Проблема пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного и младшего школьного возраста
статья

Панина Дарья Владимировна

Статья отражает основные аспекты изучения пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 6 до 7 лет. Текст является вводной частью исследования динамики пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Пространственные представления являются базовыми элементами психического развития человека. Они служат своеобразным ориентиром в познании человеком окружающей действительности. Трудно назвать хотя бы одну деятельность человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло существенной роли. Оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Это отражено в работах таких исследователей как А. В. Семенович, Н. Я. Семаго, Т. С. Будько (Семенович 2005, Семаго 2000, Будько 2006).

Пространственные представления у детей начинают развиваться с первых месяцев жизни. Они развиваются постепенно и подчиняются общим закономерностям в онтогенезе психики человека. На первых этапах пространственные отношения и их особенности зависят от практической деятельности ребенка. Речь пока еще не имеет важного значения, а изменение тела и его перемещения в пространстве, наоборот, играют одну из главных ролей. Позже ребёнок уже может обозначать пространственные отношения при помощи речи, однако он пока не выделяет себя из окружающего пространства. На данном этапе ребёнок определяет расположение предмета относительно себя, а не относительно других предметов. Затем формируются более обобщённые представления о пространстве. На данном этапе дети определяют положение предметов и направление движения относительно других объектов окружающего мира. На это в своих работах указывали М. В. Вовчик-Блакитная, Т. А. Мусейибова, Т. С. Будько (Вовчик-Блакитная 1994, Мусейибова 1970, Будько 2006).

Проблема формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью является одной из актуальных в области специальной психологии и педагогики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека (Ананьев 1964; Люблинская 1966 и др.). Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью, в силу сниженной познавательной активности, самостоятельно не исследует среду, в которой находится, следовательно, его опыт крайне беден. У этих детей наблюдаются трудности в определении формы предмета и выделения фигуры из основного фона, им легче выделить конкретные предметы в пространстве, чем связать их между собой. Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью редко узнают предмет, который они видели ранее, но в другом ракурсе, например, перевернутом на 180 градусов. Они с трудом ориентируются в схеме собственного тела. Так же у детей с нарушением интеллекта вызывает трудности словесное обозначение пространственных представлений (Иванов 2012, Рубинштейн 1986, Вересотская 1940, Соловьев 1953, Гаврилушкина 1991, Зейгарник 1986, Насонова 1979, Процко 2006).

Необходимость изучения и коррекции пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью обоснована тем, что этого зависит успешность их обучения в школе.

Для того чтобы грамотно организовать коррекционно-развивающую работу по формированию пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо выявить их особенности.

Список литературы:

  1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев Е. Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 1964. - 303 с.
  2. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под.ред. Будько Т. С.; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина/Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
  3. Вересотская К. И. Узнавание изображений предметов в зависимости от изменения положения их в пространстве // Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1940
  4. Вовчик - Блакитная М. В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте / М. В. Вовчик - Блакитная // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: (Хрестоматия в 6-ти ч.) / Сост.: З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая; ЛНПК "АРК". – СПб., 1994
  5. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. М.,1991. 95с.
  6. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.,1986. 287с.
  7. Иванов М. В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.2012 №28
  8. Люблинская А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста / А. А. Люблинская // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. - М. Известия АПН РСФСР. - 1966. - Вып. 86.
  9. Мусейибова Т. А., к.п.н Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста /Журнал «Дошкольное воспитание», 1970, № 3
  10. Насонова В. И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с задержкой психического развития. Автореф. Дис. к.п.н. М.1979. 22с.
  11. Процко Т. А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие, М., 2006

  12. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология" - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.

  13. Семаго Н. Я. Структура пространственных представлений [текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго // Школьный психолог. - 2000. - №34.
  14. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А. В. Семенович. - М.: Академия, 2005.
  15. Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. Изд-во АПН РСФСР, 1953.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье Вы найдете цель и задачи экологического образования,естественно-научные идеи современного естествознания и педагогические идеи...

Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.

Организм детей первых лет жизни значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Уже в первые дни адаптации к жизни вне материнского организма ребёнок должен осваивать самые необходи...

Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"

центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр)  Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...

Развитие музыкальных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте

Данная лекция прелагается в рамках учебного курса на школьном отделении  ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения в младшем школьном возрасте в МДК 02.04 Псхологическое сопровождение о...

"Развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Современный мир повышает требования к человеку. Вопрос развития памяти у дошкольников и  младших школьников становится всё актуальнее. В этой презентации мы с вами разберем, как развивается...

Методическое пособие по МДК 02.02 Основы реабилитации для специальности 34.02.01. Сестринское дело "ЛФК с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

В данном пособии представлен материал для проведения практического занятия по МДК 02.02 Основы реабилитации для специальности Сестринское дело....

Модель межведомственной комплексной помощи детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационного центра Кронштадтского района

Статья. Модель межведомственной комплексной помощи  детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационн...