ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ И (из опыта преподавания Информатики и ИКТ)
статья

Воронцева Надежда Викторовна

Сегодня проблемы специального образования являются одними из самых важных и актуальных в работе всех подразделений Министерства просвещения и науки РФ. Достаточно многочисленную категорию обучающихся в учреждениях СПО составляют лица с нарушением слуха и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vorontseva.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ И

(из опыта преподавания Информатики и ИКТ)

Н.В. Воронцева, 1 категория, преподаватель специальных дисциплин,

ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Г. Энгельс (Россия)

Ключевые слова: обучение лиц с нарушением слуха и речи, специальные приемы и методы подачи материала, инклюзивное образование

Аннотация:В данной статье рассматриваются формы и методы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по слуху и речи

Сегодня проблемы специального образования являются одними из самых важных и актуальных в работе всех подразделений Министерства просвещения и науки РФ.

Достаточно многочисленную категорию обучающихся в учреждениях СПО составляют лица с нарушением слуха и речи.

Профессиональное обучение и профессиональное образование лиц с нарушениями слуха осуществляется в различных формах. Учитывая особенности слабослышащих студентов, на уроках использую специальные приемы и методы подачи материала, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся и способствуют развитию речевых умений и навыков.

С 1 курса студенты с нарушением слуха и речи находятся под особым вниманием преподавателей нашего техникума. Работая со слабослышащими и плохо говорящими уместно мнение, что такие студенты могут реализовать в полной мере свой творческий потенциал именно при изучении информатики и ИКТ.

 Применение активных методов при обучении слабослышащих и плохо говорящих студентов информатике позволяет добиться максимальной эффективности обучения за счет повышения интереса студентов к изучаемому предмету.

Обучение студентов с нарушением слуха и речи рекомендуется выстраивать через реализацию следующих педагогических принципов: наглядности, индивидуализации, коммуникативности на основе использования информационных технологий.

В «Энгельсском политехникуме» на данный момент обучаются 6 студентов с нарушением слуха и речи.  В группе по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» - 1 студент, в группе по профессии 23.01.03 «Автомеханик» - 5 студентов.  Для них разработаны и внедрены адаптированные формы и методы в теоретическом и практическом обучении.

Преподавателям приходится учитывать личностные особенности слабослышащих, влияющие на процесс их обучения. Чтобы обучающиеся с нарушенным слухом получали информацию в полном объеме, звуковую информацию нужно обязательно дублировать зрительной. Особую роль в педагогической деятельности, обращенной к обучающимся с нарушенным слухом, играют видеоматериалы. Предъявляемая видеоинформация может сопровождаться текстовой бегущей строкой или сурдологическим переводом.

Эффективные способы обучения студентов с нарушением слуха на уроках:

1. Использование интерактивной доски для личного показа и пояснения преподавателем приемов и способов выполнения заданий;

2. Организация взаимообучения, путем прикрепления студентов, освоивших приемы выполнения работ, к тем, кто их еще не освоил;

3.Самостоятельные наблюдения обучающихся за работой высококвалифицированных рабочих, специалистов (экскурсии, производственная практика);

4.Использование производственного инструктажа сопровождающим видеотекстом по освоению новых устройств ПК, новых редакторов и новых технологий.

5. Использование на уроках интеллект - карт, с помощью которых происходит формирование познавательных учебных действий обучающихся.

6. Технологические карты урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся. У нас имеется опыт использования технологических карт, разработанных для детей с ОВЗ по слуху.

7. Практический показ приемов работы на компьютере;

8. Разноуровневые индивидуальные карточки;

9. Мультимедийные презентации;

10. Видеоматериалы с бегущей строкой;

   Текущий контроль за деятельностью студентов осуществляется в виде практических работ; тестовых заданий, позволяющих оценить степень усвоения темы. Одно из направлений работы – это развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением слуха – работа над расширением словарного запаса.

Учет индивидуальных особенностей, обучающихся с нарушением слуха и речи является необходимым условием в процессе теоретического и практического обучения.

Студенты нашего техникума выступают на различных профессиональных конкурсах как среди лиц с инвалидностью (Абилимпикс), так и наряду со своими слышащими сверстниками. Осуществляются выходы и на всероссийские и международные конкурсы, в которых люди с ограниченными возможностями здоровья могут проявить себя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2017)

  1. Ахметова, Д.З. Инклюзивное образование реальное и мнимое… / Д.З. Ахметова // Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования. Материалы III международной научно-практической конференции. - Казань: Познание, 2015 г. – С. 3-7.

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учебного занятия в рамках реализации интегрированного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушением слуха) по дисциплине: Теоретические и методические основы музыкального образования детей в ДОУ .

Проект занятия предназначен для группы 2 курса специальности СПО 050130 "Музыкальное образование". Проект выполнен в рамках повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: "О...

Статья на тему: «Различные виды заданий, как форма активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственной практики»

«Различные виды заданий, как форма активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственной практики»...

Реабилитационная работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья

Профессионально-реабилитационный центр имеет многолетний опыт работы по комплексной реабилитации и социализации молодых инвалидов.Задача социального педагоа центра-оказание помощи в приспособлении к н...

Методическая разработка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии 13249 "Кухонный рабочий" по теме" Организация работы по соблюдению безопасных условий труда при работе с уборочной техникой, предназначенной для уборки производств

Данная работа разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии "Кухонный рабочий". данная работа содержит виды уборочной техники, используемой на предприятиях ...

План-конспект урока практической подготовки (учебная практика) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии 13249 "Кухонный рабочий" по теме: "Организация работы по соблюдению правил механической кулинарной обработки грибов".

План-конспект урока практической подготовки отражает все основные этапы урока: вводный, текущий и заключительный этапы. Обучающиеся знакомятся с видами грибов, поступающих на предприятия питания; с пр...

Презентация урока практической подготовки (учебная практика) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии 13249 "Кухонный рабочий" по теме: "Организация работы по соблюдению правил нарезания корнеплодов".

Презентация урока отражает виды корнеплодов, поступающих на предприятия питания; последовательные технологические операции правил нарезания корнеплодов; безопасные условия труда при нарезании корнепло...