«Новые формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».(из опыта)
учебно-методический материал

Сывороткина Наталья Серггевна

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

         

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_gmo_uch_fiz-ry_07.09.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

 «Новые формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».(из опыта)

              Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

         Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Новый закон об образовании в РФ отражает вопросы, связанные с обеспечением надлежащих условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ,
  Гарантирует им: воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

В ШКОЛЕ – «КАК ДОМА»

  • среди различных средств укрепления здоровья школьников важное место занимает физическая культура.
  • Весь процесс физического воспитания направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, усвоения детьми необходимого запаса двигательных умений и навыков, который даст им возможность самостоятельно заниматься физическими упражнениями и в дальнейшем вести ЗОЖ .
  • Физическое воспитание способствует формированию  положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в обществе.

   ФОРМИРУЕТСЯ УСТАНОВКА:

К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушения.

    Модель социально-психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ:

В нашей школе проходит ППК

 (1 раз в четверть), составляем индивидуально образовательный маршрут на каждого ребенка.

С ребенком ОВЗ работают: педагог-психолог, учитель-логопед., классный руководитель, мед.работник, соц .педагог, учитель предметник.

 Взаимодействие с педагогами:

  • Взаимодействие осуществляется через:
  • проведение консультаций и бесед;
  • проведение спортивных праздников, физкультурных досугов, развлечений, занятий.
  • Логопед - включение в план работы упражнений  с проговариванием стихов и тд.
  • Психолог -  включение в план работы релаксацию и игр на сплочение.

Сотрудничество с семьей:

  • Используются различные формы работы с семьями:
  • совместное обсуждение в рамках «Круглого стола
  • совместные физкультурные досуги и спортивные праздники детей с родителями;
  • «День открытых дверей»
  • проведение бесед и консультаций, оформление памяток, информационных листовок через папки-передвижки, находящиеся в родительских уголках.

Личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания

В центре их внимания ну уроке неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

  • Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие, индивидуальных познавательных способностей ученика на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Игровые технологии

    Активизируют деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

          Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Работая с детьми ОВЗ в своей практике использую такие технологии:

  • Отношусь к ребенку спокойно и доброжелательно.
  • Учитываю индивидуальные возможности.
  • Сравниваю ребенка с ним самим.

Создаю у ребенка субъективное переживание успеха.

        Приемы:

Снятие страха - «Ничего страшного...»

Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»

Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»

Стараюсь говорить это искренне и уверенно.

Усиление мотива - «Нам это нужно для...»

(«Будешь лучше заниматься, сможешь стать более сильным).

Педагогическое внушение - «Приступай же...

Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»

(«Сегодня ты хорошо выполнил это упражнение.)

Коррекционная работа с обучающимися.

Задача учителя подобрать специальные упражнения

  • Решение лечебно-оздоровительных задач предполагает  включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечно-сосудистую, нервную, опорно-двигательную, дыхательную системы.

Музыкальное сопровождение уроков -  это лекарство, которое слушают.

  • Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

- сформированность  самооценки (знать свои возможности, умение видеть недостатки)

- сформированность  внутренней позиции (хорошего ученика)

- сформированность мотивации к учебной деятельности (любознательность, интерес)

   На каждом уроке работаю с детьми по принципу:  « Сегодня я делаю лучше, чем вчера, а завтра буду делать лучше, чем сегодня».

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Основные тезисы: необходимость оказания психологической поддержки семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, или риском появления отклонений в развитии; понятие и сущность психологического сопровождения; сп...

Доклад на тему: "Профилактическая и реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья."

Профилактика -  это своевременно предпринимаемое воздействие на ребенка с целью сохранения функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов. Реабилитация - целенапра...

Работа тьютора на уроке незаменима с детьми с ограниченными возможностями здоровья ..

Тьтор помогает ребёнку с ОВЗ с выполнением заданий на уроке ,усваивать программу ..Является другом и наставником учащегося...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ И (из опыта преподавания Информатики и ИКТ)

Сегодня проблемы специального образования являются одними из самых важных и актуальных в работе всех подразделений Министерства просвещения и науки РФ. Достаточно многочисленную категорию обучающихся ...

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития ребёнка с ОВЗ могут приводить к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Зачастую нарушается связь ребёнка с социумом как источником ра...

Организация работы учителя физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В данной статье рассмотрим некоторые методы и подходы, которые могут помочь учителю эффективно работать с детьми с овз...