Включение детей «группы риска» в творческую деятельность как одну из форм профилактики асоциального поведения у несовершеннолетних
материал по теме

Осипова Валентина Витальевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

ОСИПОВА В.В.

Включение детей «группы риска» в творческую деятельность как одну из форм профилактики асоциального поведения у несовершеннолетних

В группу адаптации поступают дети разного возраста от 3 до 18 лет. Основная часть детей поступающих к нам в группу, характеризуются неадекватными формами общения и поведения – агрессивностью, плаксивостью, ненормативной речью, резкими эмоциональными перепадами, узким кругозором, низкой познавательной активностью.

        В нашей группе проживает 6 детей. Дети постоянно меняются, поступают новые, переходят в другие группы, но их количество остается неизменным. Так как детей мало, то каждый ребенок охватывается вниманием и доброжелательным отношением. Сами дети могут ближе узнать друг друга, наладить теплые, ровные взаимоотношения.

        Для каждого ребенка, находящегося в Центре, характерны трудности в освоении новых социальных ролей, социальная дезадаптированность, несформированность системы позитивных межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, поэтому педагоги ставят перед собой цель: адаптировать ребенка к жизни в социально здоровой среде и возвратить его к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению и определили задачи:

1. Создать комфортные условия для максимальной адаптации ребенка.

2. Ориентировать ребенка на принятие новых принципов жизни и ценностей.

3. Помочь ребенку в освоении социальных и нравственных норм поведения.

Ребенок, который начинает жить в изменившихся условиях, должен обладать способностью, приспосабливаться к этим условиям, поскольку любая социальная среда требует от ребенка адекватных форм поведения. Помимо биологической адаптации ребенок способен и к социальной адаптации. Как найти подход к ребенку? Как помочь ему не потерять веру в себя? Как не сломать его психику? Эти вопросы возникают каждый день, каждую минуту. Ведь весь период детства – это пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. В системе средств социальной адаптации особое место принадлежит созданной вокруг ребенка воспитывающей среде, в которой предполагается взаимная ответственность, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Выбираются также методы и формы воспитания, которые могут отвлечь от прошлой жизни, личных переживаний. Поэтому особое внимание уделяем коррекционной работе: способствуем развитию разнообразных интересов, привлекаем детей к творческой деятельности.

Наблюдая за деятельностью детей разного возраста можно сделать вывод: дети старшего школьного возраста с увлечением играют в настольные игры, самостоятельно организовывают интеллектуальные игры, разгадывают кроссворды; а дети младшего школьного возраста и дошкольники с удовольствием занимаются художественно-продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, лепкой) и творческими играми.

Наблюдения за играми детей дали толчок к разработке таких занятий, которые бы притягивали ребенка своей необычностью, новизной, оригинальностью. Пришло осознание создания игр-фантазий, которые в последующем были собраны, объединены, скорректированы в адаптационно-развивающую программу под названием «Творческая мастерская».

Эта программа была разработана на основе элементов творческой игры и сюжетной аппликации на ткани и направлена на специальную адаптацию детей, которая активизирует их социальное и психологическое развитие.

Такие занятия предусматривают определенную подготовку и требуют специальных материалов: ткань разных цветов и форм, большой набор разнообразных картинок, набор красок, гуаши, фломастеров, клей ПВА, цветной бумаги и др. необходимых материалов.

Почему именно ткань? Почему сюжетная аппликация? Почему готовые картинки? Ткань она теплая, мягкая, притягивает к себе, она знакома детям, понятна – успокаивающе нежно притягивает ребенка к себе. Разнообразные цветовые гаммы радуют глаз ребенка, поднимают настроение. Готовые картинки дают детям реальное представление об окружающем мире. Они яркие, насыщенные, отражают жизнь и приближены к реальной жизни.

Сюжет представляет собой знакомую картинку, имеет законченный вид, дает положительные эмоции, воспитывает эстетический вкус. Практические умения, навыки (работа с кисточкой, клеем, наклеивание и вырезание картинок) помогают ценить свой труд и труд окружающих людей.

К сюжетной аппликации привлекаются дети младшего и старшего школьного возраста, а дошкольникам доступна только предметная аппликация и игры с картинками.

Младшим школьникам и детям дошкольного возраста очень нравится играть с картинками. Их так много, что у них разбегаются глаза. Они берут приглянувшуюся картинку, манипулируют ей, пытаются вести с ней диалог, комментируют действия своей картинки – как игрушки. Дети включаются в игры друг друга. Потом меняют картинки, если они надоедают, берут другие и снова создают игровые ситуации. Дети бывают так поглощены игрой, что не замечают, как быстро пролетает время занятия.

Во время игр они, хотя бы на короткий период, забывают о слезах, родителях, появляется искорка надежды. Младшие школьники с удовольствием занимаются сюжетной аппликацией, у них больше развито воображение, фантазия, быстро ориентируются в выборе сюжета и его смене, у них больше энтузиазма. Они учатся быть нужными: делятся своими самыми «красивыми» картинками, помогают друг другу в их приклеивании, дают рекомендации в оформлении готовых работ.

