Рабочая программа дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
рабочая программа по теме

Троценко Илья Николаевич

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» разработана на основе и согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена (далее - П П С С З). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_r.ya_._i_kultura_rechi.docx41.09 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

 

«Медицинский техникум № 2»

                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

Директор СПб ГБПОУ «МТ № 2»

____________   Баженова О.П.

«______»_____________2017 г.

Рабочая программа

дисциплины

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

по ППССЗ

специальности 34.02.02 «Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)»

 базовая подготовка

Квалификация: медицинская сестра/медицинский брат

Форма обучения: очная.

СОГЛАСОВАНО:

Методист СПб ГБПОУ МТ № 2

_____________Зобнина И.А.

«___» _________2017 г.

Председатель ЦМК

_____________   Белова Н.М.

«___»__________2017 г.

Санкт-Петербург – 2017 г.

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___ от «__» _____ 2017 г.

председатель ЦМК

___________/Белова Н.М./

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

___________/Л.Г. Анненко/

 «___» ______ 2017 года

ОДОБРЕНА

Методическим Советом

СПб ГБПОУ «МТ №2»

протокол № ___ от «___» ____2017 г.

председатель МС

________________ /Л.Г. Анненко/

        Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» разработана на основе и согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ).

34.02.02 Медицинский массаж

        Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский техникум №2».

        Разработчик: Троценко И.Н., преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»  

  1. Область применения программы

        Программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы (вариативная часть ОПОП) по ППССЗ по специальности 34.02.02 Медицинский массаж.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» включена в вариативную часть цикла ОГСЭ и является продолжением и развитием дисциплины общеобразовательного цикла «Русский язык».

Дисциплина ориентирована на темы, актуальные для современного человека: основные понятия культуры речи, правила речевого этикета, основные нормы русского литературного языка.

Дисциплина содержит практические занятия, цель которых – применять на практике полученные теоретические знания, отрабатывать навыки.

Предполагается самостоятельная работа студентов, включающая освоение теоретического материала, выполнение закрепляющих упражнений и заданий творческого характера.

Учебная значимость дисциплины состоит в том, чтобы сделать речь обучающихся грамотной, яркой и выразительной; дать навыки, необходимые для эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями; систематизировать знания в области русской лингвистики.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

  • воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • дальнейшее совершенствование речевых навыков и умений студентов;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями грамотного использования строительных терминов;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка;
  • применение полученных знаний и умений в собственной как письменной, так и устной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  •  связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • особенности строительной терминологии, её отличие от общеупотребительной лексики;
  • способы образования строительных терминов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, жаргон, просторечие, диалект, языковая норма, культура речи;
  • лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  • жанровые особенности реферата;
  • лексические, синтаксические изобразительно-выразительные средства языка.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвостилистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • пользоваться лингвистическими словарями;
  • произносить слова в соответствии с современными орфоэпическими нормами;
  • давать оценку новому слову с позиции словообразовательных норм;
  • образовывать грамматические формы слов в соответствии с морфологическими нормами;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • составлять разного вида конспекты на основе изучаемых текстов;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
  • писать реферат в соответствии с современными правилами научной коммуникации;
  • моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Общие компетенции, которые актуализируются в процессе освоения дисциплины:

Название компетенции

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 час.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     практические занятия

     контрольные работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

  • домашние работы

Итоговая аттестация в форме тестовой зачетной работы

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «русский язык и культура речи»

Наименование разделов

Содержание учебного материала: аудиторная, самостоятельная и практическая работа студентов

Объём часов

Уровень освоения

1. Введение.

1. Вводное занятие.

2

ознакомительный

2. Фонетика и орфоэпия.

1. Фонетика и орфоэпия. Русское ударение, его свойства. Нормы русского литературного произношения.

2

ознакомительный, репродуктивный

2. Контрольная работа по разделу «Фонетика и орфоэпия».

2

репродуктивный, продуктивный

Сам. раб. Подготовка к контрольной работе.

2

репродуктивный

3. Лексические нормы.

1. Лексические нормы. Фразеологические нормы. Лексический состав языка. Л. Значение, сочетаемость. Полисемия. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Заимствованная лексика. Активный и пассивный запас. Лексические ошибки: тавтология, плеоназм, нарушение лексической сочетаемости, употребление слова без учёта его значения.

2

ознакомительный, репродуктивный

2. Контрольная работа по разделу «Лексические нормы».

2

репродуктивный, продуктивный

Сам. раб. Анализ словарей.

2

репродуктный

4. Словообразовательные нормы.

1. Состав слова. Способы словообразования. Неологизмы. Способы образования строительных терминов.

2

ознакомительный, репродуктивный

2. Морфемный и словообразовательный анализ.

2

репродуктивный

Сам. раб. Морфемный и словообразовательный разбор. Источник по выбору учащегося.

2

репродуктивный

5. Морфологические нормы.

1. Грамматическое значение слова. Части речи: самостоятельные и служебные. Нормативное употребление грамматических форм слов. Род существительных. Падежные окончания существительных. Несклоняемые существительные. Склонение числительных. Образование степеней сравнения прилагательных. Образование кратких форм прилагательных.

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Морфологический разбор.

2

репродуктивный

6. Синтаксические нормы.

1. Словосочетание и предложение. Виды связей в словосочетании: управление, согласование, примыкание. Нормы управления. Согласование определения с определяемым словом. Члены предложения.

2

ознакомительный, репродуктивный

2.Контрольная работа по разделу «Синтаксические нормы» .

2

репродуктивный, продуктивный

Сам. раб. Составить словарь по теме «Синтаксис».

2

репродуктивный

7. Орфографические нормы. Пунктуационные нормы.

 1. Основные принципы русской орфографии. Знаки препинания при БСП и прямой речи.

2

продуктивный

2. Контрольная работа по разделу «Орфографические и пунктуационные нормы» .

2

репродуктивный

Сам. раб. Анализ орфограмм из отрывка текста.

2

репродуктивный, продуктивный

8. Функциональные стили.

1. Функции языка и функциональные стили. Особенности функциональных стилей: официально-делового, научного, публицистического, разговорного.

2

ознакомительный, репродуктивный

2. Понятие «текст». Понятие ССЦ. Структура текста. Анализ текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Вторичные тексты: конспект, план, тезисы.

2

ознакомительный, репродуктивный

Сам. раб. Определение стиля текста.

2

репродуктивный

Сам. раб. Определение типов речи.

2

репродуктивный

Сам. раб. Подготовка к зачету.

2

репродуктивный

ЗАЧЁТ

2

продуктивный

Итого:

48


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:  посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, словари, комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Изд. 32-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 539 с.
  2. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. Учебник. –М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.
  3. http://dic.academic.ru
  4. http://gramota.ru
  5. http://slovari.ru

Дополнительные источники:

1.Барышникова Е.Н., Клепач Е.В., Красс Н.А. Речевая культура молодого специалиста. – М.: Флинта, Наука, 2007.

2. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

3. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

4. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи. – М.: Гардарики, 2006.

5. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М., 2011.

Список словарей:

1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1999.

2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «А ТЕМП», 2009.

3. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. – М.: Астрель: АСТ, 2008.

4.Русская речевая культура. Учебный словарь-справочник. – СПб.: САГА, Азбука-классика, 2006.

5.Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.И.Ушакова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.

6.Фразеологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория-плюс», 2009.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

● анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

● проводить лингвостилистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

● пользоваться лингвистическими словарями;

● произносить слова в соответствии с современными орфоэпическими нормами;

● давать оценку новому слову с позиции словообразовательных норм;

● образовывать грамматические формы слов в соответствии с морфологическими нормами;

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

● составлять разного вида конспекты на основе изучаемых текстов;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

● моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

● использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

● соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

1. Контрольные работы по проверке теоретического материала.

2. Тестовые работы.

3. Практические занятия (выполнение упражнений, работа с текстом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 101101 «Гостиничный сервис» (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность101101 «Гостиничный сервис»(углубленной подготовки)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности    38.02.05 Товароведение и экспертиза качеств...

Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности  54.02.01 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 Преп...

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для учащихся СПО -1 курс

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:                 Учебная дисциплина Русский язык и культура р...