в детском саду;

·         планировать и осуществлять индивидуальный подход во всех видах деятельности с учетом диагноза ребенка;

·         привлекать ребенка к играм в маленьких подгруппах, общим хороводным и имитационным играм, парным поручениям, развивая интерес к общению со сверстниками и обогащая детский      опыт;

 Учителю-логопеду:

·        проявлять внимание к ребенку, создавать условия для хорошего самочувствии и активности;

·         осуществлять комплексное речевое развитие, включая в работу с ребенком игры и задания на развитие всех компонентов речи (фонематические процессы, лексический и грамматический строй, связную речь);

 Педагогу-психологу:

·        уделять особое внимание психическому самочувствию ребенка, сохранению психического здоровья;

·        повышать активность ребенка и его самостоятельность через индивидуальные и групповые занятия, на­правленные на развитие навыков коммуникативности;

·        осуществлять интеллектуальное, социально-психологическое и эмоционально-волевое развитие ребенка.

 Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми с РДА

 

1.      Гибко подходить к построению и проведению каждого занятия.

2.        Необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком - тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат.

3.        Коррекционная работа с любым ребенком, а с аутичным - тем более, будет более успешной, если ее проводить комплексно.  Работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.

4.        Главная задача педагога - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.    

5.        На первых этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание взаимодействовать с ним, необходимо подобрать такие задания, с которыми они обязательно справятся. Ваша помощь и ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_pedagogam_rabotayushchim_s_detmi_ovz.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья

                       

                                                                                                                         Кузичкина Н.А. Педагог-психолог

                             

Воспитателям:

  • необходимо проявлять к ребенку доброе и заботливое отношение, показывая пример поведения и отношения к нему другим детям, создавать условия для его хорошего самочувствия и развития в детском саду;
  • планировать и осуществлять индивидуальный подход во всех видах деятельности с учетом диагноза ребенка;
  • привлекать ребенка к играм в маленьких подгруппах, общим хороводным и имитационным играм, парным поручениям, развивая интерес к общению со сверстниками и обогащая детский         опыт;
  • учить ребенка мыть, вытирать руки и лицо полотенцем, снимать и надевать одежду, ухаживать за ней, правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами, складывать игрушки на место и поддерживать порядок, развивая навыки элементарного самообслуживании и гигиены;
  • сотрудничать с ребенком в практических делах (совместные игры, трудовые поручении, уход за животными, растениями и т. д.), способствуя развитию познавательной активности, помогать ребенку через совместную деятельность осваивать новые способы и приемы действия;
  • развивать мелкую, артикуляционную и общую моторику посредством пальчиковой, артикуляционной гимнастики, чистогoворок, массажа, общеразвивающих упражнений, игр и заданий.

Учителю-логопеду:

  • проявлять внимание к ребенку, создавать условия для хорошего самочувствии и активности;
  • осуществлять комплексное речевое развитие, включая в работу с ребенком игры и задания на развитие всех компонентов речи (фонематические процессы, лексический и грамматический строй, связную речь);
  • развивать слуховую функцию (неречевой, речевой слух и фонематические процессы), зрительно-пространственную и двигательную функции (общую, артикуляционную, мелкую моторику);
  • осуществлять развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностной сферы.

Педагогу-психологу:

  • уделять особое внимание психическому самочувствию ребенка, сохранению психического здоровья;
  • повышать активность ребенка и его самостоятельность через индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие навыков коммуникативности;
  • осуществлять интеллектуальное, социально-психологическое и эмоционально-волевое развитие ребенка.

Инструктору по физической культуре:

  • следует осуществлять дифференцированный подход при подготовке к занятиям (планировать индивидуальную работу по разделам программы);
  • создавать условия для хорошего самочувствия детей, предупреждать утомляемость;
  • развивать общую двигательную активность ребенка;
  • развивать различные виды самостоятельной двигательной деятельности с учетом двигательных возможностей детей;
  • развивать физические качества и двигательные способности: быстроту реакции, ловкость, гибкость, силу, выносливость, координационные способности;
  • учить ребенка овладевать базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений.

Музыкальным руководителям;

  • создавать условия для проявления положительных эмоций, хорошего самочувствия детей;
  • осуществлять индивидуальный подход в работе с детьми (уменьшить нагрузку, давать посильные ребенку задания);
  • обеспечивать музыкальное развитие, используя в работе подвижные игры, игровые задания, движения под музыку, хороводные игры, пение, слушание;
  • привлекать детей к праздничным мероприятиям, развлечениям, театрализованной деятельности, развивая их творческие способности.

Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми с РДА

  1. Гибко подходить к построению и проведению каждого занятия.
  2. Необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком - тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат.
  3. Коррекционная работа с любым ребенком, а с аутичным - тем более, будет более успешной, если ее проводить комплексно.  Работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.
  4. Главная задача педагога - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.    
  5. На первых этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание взаимодействовать с ним, необходимо подобрать такие задания, с которыми они обязательно справятся. Ваша помощь и ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка.
  6. В помещении, где находится аутичный ребенок, важно составлять визуальное расписание на день, где в виде карточек  обозначена четкая последовательность всех  действий в течение дня. Так же, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, необходимо разместить  на шкафчике.  
  7. Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована.  Ребёнок должен знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить.  
  8. На первых этапах работы с аутичными детьми рекомендуется предлагать им игры с четкой последовательностью действий и четкими правилами.  
  9. Дети любят заниматься коллекционированием, поэтому их можно и нужно привлекать к работе по сортировке предметов. Они могут стать неоценимыми помощниками воспитателя, в тех случаях, когда нужно, например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме.  
  10. Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена   пространственная ориентация. Поэтому полезно разместить в групповой комнате нескольких зеркал на уровне глаз ребенка. Время от времени воспитатель или дефектолог  может привлекать внимание ребенка к его отражению.
  11. Лучше осознать свое тело аутичному ребенку поможет упражнение, которое успешно применяется в детских садах: положив ребенка на большой лист бумаги, педагог или дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот контур.
  12. Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры, как "Волшебный мешочек", "Угадай предмет" и др.
  13. С аутичными детьми необходимо заниматься физическими упражнениями, так как подобные занятия помогают им лучше чувствовать свое тело, способствуют улучшению координации движений.
  14. Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят дети данной категории.    
  15. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам.  
  16. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш («рука в руке»).
  17. Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут  способствовать снижению уровня тревожности ребенка.    
  18. Аутичным детям свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой.

Рекомендации педагогам по взаимодействию с заикающимся ребенком

  1. Не показывайте ребёнку, что вы обеспокоены тем, как он говорит. Не произносите слово «заикание».
  2. Постарайтесь сблизить заикающегося дошкольника с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
  3. Проявите к заикающемуся малышу максимум внимания, чуткости, наладьте с ним контакт, следите, чтобы его не дразнили другие дети, не шумели при ответах.
  4. Не вовлекайте заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем им полезно участвовать в хоровых и других играх, требующих хоровых ответов.
  5. Не спрашивайте заикающегося ребенка первым на занятиях. Лучше спросите после ребенка, который хорошо ответил.
  6. Помогите заикающемуся произнести слово (фразу) или отвлеките его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
  7. Для заикающегося ребенка очень важны музыкальные занятия, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
  8. Не подчеркивайте недостатки речи, а, наоборот, вселяйте уверенность в свои силы, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него.
  9. По возможности спрашивайте заикающегося всегда, когда он поднимет руку или проявит желание отвечать.
  10. Заикающийся ребенок должен находиться под наблюдением логопеда, психолога  и психоневролога.

Литература:

  1. Евтушенко С.Г., Быкова Е.И. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009. - №5.
  2. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: пед. помощь: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Спец. психология», «Спец. дошк. педагогика и психология  – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
  3. Смолянко, Р.М. Лукина, Е.В. Вагуро, Н.М. Григорьева. Коррекционная работа в дошкольных учреждениях: Учебно-методическое пособие/М.В. - Мн.: Мастацкая лит., 2000.
  4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие,  - М.:»Издательство ГНОМ и Д», 2000.

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по педагогическим специальностям

1. Приказ о создании условий для обеспечения программ подготовки учебно-методическими материалами2. Методические рекомендации по организации инклюзивного професионального образования инвалидов и лиц с...

Доклад на тему: "Профилактическая и реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья."

Профилактика -  это своевременно предпринимаемое воздействие на ребенка с целью сохранения функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов. Реабилитация - целенапра...

Работа тьютора на уроке незаменима с детьми с ограниченными возможностями здоровья ..

Тьтор помогает ребёнку с ОВЗ с выполнением заданий на уроке ,усваивать программу ..Является другом и наставником учащегося...

Консультация для педагогов «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.   Особую тр...

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития ребёнка с ОВЗ могут приводить к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Зачастую нарушается связь ребёнка с социумом как источником ра...

Программа коррекционной работы с детьми ограниченными возможностями здоровья

Учащиеся  с ОВЗ, большинство из которых имеют особые образовательные потребности, испытывают значительные затруднения в достижении результатов, закрепленных федеральным стандартом.  Поэтому ...