Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
статья на тему

Ясенская Людмила Валериевна

Основные тезисы: необходимость оказания психологической поддержки семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, или риском появления отклонений в развитии; понятие и сущность психологического сопровождения; специфика семьи, имеющей больного ребенка; критерии определения готовности родителей к психологическому сопровождению; постановка задач психолога в процессе психологического сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_soprovozhdenie_semi.docx44.58 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

(из опыта работы)

Ясенская Л.В.

МБОУ для детей, нуждающихся в психолого -  педагогической

и медико -  социальной помощи,

- центра психолого - медико - социального

сопровождения  «Валеоцентр» г. Тулы

педагог-психолог

В последнее время все чаще поднимается вопрос о необходимости развития системы оказания ранней помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день нет четкого научного определения этому понятию и мне, как психологу, работающему с такими семьями, захотелось поделиться своим видением о постановке психолого-педагогических целей и задач, которые необходимо решать в рамках оказания такого вида помощи.

Для меня работа с такой семьей кажется невозможной без психологического сопровождения. А в чём же сущность сопровождения? На одной из бесед с коллегами я пришла к выводу о том, что понятие «сопровождение семьи» многие из них видят по-разному. Я обратилась к специальной литературе и попыталась со всех сторон изучить понятие «психологическое сопровождение».

Оказание психологической поддержки может потребоваться любому человеку, оказавшемуся в трудной для него жизненной ситуации, но особенно  важное значение  такая поддержка имеет для семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Из таких понятий, как «помощь», «сопровождение», «поддержка», в психологической практике чаще всего используется термин - «сопровождение». На это есть свои причины, и одна из них - глубинное смысловое совпадение слова «сопровождение» и сущности социально-психологической помощи семье или личности в кризисные периоды жизни.

Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей[1].

По мнению Н.Г. Осуховой, сопровождение - это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи[2]. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.

Психолого-педагогическое сопровождение выступает сегодня как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Рождение больного ребенка является мощным стрессовым фактором для семьи. Своевременное оказание психологической помощи существенно влияет на перспективу развития ребенка. Очень важно не допустить деструктивной перестройки семейной системы, которая автоматически происходит в первые годы жизни ребенка и проявляется в сокращении контактов с окружающим миром, ухудшением эмоционального фона. Снижение риска появления вторичных нарушений – одна из наиболее важных задач, стоящих перед специалистом.

Существуют специально организованные учреждения, в которых оказывается медицинская и воспитательная помощь детям, имеющим ограниченные возможности здоровья. Но для более успешной адаптации таких детей в социуме, необходимо психологическое сопровождение членов семьи, воспитывающих больного ребёнка, так как большую часть времени ребенок проводит в семье. Для этого  нужна специально направленная помощь специалиста, которая заключается в просвещении и обучении родителей приемам эффективного взаимодействия (развивающего, обучающего, поддерживающего) с ребенком.

На мой взгляд, задачей психолога, который осуществляет такого рода сопровождение, является помощь родителям в принятии проблемы и эффективном взаимодействии с ребенком, имеющим отклонение (риск отклонения) в развитии.

Изучением и развитием подходов к осуществлению ранней помощи занимались многие ученые, которые рассматривали данное направление с разных позиций (Дж. Боулби, Д. Винникот, М. Айнсворт, М. Малер, Б. Нирье, Д. Штерн, династия Рау, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М И. Лисина и др.).

На сегодняшний день разработано большое количество отечественных и зарубежных методик (шкал, опросников для родителей, карт наблюдений) для обследования детей, начиная с младенчества, которыми удобно пользоваться и получать довольно четкое представление о специфике и тяжести дефекта, а также более легких нарушениях развития (A. Gezell, C.C. Amtruda,1941; P. Cattell, 1947; W.K. Frankenburg; J.B. Dodds 1967; N. Bayley 1969, T.B. Braassellton 1973; I.C. Uzgiris, J.V. Hunt 1975; Журба Л.Т., Мастюкова Е.М., Айнгорн Е.Д., 1981; Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л., 1983; Баженова О.В.,1986; Козловская Г.В., А.В. 1987; Кожевникова Е.В. 1995; Аксенова Л.И., Лисеев А.А. 2002. и др.).

На научно-практической конференции «Система ранней помощи в региональном образовательном пространстве: опыт и стратегия развития», проходившей в июне 2015г. в Москве, выступили с интересными докладами представители Самарской обл., Республики Марий Эл, Красноярского края. Организаторы конференции - Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»,  предоставили участникам  возможность обменяться опытом по разработке и внедрению новых интересных моделей организации системы ранней помощи.

В  центре психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр» города Тулы, где я работаю, существует своя система по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающим ребёнка раннего возраста с трудностями  в развитии.

Еще будучи студенткой кафедры специальной психологии Тульского государственного  педагогического университета я искренне полюбила свою профессию и ни разу не пожалела о своем выборе. Если бы мне пришлось придумать девиз, наверное, он звучал  так: «Если я гореть не буду, Если ты гореть не будешь, Если мы гореть не будем, То кто тогда рассеет тьму?».

В начале своей профессиональной деятельности я работала педагогом-психологом  инклюзивного детского сада в группе игровой поддержки ребенка, воспитанниками которой были дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. С тех пор работа с ранним возрастом представляет для меня наибольший интерес. Скорее всего, стимулом  в процессе моей работы является подтверждение на практике теории благоприятного воздействия раннего вмешательства, когда мозг и психика ребёнка наиболее пластичны, а родителей еще не поглотила волна безысходности и внутренние ресурсы себя не исчерпали. Ниже представлен мой личный опыт работы, которым хочется поделиться.

 В настоящее время я, как специальный психолог, работаю с детьми, относящимися к категории ОВЗ, а так же вхожу в состав членов ПМПК, функционирующей на базе нашего центра. Позволю себе порассуждать на тему сопровождения как практик, наблюдающий проблему «изнутри».

Анализ работы, проделанной за последний год, указывает на увеличение обращений клиентов (родителей), имеющих ребенка в возрасте от 1,5 до 3-х лет с существенным отставанием в той или иной сфере. При сборе и изучении анамнестических данных прослеживается закономерность полученного при рождении диагноза (это чаще всего перинатальное поражение центральной нервной системы; гипоксически - ишемическое поражение; синдром двигательных нарушений; недоношенность) с нарушением в работе тех или иных функциональных систем ребёнка, его нервной системы и психики в целом. К сожалению, врачи при выписке из родильного дома не информируют родителей в полном объеме о всей серьезности и возможных последствиях, связанных с перинатальным диагнозом. Время идёт, а ребенок, особенно если речь идет не о функциональных нарушениях, не получает комплексной медицинской и, уж тем более, психолого-коррекционной помощи, которая в некоторых случаях является более эффективной, чем прием лекарственных препаратов.

Важность понимания причин возникновения того или иного нарушения, роли родителей в воспитании особого ребенка, недостаточное количество адаптированных методик коррекционного воздействия, позволяет говорить об актуальности данной проблемы и необходимости повышения уровня подготовки специалистов, работающих с детьми раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

На базе ЦПМСС «Валеоцентр» г. Тулы ведется работа по организации  поддержки семьям, имеющих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, по следующим направлениям:

  •  Консультативный прием, который включает в себя подробный сбор анамнеза, формулировку проблемы (запроса). Родители получают информацию об особенностях развития ребенка в зависимости от нарушения, возможных путях коррекции.
  • Диагностическое обследование ребенка проводится специалистом, к которому поступило обращение родителей (психологом, дефектологом). Если есть необходимость, ребенок может быть направлен на комплексное диагностическое обследование консилиумом специалистов центра, в состав которого входят психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, нейропсихолог. На основании результатов комплексного обследования составляется заключение, содержащее как результаты обследования актуального уровня развития и психоэмоционального состояния ребенка, а также рекомендации по дальнейшей работе с ребенком. Ребенок может быть направлен на ПМПК, для определения  наиболее оптимального образовательного маршрута  с учетом специфики его индивидуальных особенностей. Важным моментом является то, что родители получают развернутую информацию о праве выбора формы воспитания и обучения.
  • Коррекционно-развивающая работа, которая может осуществляться в форме курсов индивидуальных, и/ или групповых занятий.

1. Индивидуальные занятия. Посещение курса индивидуальных занятий проходит в системе психолог-ребенок-родитель. По результатам диагностического обследования я разрабатываю индивидуальную программу для каждой семьи с учетом запроса родителя и индивидуальных возможностей ребенка. В работе  использую метод игровой терапии, элементы сенсомоторной коррекции, вербально-поведенческий подход.

2. Групповые занятия. Собственный опыт работы с маленькими детьми и их родителями на базе инклюзивного детского сада и участие  в ПМПК, позволил мне разработать и апробировать программу для  детско-родительской группы Бэби-курс «За ручку с мамой» для детей раннего возраста и их родителей, целью которой является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, повышение родительской компетенции в области воспитания и развития  «особого» малыша.

В задачи программы входит:

  • повышение уровня компетентности родителей в сфере общения и эффективного взаимодействия (развивающего, поддерживающего)  со своим ребенком;
  • обучение родителей конкретным приемам развития общих способностей ребенка, соответствующих данному возрасту: формирование представлений о свойствах предметов, сенсорных эталонах;
  • развитие и совершенствование крупной моторики (упражнения и игры, направленные на формирование у детей естественных видов движений);
  • стимулирование социального развития, побуждение к взаимодействию с взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативных навыков, поощрение  проявлений ребёнком доброжелательности, способствование к формированию интереса ко всем видам детской деятельности, побуждение к проявлению собственной активности.

В программу включены элементы музыкальной терапии и сенсомоторной коррекции.

Методы, используемые на занятиях:

Круг – ритмически организованное занятие, направленное на привлечение внимания детей друг к другу, участие в каком-нибудь общем деле.

Элементы Холдинг - терапии - сущность метода заключается в тесном физическом контакте с ребенком на фоне положительного эмоционального общения, что приводит к нормализации психического равновесия, которое делает ребенка более восприимчивым к внешним стимулам и вступлению в диалог с окружающими.

Игровая терапия - это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.

Телесно-ориентированная психотерапия – вид групповой психотерапии, основанный на работе психолога с телом человека (снятие телесных зажимов и пр.) с целью улучшения его психологического состояния, преодоления внутренних конфликтов и т.д.

В процессе сопровождения семьи,  отслеживается динамика результатов курса коррекционно-развивающей работы посредством контрольной диагностики, пишется характеристика на ребёнка,  разрабатываются  рекомендации для родителей по дальнейшей  работе.

Таким образом, психологическое сопровождение включает в себя несколько этапов: консультативный прием, диагностика, непосредственно формирующий этап в виде индивидуальных и/или групповых занятий, прохождение по мере необходимости консилиума специалистов центра, разработка индивидуальных рекомендаций.

Анализ собственной деятельности показывает, что работа с родителями в процессе сопровождения ребенка оказывает положительные результаты при соблюдении следующих условий: информирование родителей об особенностях ребенка, которые накладывает то или иное нарушение; повышение психологической компетентности родителей; обучение родителей приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком на индивидуальных занятиях и в детско-родительской группе. Родителей следует подготовить к продуктивному сотрудничеству. В случае неготовности родителя работа психолога может оказаться неэффективной. 

Непосредственно работа с родителями с применением  диагностических методик, которые ниже представлены в таблице 1, позволяет сделать следующие выводы: готовность к психологическому сопровождению характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

Таблица 1

Методики, используемые для диагностики детско-родительских отношений

Название методики

Цель методики

1

Анкета «Психологический тип родителя» B.B. Ткачева

Определение психических свойств родителя воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии

2

Методика PARI. Е.С. Шефер и Р.К. Белл

Оценка специфики внутрисемейных отношений, особенностей организации семейной жизни

3

«Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко

Определение стиля воспитания

4

«Опросник родительских отношений» Я.А. Варга и В.В. Столина в модификации, предложенной Р.С. Немовым

Определение родительского отношения к ребёнку в контексте «принятие – отвержение»

5

«Опросник для диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР)» В.Е. Каган, И.П. Журавлева

Выявление отношения родителей к болезни ребенка, оценка эффективности консультативной и психотерапевтической работы

Основополагающими принципами  при построении коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие:

  • Принцип гуманистической направленности психологической помощи.
  • Принцип оказания личностно - ориентированной помощи.
  • Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии.
  • Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы.
  • Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов.
  • Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.
  • Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии.
  • Принцип единства диагностики и коррекции развития.

Таким образом, представленную здесь  модель помощи (сопровождения) можно разбить на 3 блока:

1 блок. Первичный прием. Диагностика.

Цель: сбор анамнестических данных, формулировка запроса родителей. Проведение диагностического обследования, позволяющего решить ряд задач: определение психологического возраста ребенка; изучение структуры и тяжести нарушения; отслеживание темпа формирования новых уровней взаимодействия с окружающими людьми; выявление индивидуальных психологических характеристик; определение наличия готовности семьи участвовать в реабилитационном и воспитательном процессе. Обследование ребенка на ПМПК, если нужно определить образовательный маршрут.

2 блок.  Работа с родителями.

Цель: установление контакта с родителями; знакомство родителей с особенностями их ребёнка, помощь в принятии его таким, какой он есть; выработка единого подхода к воспитанию ребёнка, разъяснение нормативно-правовых вопросов, адресное направление к другим специалистам.

3 блок. Работа с детьми.

Содержание работы заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, с использованием современных методов и подходов

Цель: подготовка ребёнка к продуктивному общению; коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей; снижение и/или профилактика риска вторичных отклонений.

Проанализировав специальную литературу по проблеме организации ранней помощи семье, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, и собственный опыт работы, можно сказать следующее: на сегодняшний день психологическое сопровождение – это особая форма взаимодействия с семьей, в ходе которого  происходит поиск скрытых ресурсов  членов семьи и самого ребенка. На этой основе  создаются  психологические условия для восстановления связей с миром людей.  Психологическое сопровождение должно быть направлено на поиск образовательных потребностей ребенка  и определение тех условий, которые могут помочь максимально реализовать эти потребности.

Неблагоприятный психологический климат семьи, в которой есть ребенок с ОВЗ, несет слишком много отрицательных последствий для родителей и для ребенка. Поэтому необходима своевременная поддержка родителей и родственников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, семьям, воспитывающих ребенка у которого  к счастью не установлена инвалидность, но так же имеются существенные трудности: информационная, психологическая и методологическая, способствующая разрешению возникающих проблем семейного взаимодействия и воспитания такого ребенка.

Отношение родителей к своим детям, т.е. стиль воспитания, принятие-отвержение проблемы, отношение родителей к ребенку и жизни в семье, все перечисленные позиции должны учитываться психологом, для максимально эффективного осуществления сопровождения.

В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности или семьи, которым оказывается психологическая помощь, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение. 

Оказание ранней психолого-педагогической поддержки  семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ должна быть строго дифференцированной и максимально приближенной к условиям, в которых живет конкретная семья. Вспоминаются слова Л.С. Выготского, где он говорил о том, что, «…Особенности трудного ребенка должны рассматриваться не в статике, как сумма его дефектов, его недочетов, а в динамике»[3].

Необходимо научить родителей воспринимать собственного ребенка как человека со скрытыми возможностями, помочь родителям поверить в то, что каждый ребенок в чем-то талантлив, раскрыть его перспективы, построить научно обоснованную систему занятий, которая позволит увидеть перспективы дальнейшего развития.


[1]Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами. Е.Р. Ярская-Смирнова, Е.К. Наберушкина.-СПБ.: Питер, 2004

[2]Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях:2-е издание.-Академия, 2005

[3] Л. Выготский. Основы дефектологии. Том 5-й.-Лань, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельности воспитателя общежития техникума.

В  статье  представлена  технология  социально-педагогического  сопровождения  адаптации  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  ...

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

План работы по созданию в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» социально-педагогических условий для сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими профессионального образования на 2015-2016

На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ И (из опыта преподавания Информатики и ИКТ)

Сегодня проблемы специального образования являются одними из самых важных и актуальных в работе всех подразделений Министерства просвещения и науки РФ. Достаточно многочисленную категорию обучающихся ...

Модель межведомственной комплексной помощи детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационного центра Кронштадтского района

Статья. Модель межведомственной комплексной помощи  детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационн...

Анатомо-физиологические особенности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием

План1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.2. АФО ребенка дошкольного возраста.3. Готовность ребенка к школе.1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.Среди многочисленных к...