Профилактика асоциального поведения подростка в деятельности учителя
статья

Патрикеева Татьяна Александровна

Для того чтобы начать работу с ребенком, склонным к асоциальному поведению, необходимо выяснить причину отставания по предмету, определить действительный уровень знаний, после чего «возвратить его» на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям образовательной программы.  Важным в работе учителя является мотивация учащихся к учебной деятельности. Здесь возможно использование естественных для данного возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика асоциального поведения подростка в деятельности учителя

Патрикеева Татьяна Александровна, учитель СПбГБПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец», г. Санкт-Петербург, Россия

С каждым годом растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа детей с асоциальным поведением. Отклонения в поведении ребёнка это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, недостатки в работе образовательных учреждений.

Динамика асоциального поведения несовершеннолетних на протяжении последних лет имеет устойчиво негативные тенденции.

По данным городских социально-педагогических исследований, имели опыт употребления наркотических средств  8,9% подростков и, контингент лиц употребляющих наркотики «омолаживается» до возраста 12-13 лет, относят себя к участникам неформальных молодежных объединений 10% обучающихся 8-11 классов общеобразовательных организаций не зависимо от пола, участились конфликты на национальной почве.

Причинами и условиями совершения преступлений и правонарушений в настоящее время является отсутствие у учащихся знаний законодательства Российской Федерации, непонимание ими степени ответственности за совершение преступлений и правонарушений, конфликты с родителями, насилие в семье, недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудной ситуацией в воспитании ребенка, наличие большого количества неорганизованного свободного времени у подростков.

Некоторые исследования  показывают, что подростки имеют определенные представления о нормах социального и законопослушного поведения, но они не выступают регуляторами их поведения, т.к. не являются внутренне присвоенными.

Родители многих таких детей не работают, употребляют спиртные напитки. В большинстве случаев это семьи неполные. Как следствие - экономическая и социальная обделённость детей, недостаточная забота о них со стороны семьи, в результате - частые случаи асоциального поведения уже в раннем возрасте, плохая учёба в школе, отсутствие интереса к ней; отчужденность от семьи, школы и общества.

К сожалению, воспитательные функции  семьи в наше время, в связи с размыванием и снижением семейных ценностей, переходят на другие социальные институты.

За кризисом семьи необходимо упомянуть современное образование. Исходя из самого этого понятия ясно, что образование призвано содействовать человеку в целостном формировании его личности и в становлении его как полноценного члена общества. Образование включает в себя, во-первых, обучение разнообразным знаниям, во-вторых, воспитание, усвоение основ жизни, направленное на формирование мировоззрения и, в-третьих, практические навыки по воплощению знаний на основании воспринятого мировоззрения. Таким образом, образование, как и семья, призвано непосредственно отвечать за полноценное и, в том числе, духовное развитие человека. С наступлением кризиса семьи, очевидно, что воспитательная функция образования должна сильно возрасти. Задача любого образовательного учреждения - способствовать повышению сопротивляемости на негативное воздействие со стороны внешней среды на ребенка, т. е. умению преодолевать воздействие факторов риска и стресса.

В настоящее время воспитательная работа «возвращается» в школу, как методологическая основа образовательной деятельности, данный процесс обусловлен современной социально-педагогической ситуацией, сложившейся в обществе и становится обязательным для всех субъектов образовательной деятельности на  государственном, региональном и муниципальном уровне.

Обязательным элементом образовательной программы современной школы выступает программа воспитания и социализации, которая включает в себя такие направления как духовно-нравственное развитие обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; программу коррекционной работы.

Для непосредственного корректирующего педагогического воздействия на личность «трудного» ребенка, по мнению А. И. Кочетова, процесс перевоспитания включает решение следующих задач и функций:

1. Восстановительная, предполагающая восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсирующая, заключающаяся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиваться быстрых успехов. Если подросток плохо учится, то может преуспевать в спорте, труде и т.д.

3. Стимулирующая функция направлена на активизацию положительной общественно-полезной деятельности ученика, она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам.

4. Исправительная функция связана с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагает применение разнообразных методов поощрения, внушения, убеждения, примера и т.д., связанных с коррекцией поведения.

Выполнение столь сложных и важных функций и задач перевоспитания невозможно осуществить в одиночку. Наряду с оказанием определенных педагогических воздействий непосредственно на личность подростка, необходимо также добиться единства педагогических позиций в отношении к трудновоспитуемому со стороны педагогов и родителей. То есть, социальные институты, которые должны выступать единым фронтом в решении воспитательно-профилактических задач, на деле могут быть враждебно настроены друг к другу, занять позицию взаимного обвинения и обличения, что, в конечном счете, усугубляет положение трудновоспитуемого подростка и способствует еще большему отчуждению его от мира взрослых.

В этой связи родителям, психологам и педагогам-предметникам полезнее не столько заниматься поисками виноватых в педагогической запущенности подростка, сколько поиском путей ее преодоления.

При осуществлении воспитательной деятельности следует прислушаться к советам психологов:

- Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» подростке хорошие стороны.

- Откажитесь от намерений ради поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.

- Нельзя относиться к «трудным», с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от Вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т.д.).

- Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на Ваш взгляд, тайна, доверенная Вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе Вам никогда не стать в глазах Ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.

- Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал», особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление Вашим педагогическим усилиям.

- Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.

Формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимодействия смежных ступеней образования. Речь идет о психолого-педагогической преемственности в работе воспитателей детского сада, учителей начальных классов, классных руководителей и учителей-предметников. Если ребенок идет после 8 класса в образовательные учреждения СПО, то к участникам этого процесса подключаются мастера производственного обучения. Преемственность осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приёмам и организационным формам учебно-воспитательной работы.

Прежде всего, следует установить систематические деловые контакты между всеми участниками процесса. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера - сегодня - завтра» знаний, умений и навыков конкретных учеников конкретного класса.

Главная задача профилактической воспитательной работы – найти индивидуальный подход к пониманию «трудного» ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.

Задача современного педагога – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, учащихся из неблагоприятных семей, а также детей склонных к асоциальному поведению.

Для выявления учащихся, склонных к асоциальному поведению, в первую очередь мы используем метод наблюдения, который позволяет определить особенности асоциальных учащихся:

- низкий уровень знаний по предметам, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;

- отсутствие познавательного интереса;

- не сформированы элементарные организационные навыки;

- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;

- нет опоры на родителей как союзников преподавателей;

- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

- частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

Для того чтобы начать работу с ребенком, склонным к асоциальному поведению, необходимо выяснить причину отставания по предмету, определить действительный уровень знаний, после чего «возвратить его» на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям образовательной программы.  Важным в работе преподавателя является мотивация учащихся к учебной деятельности. Здесь возможно использование естественных для данного возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности.

Чтобы повысить мотивацию необходимо:

обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо подобрать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;

заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;

организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;

самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;

видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.

Правила, которые надо использовать учителю при работе с асоциальными детьми:

1. Не ставить такого ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3. Сложный материал, нужно постараться разбить  на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

5. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

6. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

Любому участнику образовательного и воспитательного процесса в современных условиях необходимо знать основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС общего образования, знать основы методики воспитательной работы, принципы деятельностного подхода, виды и приёмы современных педагогических технологий. А так же уметь строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей, уметь общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их и главное уметь сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.



Список использованных источников и литературы

  1. Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения, Л.: Университетское, 2007 г.
  2. Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков. М.,2001
  3. Закон РФ «Об образовании»
  4. Конвенция ООН о правах ребенка
  5. Потанин Г.М. Психолого-коррекционная работа с подростками. С-Пб., 2002.
  6. Профилактика социально-опасного поведения школьников. Е.Ю.Ляпина – 2изд.-Волгоград: изд. «Учитель», 2008.
  7. Справочник классного руководителя /август/ 2020
  8. Федеральный Государственный Образовательный стандарт
  9. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА

Что такое суицид и кто на него способен? Факторы суицидального риска. Памятки педагогам "Рекомендации по предотвращению самоубийств", "Сигналы суицидального риска", "Развеем мифы"...

Критерии оценки результативности профилактической работы с несовершеннолетними (профилактика асоциального поведения несовершеннолетних). Пакет контрольно-измерительных материалов

Методическая разработка. Критерии оценки результативности профилактической работы с несовершеннолетними (профилактика асоциального поведения несовершеннолетних).Пакет контрольно-измерительных мат...

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ - ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ - ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ....

Методическая разработка "Волонтерская деятельность как способ профилактики аддиктивного поведения подростка."

Аддиктивное поведение является многофакторным явлением, так как причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Это в первую очередь общее ухудшение социально-экономической обстановки...

Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения подростков

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМпо профилактике суицидального поведения подростковРодителям важно беседовать со своими детьми, интересоваться не только отметками в школе.Необходимо создать благоприятный климат ...

Выступление на педагогических чтениях по теме «Роль педагога в профилактике асоциального поведения среди студентов»

В современном обществе видны позитивные перемены, но при этом сохраняются социальные проблемы, влияющие на становление личности подрастающего поколения. Все больше подростков становятся приверженцами ...