Экологическое образование детей дошкольного и младшего школьного возраста
методическая разработка по теме

Куликова Вера Владимировна

В статье Вы найдете цель и задачи экологического образования,естественно-научные идеи современного естествознания и педагогические идеи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концептуальные  основы экологического образования  детей дошкольного  и младшего школьного  возраста

План:

1).Актуальность проблемы

2).Система экологического образования

3).Естественно-научные идеи современного естествознния

4).Педагогические идеи

1.Почему так важно воспитывать людей,которые смогли бы ответственно относиться к природе и гармонично жить с ней?Как вы считаете,экологический кризис как-то влияет на жизнь людей?

Как вы думаете,почему мы пришли к такой неблагоприятной ситуации в природе,которая наблюдается сейчас?(Из-за нерационального использования природных ресурсов;воды,газа и т.д,из-за интенсивного развития промышленности,из-за выбросов в атмосферу загрязняющих веществ)Проблемы загрязнения атмосферы связаны с деятельностью человека.Деятельность человека-это его внешнее проявление его внутренней экологической культуры.Во многих странах с развитой промышленностью экологическая ситуация опасна для жизни и здоровья человека.Ежегодно в атмосферу выбрасывается сотни тонн отравляющих веществ,в водоемы поступает миллион тонн неочищенных сточных вод,содержащих большое количество ядовитых веществ,к которым организм человека не успел приспособиться.Эти вещества не включаются в круговорот,а следовательно не перерабатываются,а накапливаются и загрязняют природу,а в результате нарушается качество условий среды(воды,воздуха,эемли).Это приводит к возникновению ранее неизвестных заболеваний:генетических,аллергических,эндокринных и других.В 90-х годах 20 века в Казахстане проводилось обследование населения и выяснилось,что в непосредственной близости от ядерных испытаний,заболевания аллергического характера встречается в 2 раза чаще,а также здесь чаще рождаются дети с уже врожденными пороками развития.В то же время в такой промышленно развитой стране как Канада-продолжительность жизни одна из самых высоких в мире.В стране воспитано поколение,заботящееся о природе,понимающее ее самоценность.Давайте поговорим о том,что такое экологическая воспитанность,которую канадцы сумели воспитать в своих детях,которую предстоит прививать нашим детям.

2.Система экологического образования.

Цель экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста-формирование основ экологической культуры.

Экологическая культура-часть материальной и духовной культуры,являющаяся результатом обобщения исторического опыта отношения человека и природы.

Экологическая культура-важная часть общей культуры человека,проявляющаяся в его духовной жизни,в быту.Это особое качество личности понимать ценность природы,характеризуемое совокупностью знаний по экологии,умений природопользовательской деятельности,гуманистических отношений ко всему живому и к окружающей среде.

Воспитывая ребенка,экологически ориентированного,мы прививаем ему элементы экологической культуры общества,а он приобретает экологическую воспитанность.

Экологическая воспитанность имеет 3 компанента

1.Экологическое сознание и  чувства

2.Экологическая деятельность и поведение

3.Экологическое отношение к природе

Экологическое сознание и чувства включают:

-Знание о растениях и животных как живых существах

-Знание о человеке как живом существе

-Знание о разнообразных ценностях природы

-Знание о нормах и правилах взаимодействия в природе(как себя вести)

Экологическая деятельность и поведение

-Познавательная деятельность

-Исследовательская деятельность

-Игровая деятельность

-Речевая деятельность

-Художественно-творческая деятельность

-Трудовая деятельность

Экологически правильное,гуманное отношение к природе

-Осознанное

-Деятельное

-Побуждается гуманным мотивом

Эти компаненты  на протяжении дошкольного возраста вступают в разные взаимоотношения.

В младшем дошкольном возрасте экологическая деятельность порождает экологические чувства.Например,ребенок гладит котенка и у него появляется чувство любви к нему.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка уже сформированы экологические чувства и в соответствии с ними он поступает.

А к старшему дошкольному возрасту уже формируется экологическое отношение,как результат экологического воспитания и содержит в себе экологическое сознание и экологическое поведение и определяет их.

ЕДИНИЦЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОСТУПОК РЕБЕНКА В ПРИРОДЕ

Характеристика поступка

-Побуждается гуманным мотивом

-Осознан

-Выражен в положительных действиях(помощь,создание условий)

-Он доставляет ребенку удовольствие

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1)Формирование у ребенка элементов экологического сознания и чувств

2)Формирование у детей  навыков и умений экологически ориентированной деятельности и поведения

3)Формирование гуманного,зкологически правильного отношения к природе

3.Естественно-научные идеи современногоестествознания

1)Идея единства человека и природы

Раньше в программах человек не рассматривался как часть природы,был над ней.Непонимание зависимости человека от природы привело к экологическому кризису.Девиз: «Мы не будем ждать милости от природы,а возьмем их сами»привел к тому,что человек счел возможным разорять природные ресурсы,перекраивать реки,не задумываясь о последствиях.Но природа не только источник природных ресурсов,она самоценна.Понимание этого приведет к гуманному отношению к природе.

