Модель межведомственной комплексной помощи детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационного центра Кронштадтского района
статья

Статья. Модель межведомственной комплексной помощи  детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационного центра Кронштадтского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2020.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Модель межведомственной комплексной помощи  детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кронштадтского района Санкт-Петербурга»

Т.А. Морозова

Учитель-дефектолог

отделения социальной реабилитации детей – инвалидов

Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кронштадтского района Санкт-Петербурга»

Н.И. Троянова

отделения социальной реабилитации детей – инвалидов

Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кронштадтского района Санкт-Петербурга»

М.О. Филиппова

Учитель-логопед

отделения социальной реабилитации детей – инвалидов

Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кронштадтского района Санкт-Петербурга»

Актуальность

Социальная политика – одно из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Деятельность социальной политики и её взаимодействие на региональном и муниципальных уровнях, направлена на решение конкретных проблем населения, отдельных особо нуждающихся социальных групп и граждан нашего общества. За последние годы в стране был принят ряд важных документов, затрагивающих интересы людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На сегодняшний день им предоставлен широкий выбор социальных услуг: медицинских, педагогических, психологических и др. В последнее время в России происходит интенсивное развитие системы помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам. Проблема ранней комплексной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья и их социальной адаптации в общество, является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ, детям-инвалидам – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования. Она предполагает широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с проблемами в развитии и осуществляемых в процессе согласованной деятельности «команды» специалистов разного профиля. Процесс становления полноценной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья проходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Семья – социальный институт, основа государства и общества. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек. Особенно важно влияние семьи для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка самым умным, самым успешным, самым здоровым.

Особенности работы Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кронштадтского района Санкт-Петербурга»

В настоящее время в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга 4010 человек имеют инвалидность, в том числе инвалидов пенсионного возраста – 3207 человек, инвалидов трудоспособного возраста – 642 человека и детей-инвалидов – 161человек. Согласно статистике, с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Категория граждан, с которой взаимодействует наш Центр, является не простой, поскольку люди с ограниченными возможностями здоровья ведут обособленный, замкнутый образ жизни, трудно идут на контакт и социальное взаимодействие. Специалисты нашего учреждения стараются найти индивидуальный подход к каждому обратившемуся за помощью клиенту, подбирая и используя разнообразные формы и методы социальной реабилитации в соответствии с его нарушенными (или утраченными) функциями. Так же помогают получить и использовать все возможности социальной реабилитации для того, чтобы люди с ОВЗ лучше адаптировались к социальным и бытовым условиям в обществе.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кронштадтского района» создано с целью социального обслуживания инвалидов трудоспособного возраста, детей-инвалидов, детей раннего возраста, имеющих проблемы в развитии.

Центр предоставляет социальные услуги:

  • инвалидам трудоспособного возраста: (женщинам с 18 до 55 лет, мужчинам с 18 до 60 лет);
  • детям-инвалидам от 3 до 18 лет;
  • детям раннего возраста, имеющим проблемы в развитии от 0 до 3 лет.

В Центре функционируют 10 структурных подразделений, которые предоставляют социальные услуги инвалидам трудоспособного возраста, детям-инвалидам, детям раннего возраста, имеющим проблемы в развитии.

        Виды социальных услуг:

  • социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности в быту;
  • социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за гражданами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
  • социально-психологические услуги, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
  • социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
  • социально-трудовые услуги, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
  • социально-правовые услуги, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги.

        Учреждение обеспечивает объем услуг (работ), указанный в государственном задании, сформированном и утвержденном Администрацией Кронштадтского района.

Межведомственное взаимодействие при оказании комплексной помощи  детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Основной целью работы специалистов, сопровождающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ является оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В данной деятельности используется опыт командной работы специалистов. Главным принципом, которого является межведомственное взаимодействие и междисциплинарный подход в оказании помощи детям. Это достигается командной работой специалистов различного профиля: учителя – дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, врача-педиатра, врача-невролога и врача-психиатра, а так же социального педагога. Командное взаимодействие позволяет организовать работу в различных направлениях: психолого-педагогическом, психотерапевтическом, социально-психологическом.

На базе Реабилитационного центра Кронштадтского района осуществляются различные формы работы по межведомственному взаимодействию социальной, образовательной и медицинской структурами. Так, в  рамках межведомственного взаимодействия между Центром реабилитации и Санкт-Петербургской общественной организацией «Конно-спортивным Клубом «Кронштадт» заключен гражданско-правовой договор, по которому детям с ОВЗ доступны занятия по иппотерапии. Где иппотерапия выступает как уникальное средство реабилитации и развития детей, страдающих ДЦП, аутизмом, психоэмоциональными расстройствами, нарушениями слуха и зрения, ортопедическими заболеваниями.

На отделении раннего вмешательства осуществляется комплексный междисциплинарный подход к образованию, социализации, абилитации и реабилитации детей с ОВЗ. Зачисление ребенка на отделение производится по медицинским показаниям, полученным у лечащего врача в Детском поликлиническом отделении № 55.

 На отделении обслуживаются дети в возрасте от 0 до 3 лет:

  • с выявленными в развитии нарушениями (психомоторном, поведенческом, речевом, языковом, эмоционально-социальном и др.).
  • с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии (дети, имеющие физические недостатки, дети с генетическими нарушениями, имеющие предсказуемый риск отставания в нервно-психическом развитии и др.).
  • биологической группы риска (недоношенные и маловесные дети, дети, перенесшие асфиксию в родах, а также находившиеся в отделениях интенсивной терапии и др.).
  • социальной группы риска (дети из групп риска по развитию патологии центральной нервной системы; дети, проживающие в условиях социального риска, подвергшиеся стрессу и насилию и др.).

Обязательным условием является раннее включение родителей ребенка с отклонениями в развитии в коррекционно-развивающий процесс. Первые годы жизни ребенка – самый значимый период для развития потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-дефектолог, логопед и психолог проводят консультативную работу с родителями, подводя их к пониманию жизненной необходимости ранней коррекционно-развивающей работы в параллели с медицинской помощью. Прежде всего, это касается родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития.  Семья играет ведущую роль и несет основную ответственность за процесс и результаты коррекционно-развивающей работы с ребенком.

На отделении для детей до 18 лет, проводится комплексная реабилитация, включающая в себя психолого-педагогическую помощь, направленную на преодоление (или ослабление) недостатков психического и физического развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ (дошкольного и младшего школьного возраста). Межведомственное взаимодействие включает в себя проведение занятий специалистами центра с выездными группами воспитанников (компенсирующего вида) ГБДОУ детского сада №4 комбинирующего вида и групп детей продлённого дня VIII вида ГБОУ школы № 676 Кронштадтского района Санкт-Петербурга. С каждым из детей работает команда специалистов учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог.

Хотелось бы отметить, что Центр реабилитации взаимодействует со всеми образовательными учреждениями района, учреждениями дополнительного образования, коллективами народного творчества и культурно-досуговыми учреждениями. Так, например, дети-инвалиды и дети с ОВЗ одновременно сопровождаются специалистами реабилитационного центра и специалистами образовательных учреждений (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог). Благодаря межведомственному взаимодействию, мы можем выстроить совместный план работы с каждым из детей, что бы оказать ему комплексную эффективную помощь. К организации культурно-досуговых мероприятий привлекаются учащиеся школ, в большей степени обучающиеся ГБОУ СОН №425, творческие студии района, работники театра и дома культуры, что способствует социальной адаптации и реабилитации детей, сопровождающихся в Центре.

Таким образом, благодаря межведомственной комплексной помощи,  детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья оказывается широкий спектр социальных, психолого-педагогических, медицинских и культурных услуг, что способствует успешной реабилитации и абилитации.

 


Литература

  1. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция)
  2. ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге (с изменениями на 4 июля 2019 года) (редакция, действующая с 1 октября 2019 года)
  3. Конвенция о правах ребенка
  4. Адаптивная (реабилитационная) верховая езда. Учебное пособие Университета Paris-Nord,. − М.: РБОО «МКК», 2003.
  5. Джосвик Ф., Киттрейдж М., Макковен Л., Макпарлэнд К., Вудз С. Вопросы и ответы. Пособие по терапевтической верховой езде. − М.: РБОО «МККИ», 2000.
  6. Бикнелл, Х. Хенн, Д. Уебб Д. Знакомьтесь — Иппотерапия. − «МККИ»: Москва, 1999.
  7. Карпенкова И., Репина М. Игры в иппотерапии.– М.: НФ ЛВЕ ИКС, «Наш Солнечный мир». – 2005.
  8. Цверава Д.М. Иппотерапия. Лечебная верховая езда. .Киев: ООО ИД Украинский Медиа Холдинг, 2012. 152с., илл., увеличенный формат.
  9. Гончарова В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования [Электронный ресурс] : монография / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. -248 с.
  10. Шипицына Л.М. , Защиринская О.В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Издательство: Речь, 2009, с. 128.
  11. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. ВЛАДОС, 2007, с. 184.
  12. Дименштейн М.С. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. М.: Теревинф, 2008. -240 с.
  13. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб ПИТЕР, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, 2008, с. 192.
  14. Бациев В., Дименштейн Р., Кантор П., Ларикова И. Образование и реабилитация особого ребенка в условиях «монетизации льгот». — М.: Теревинф, 2007. – 112 с.
  15. Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье Вы найдете цель и задачи экологического образования,естественно-научные идеи современного естествознания и педагогические идеи...

Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Основные тезисы: необходимость оказания психологической поддержки семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, или риском появления отклонений в развитии; понятие и сущность психологического сопровождения; сп...

Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.

Организм детей первых лет жизни значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Уже в первые дни адаптации к жизни вне материнского организма ребёнок должен осваивать самые необходи...

Развитие музыкальных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте

Данная лекция прелагается в рамках учебного курса на школьном отделении  ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения в младшем школьном возрасте в МДК 02.04 Псхологическое сопровождение о...

«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра содействия семейному воспитанию № 13»

Каждый человек – алмаз,который может очистить себя.В той мере, в какой он очищен,через него светит вечный свет.Стало быть, дело человека –не стараться светить,но стараться очищать себя.(То...

Проблема пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Статья отражает основные аспекты изучения пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 6 до 7 лет. Текст является вводной частью исследования динамики...

Анатомо-физиологические особенности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием

План1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.2. АФО ребенка дошкольного возраста.3. Готовность ребенка к школе.1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.Среди многочисленных к...