Дети «группы риска». Работа с детьми «группы риска» и их семьями.
статья на тему

Котельникова Вера Сергеевна

В работе с детьми «группы риска» и их семьями большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию гибкости подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматривается меры по:
-  устранению причин и условий неблагополучия.
- По оказанию конкретной помощи семьи.
- по обеспечении системы в работе и достижению эффективности в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Дети «группы риска». Работа с детьми «группы риска» и их семьями.
Дети «группы риска» это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. «Труду риска могут составлять учащиеся, особенности поведения которых значительно выходят за границы общепринятых норм и требований и представляют собой потенциальную угрозу субъекту  поведения, развитию его личности, окружающие его людьми, обществу в целом.
В «группу риска» входят следующие категории детей:
- Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клиникопатологической характеристики;
- Дети с  проявлением социальной и психологопедалогической дезадаптации;
- Дети из «неблагополучных», асоциальных сетей;
- Дети, оставшиеся без попечения родителям в силу разных обстоятельствах;
- Дети из семей, нуждающихся в социальноэкономической и социальнопсихологической помощи.
Почему дети попадают в «группу риска» ? Какие факторы порождают ситуации жизненного неблагополучия? Прежде всего, это социальные факторы, которые проявляются во всеми многообразии взаимоотношений ребенка с социумом . Природные факторы, которые обусловливают внутреннюю и внешнюю среду развития ребенка.
Критерии, полагающие распознать детей из «группы риска»:
1. Неблагополучная семейная ситуация.
- нарушения структуры семей ( неполная, либо формально полная, где воспитанием ребенка запоминается только один из родителей) .
- низкий культурно – социальный уровень семьи.
- злоупотребление  родителями алкоголем, наркотиками и т.д.
- малообеспеченные многодетные семьи.
- «Опекаемые» дети.
-  напряженная обстановка внутри семей (частые ссоры, отрицание самооценки ребенка, конфликты).
- недостаточность педагогических знаний у родителей ( попустительское отношение к ребенку, безнакозательность и т.п.).
2. Проблемы в общении со сверстниками.
- отверженность ребенка коллективом.
- частые ссоры со сверстниками.
- участие неформальных объединениях, которые носят асоциальный характер.

3. Отставание в физическом и (или) умственном развитии; недостатки резкого ряда.
- наличие хронических заболеваний самотического и нервно – психологического характера.
- слабая успеваемость и т.д.
4. Нарушение в эмоциональной волевой сфере.
- Раздражительность, частые вспышки агрессии.
- Эмоциональная неуравновешенность, дерзость, озлобленность , трусость и т.д.
- вредительство мстительность, оскорбления.
- Вызывающие поведение и т.п.
5. Особенности полового созревания.
- ранняя половая жизнь.
- повышенная сексуальность и т.п.
6. Склонность к бродажничеству.
- побеги из дома.
- частые беспричинные пропуски занятий.
7. Употребление психоактивных веществ.
- токсикомания .
- склонность к алкоголизму , наркомании, в том числе к приемному лекарственных средств, содержащих психоактивные вещества .
8. Совершение действий корыстной ориентации.
- мелкие правонарушения.
- поступки, связанные со стремлением получить материальную выгоду ( мошенничество, спекуляция, воровство).
Следует помнить, что дети из «группы риска» это всё же дети, и им необходима помощь, в том числе и педагога, классного руководителя, куратора. Вот несколько ( рекомендаций по работе с детьми из «группы риска» и их семьями:
1. Ежедневно следить за посещаемостью занятий .
2. Завести дневник наблюдений.
3. Совместно с учителями – предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости.
4. Строго следить за выставлением оценок, чтобы их видели родители (опекуны).
5. Ставить в известность родителей о пропуске занятий в тот же день.
6. Ежедневно встречаться с подростками.
7. При необходимости приглашать родителей, вместе с детьми на совет профилактики.
8. Не подчеркивать поступки, воспитывать на положительных примерных.
9. Не использовать правоучений. В перевоспитании решающим является пример куратора, внимание к ребенку, усиление радоваться его успехами.
10. Предупредить возможность неправильных действий детей.
11. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, использование общественных поручений.
12. Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный ребенок».
13. Обучать и информировать детей о методах самовоспитаний.
14. Нормализация семейной обстановки, нейтрализующие вредного влияние родителей.
15. Индивидуальное шефство.
16. Привлечение родительской общественности.
17. Вовлечение подростков в кружки, секции, контроль посещения.
В работе с детьми «группы риска» и их семьями большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию гибкости подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматривается меры по:
-  устранению причин и условий неблагополучия.
- По оказанию конкретной помощи семьи.
- по обеспечении системы в работе и достижению эффективности в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-воспитательная работа с детьми «группы риска».

Если ребенок излишне скромен, застенчив или неуверен в себе, а может наоборот, сильно активен, подвижен, то значит на него необходимо обратить особое внимание и уже в младшем школьном возрасте вести с...

Дети " группы риска". Работа с детьми "группы риска" и их семьями.

Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными ...

План профилактической работы с детьми группы риска

1.      Приобщение подростков к труду и занятости (привлечение сотрудников Центра занятости г. Белогорска для информационного просвещения обучающихся);2....

Пятая учебная четверть для позитивной группы детей и детей группы риска

По инициативе отряда "ЮИД" в нашей школе разработана программа для профильного лагеря "Юных наставников дорожной азбуки", где дети на протяжении 10 лет в составе 20 человек проходя...

Программа работы с детьми группы риска

Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – др...

Организация коррекционной работы с детьми группы риска на примере речевого развития.

Организация коррекционной работы с детьми группы рискана примере речевого развития. Включает несколько тесно взаимосвязанных аспектов:∙ Создание условий для полноценного развития коррекционной ра...