Современные технологии, как инструменты для включения в компетентностное обучение на уроках английского языка
учебно-методический материал на тему

Винник Лидия Ивановна

    Стратегическое направление развития образования в современном обществе предусматривает, что выпускники будут уметь: применять приобретенные знания на практике для решения разнообразных профессиональных проблем, возникающих на жизненном пути; критически мыслить, генерировать новые идеи; общаться с представителями различных социальных групп, умело выходя из любых конфликтных ситуаций; адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях; осуществлять международное сотрудничество в сфере профессиональной коммуникации; самостоятельно работать над развитием своей нравственности, интеллекта, повышением общекультурного уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии, как инструменты для включения в компетентностное обучение, на уроках английского языка


      Стратегическое направление развития образования в современном обществе предусматривает, что выпускники будут уметь: применять приобретенные знания на практике для решения разнообразных профессиональных проблем, возникающих на жизненном пути; критически мыслить, генерировать новые идеи; общаться с представителями различных социальных групп, умело выходя из любых конфликтных ситуаций; адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях; осуществлять международное сотрудничество в сфере профессиональной коммуникации; самостоятельно работать над развитием своей нравственности, интеллекта, повышением общекультурного уровня.

      Сегодня наиболее продуктивными и перспективными являются профессионально-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют организовывать учебный процесс с учётом профессиональной специализации, а также с ориентацией на личность обучающегося, его интересы, склонности и способности.

      Ценится способность применять знания и умения для решения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности. В условиях модернизации российского образования предполагается и новый подход к обучению, в частности, к обучению иностранным языкам.

      Эффективная организация учебного процесса на уроках английского языка в рамках профессионально-ориентированной направленности диктует необходимость изменения стиля преподавания. В последние годы наблюдается заметный переход от лекционной деятельности к деятельности более  ориентированной на самих учащихся.

      Все более популярной формой обучения, дающей учащимся возможность проявить активность, инициативу, помогающей формировать интерес к предмету и профильную мотивацию, становятся и играют важную роль в развитии навыков и знаний у студентов так называемые «кейс стади». Эта интерактивная технология позволяет преобразовать учебный процесс в инструмент для включения в компетентностное обучение.

      Кейс-стади — это учебная игра, которая комбинирует в себе профессиональную и игровую деятельность. На уроке английского языка кейс имеет не столь масштабный объём и представляет собой  проблему, которую нужно постараться разобрать и решить в рамках одного занятия. Обучающиеся анализируют предложенный объём информации и на его основе предлагают свои решения той или иной проблемы. Как правило, задания кейса имеют творческую направленность и способствуют формированию индивидуального мышления у каждого участника кейса.

      «Метод кейсов» (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case -study, метод конкретных ситуаций) — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. В переводе с английского языка case — случай, а case study — это обучающий случай. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же максимально приближены к реальной ситуации. Главное требование к кейс-технологии – это чтобы ситуация для изучения была реальной, а не придуманной.

      Кейс предлагает описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить и предоставить обоснованное решение.

      Использование подхода, основанного на конкретных случаях, для поддержки специального образования включает в себя изучение как "традиционных" материалов  так и междисциплинарных курсов (например, и т.д.).

      Согласно трактовке Клайда Херрайда (Clyde Freeman Herried), хороший кейс отвечает следующим требованиям: – должен быть связан с опытом аудитории; – включать ситуации, с которыми обучающиеся вероятно столкнутся в будущем; – должен содержать не более чем пятилетнюю историю, иными словами актуальную задачу; – должен содержать цитаты, придающие реализма; – должен воплощать педагогические цели; большинство кейсов в основе содержат противоречивую информацию; – предполагает принятие решения.

      Кейс требует от студентов техникума более обширных и глубоких знаний по психологии, менеджменту и многим другим смежным дисциплинам. Достоинство кейса заключается в том, что в нём не может быть единственно правильного решения. Поскольку цель подобных кейсов заключается в том, чтобы их результаты имели дальнейшее практическое применение в жизни, то таким образом, кейс представляет собой некий проводник, который помогает учащимся связать теорию с практикой.

      Кейс - это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. Например, кейс-метод по теме «Healthy ways of living» (Здоровый образ жизни) предусматривает следующие задания для учащихся:

1) your daily routine; (обсуждение режима дня)

2) how you can keep fit); (что необходимо делать, чтобы  поддерживать хорошую физическую форму)

3) a healthy diet (составить рацион здорового питания, обсудить диету).

  Л. Рай считает, что кейсы учат:

—анализу;

—планированию;

—решению проблем;

—принятию решений;

—формированию команд;

—групповому поведению;

—идентификации ценности суждений и жизненных установок;

—уверенности;

—коммуникабельности.

      Несомненно, применение кейс-метода имеет как некоторые преимущества, так  и риски. Во-первых, кейс-метод дает возможность сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе — это творческий процесс, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности.

      Однако, этот вид работы может и не подходить для всех. Некоторые учащиеся работают более эффективно в формальном и ограниченном по времени формате,  к которому они  привыкли к школе.

                      Список литературы:

Дмитренко Т.А., Профессионально-ориентированное обучение студентов в системе высшего образования.

Корнеева М. А. Метод Case study в обучении английскому языку для специальных целей: алгоритм создания кейса

Kreber C. Learning Experientially through Case Studies? A Conceptual Analysis Teaching in Higher Education, 2001.

Рай Л. Развитие навыков тренинга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».

В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...

Особенности применения технологии дистанционного обучения на уроках английского языка в период пандемии.

Одной из основных целей обучения иностранному языку является формирование профессиональноц компетенции, для развития которой необход\имо организовать коммуникативно-ориентированное обучение и предложи...

ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Здесь рассказывается  о том, как необходимо применять интерактивные методы работы на уроках английского языка в школе...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация Проблемы формирования устойчивой мотивации у современного школьника требуют от педагога осознанного подхода к проведению урока или внеклассного мероприятия. Тем более, что с переходом на нов...

Интерактивные методы и приемы обучения на уроках английского языка для старших школьников.

Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся...

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения на уроках английского языка

Здоровьесбережение - одна из основных задач в развитии личности ребёнка.Здоровьесбережение - одна из основных задач в развитии личности ребёнка....

Проблемное обучение на уроках английского языка

Проблемное обучение на уроках английского языка...