Глядя на них «работающих», а это для них в какой-то мере работа, радуется душа – они в это время счастливы и беззаботны.

Старшие школьники занимаются без особого рвения, но углублено, старательно, усердно. Наверное, такие качества им пригодятся в будущем, если поймут что именно так нужно действовать по жизни.

Таким образом, творческая деятельность осуществляет профилактику асоциального поведения.

Адаптационная развивающая программа «Творческая мастерская» состоит из трех циклов:

Первый – теоретические занятия, основанные на беседах.

Второй – игры-фантазии, предполагающие сюжетную аппликацию на ткани из готовых картинок, не имеющие тематику и рассчитаны на фантазию детей, отсюда и их название.

Третий – тематические занятия, это та же сюжетная аппликация на ткани из готовых картинок, но с определенной тематикой по временам года и соответствует названию.  

Принцип построения игр-фантазий, тематических занятий один и тот же. Эти занятия проводятся в три этапа.

Первый этап – это предварительное занятие, которое включает в себя: рассматривание готовых работ, продумывание сюжета аппликации, подбор и вырезания картинок, подбор ткани по цвету, форме под тематикой «Умелые ручки».

Второй этап – эта игра с картинками, которое включает в себя: обыгрывание желаемых детьми ситуаций с картинками, элементы драматизации игровых моментов, раскладывание картинок на ткани, под тематикой «Поиграй-ка».

Третий этап – это составление картины, которая включает в себя: точное составление сюжета картины на ткани, наклеивание картинок, оформление аппликационной работы красками, гуашью, фломастерами и т.д., под тематикой «Я - художник». В течение трех занятий создается аппликационная работа. Сколько у детей счастья, положительных эмоций, если картина удается, если она имеет эстетичный вид, привлекает интересным сюжетом. Ребенок в играх-фантазиях может свободно выражать себя, освобождаясь от напряжения прошлой жизни. Он «примеряет» на себя разнообразные социальные роли, учится вступать в активное социально-культурное взаимодействие, правильно ориентироваться в экстремальных ситуациях, вырабатывает навыки общения со сверстниками и взрослыми. Хорошо, если в коллективной сюжетной аппликации будут участвовать дети разных возрастов, что помогает сплочению, дружбе и взаимопониманию в детском коллективе. На занятиях может участвовать разное количество детей в зависимости от этапа занятия и формы проведения. Работы могут быть индивидуальными и коллективными.

Такие занятия, проходящие в игровой форме, способствуют тому, что воспитанники начинают доверять друг другу и взрослым, пытаются найти свое место в окружающей жизни, учатся самостоятельно добиваться успехов в каком-либо виде деятельности, отвлекают детей от отрицательных мыслей и поступков.

Готовые аппликационные картины наших детей отправляем на выставки, выставляем напоказ для детей других групп, используем в проведении мероприятий. Дети при этом испытывают гордость, у них повышается самооценка. Они понимают, что их труд остался не замеченным.

Рекомендации педагогов, советы, беседы, творческие занятия – помогают детям освоить некоторые законы жизни: все, что происходит в жизни человека, при правильном видении, способствует его внутреннему росту; жизненные испытания всегда даются по силам, и если человек не теряет веры и надежды, он справляется с трудностями и переходит на более высокий уровень развития. Такие мысли мы внушаем нашим воспитанникам. Педагоги прикладывают все свои силы и возможности, чтобы дети не чувствовали себя обделенными и брошенными в сложный период их жизни.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети " группы риска". Работа с детьми "группы риска" и их семьями.

Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными ...

Критерии оценки результативности профилактической работы с несовершеннолетними (профилактика асоциального поведения несовершеннолетних). Пакет контрольно-измерительных материалов

Методическая разработка. Критерии оценки результативности профилактической работы с несовершеннолетними (профилактика асоциального поведения несовершеннолетних).Пакет контрольно-измерительных мат...

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ - ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ - ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ....

Дети «группы риска». Работа с детьми «группы риска» и их семьями.

В работе с детьми «группы риска» и их семьями большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию гибкости подростка через...

Пятая учебная четверть для позитивной группы детей и детей группы риска

По инициативе отряда "ЮИД" в нашей школе разработана программа для профильного лагеря "Юных наставников дорожной азбуки", где дети на протяжении 10 лет в составе 20 человек проходя...

Профилактика асоциального поведения подростка в деятельности учителя

Для того чтобы начать работу с ребенком, склонным к асоциальному поведению, необходимо выяснить причину отставания по предмету, определить действительный уровень знаний, после чего «возвратить е...

Выступление на педагогических чтениях по теме «Роль педагога в профилактике асоциального поведения среди студентов»

В современном обществе видны позитивные перемены, но при этом сохраняются социальные проблемы, влияющие на становление личности подрастающего поколения. Все больше подростков становятся приверженцами ...