2)Идея многообразия ценностей природы

Духовная, эстетическая,нравственная,познавательная,гигиеническая ,самоценность,прагматическая  ценность.Сознание этих ценностей позволяет ребенку лучше понять взаимосвязь природы и человека,порождает гуманное отношение к природе.

3)Идея единства  всего живого

Важно показать основные свойства живого организма:дыхание,движения,рост,размножение….Человеку присуще все,что присуще живому,но человек не только биологическое,но и социальное существо .Поняв это- ребенок начинает менять отношение к живым существам.

4)Идея единства живого и неживого в природе

Необходимо показать детям связи живого и неживого внутренние и внешние.Например,как зависит жизнь рыб от воды.В систему живого нужно включать человека.Идея состовляет  гностическую основу экологической культуры личности и общества в целом.

5)Идея разумности и гуманности человека

Например,разумность,как качество,присущее людям,может быть представлено детям, как способность думать,говорить,выражать свои мысли,действовать,предвидя последствия действий,сознательно относиться к себе и к другим живым существам,к природе в целом

6)Идея приспособления живого друг к другу и к среде.

Идея очень важна-формирует элементарные представления о причинности и  взаимной обусловленности явлений природы.Создает основу экологически целесообразного поведения.Природа представляет собой систему особым образом организованных существ.

7.)Идея системного строения природы

Природа-система систем.Мы должны показать детям:1.Связи внутри

 организма

2.Связи организма и вида

3.Внутривидовые связи

4.Связи вида и экосистемы

5.Связи внутри экосистемы

Только при сохранение всех элементов она функционирует нормально.Нарушая одно звено,мы нарушаем систему.В Китае во времена культурной революции были уничтожены все воробьи.Погиб урожай,закупали воробьев в других странах.

8)Идея целостности природы на любом ее уровне

Организм –целостная система.Знания помогают бороться с травмами,способствуют разумности и гуманности поведения и деятельности детей,повышают уровень саморегуляции у маленьких детей.

ВЫДЕЛЕННЫЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ИДЕИ составляют основу для формирования у детей элементов экологического сознания,поведения,составляют базисные структуры образовательных программ для дошкольников и младших школьников.

УСПЕШНОСТЬ экологического образования определяется не только правильным отбором естественно-научных идей,но и эффективностью педагогического прцесса воспитания и обучения детей.

4.Педагогические идеи

1.Идея системности и целостности развития личности

Необходимо развивать все компаненты,базисные структуры личности:сознание,деятельность,отношение,иначе человек не будет экологически воспитан.

2.Идея единства сознания и деятельности

Сознание формируется только посредством деятельности,поэтому нужно организовать деятельность детей в природе,имеющую природоохранное направление(игра,рисование,конструирование,выращивание растений,придумывание экологических сказок ….)Создаются условия для  приобретения эмоционально-чувственного опыта общения с природой,проявления активности,своего отношения.

3.Идея создания условий для накопления эмоционально-чувственного опыта детей в общении с природой.

Приемы:антропоморфизма-придумывание имени растениям ,животным,рассказывание сказок, чтение стихов для растений,животных,расскажи секрет,поделись секретом с рыбкой…,празднование дня рождения объекту природы,погладь,пожалей….,звуковое письмо от объекта природы,представь,что ты бабочка,что чувствуешь,когда к тебе подходит человек?и др.

4.Идея преемственности детского сада и школы

Необходимо согласовывать программы,чтобы дети не получали одну информацию дважды,чтобы учиться было интересно.Воспитатель детского сада и учитель школы должны работать в контакте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к экзамену по теории и методики экологического образования детей дошкольного возраста

Вопросы к экзамену по теории и методики экологического образования детей дошкольного возраста...

Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.

Организм детей первых лет жизни значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Уже в первые дни адаптации к жизни вне материнского организма ребёнок должен осваивать самые необходи...

Развитие музыкальных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте

Данная лекция прелагается в рамках учебного курса на школьном отделении  ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения в младшем школьном возрасте в МДК 02.04 Псхологическое сопровождение о...

Проблема пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Статья отражает основные аспекты изучения пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 6 до 7 лет. Текст является вводной частью исследования динамики...

"Развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Современный мир повышает требования к человеку. Вопрос развития памяти у дошкольников и  младших школьников становится всё актуальнее. В этой презентации мы с вами разберем, как развивается...

Методическое пособие по МДК 02.02 Основы реабилитации для специальности 34.02.01. Сестринское дело "ЛФК с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

В данном пособии представлен материал для проведения практического занятия по МДК 02.02 Основы реабилитации для специальности Сестринское дело....

Модель межведомственной комплексной помощи детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационного центра Кронштадтского района

Статья. Модель межведомственной комплексной помощи  детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационн...