Консультация для родителей"Музыка-воспитание души"
консультация

Першина Татьяна Петровна

Музыкальные способности начинают формироваться тогда, когда ребенок способен слышать музыку, то есть еще в утробе матери. Поэтому можно уже в период беременности слушать музыку. Конечно, музыка должна  вызывать у мамы положительные эмоции, ведь ее эмоциональное состояние в огромной степени влияет на развивающееся в ее утробе дитя. Музыка должна быть спокойной, красивой, мелодичной.

 Восприятие музыки  оказывает влияние на психику человека, вызывает разные эмоции и психические состояния: есть музыка депрессивная, вызывающая необъяснимую тревогу, страх; есть музыка успокаивающая, музыка для медитаций
Если внимательно отнестись к своим ощущениям, вы сами сможете понять, какая музыка ребенку нравится больше, какая действует на него успокаивающе, какая возбуждающе, а какая вызывает беспокойство . Если мама в период беременности много поет своему еще не родившемуся малышу, после рождения он скорее, чем другие дети начинает реагировать на мамин голос и тоже пытаться издавать мелодичные звуки. Пение будущей мамы способствует улучшению ее психического состояния и эмоциональной стабильности.

Развивать музыкальный слух и знакомить с графическим изображением нотного письма можно всех детей без исключения, начиная с колыбели. Целью обучения музыке является воспитание души ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыка- воспитания души»

Консультация для родителей. (Подготовила муз. руководитель Першина Татьяна Петровна).

Не все родители  окончили музыкальную школу, не все играют на музыкальных инструментах, но все  хотят, чтобы его малыш был музыкально развит. Почему? Потому что музыкальные способности связаны с эстетическим развитием ребенка, его способностью к творчеству.

Музыкальные способности начинают формироваться тогда, когда ребенок способен слышать музыку, то есть еще в утробе матери. Поэтому можно уже в период беременности слушать музыку. Конечно, музыка должна  вызывать у мамы положительные эмоции, ведь ее эмоциональное состояние в огромной степени влияет на развивающееся в ее утробе дитя. Музыка должна быть спокойной, красивой, мелодичной.

 Восприятие музыки  оказывает влияние на психику человека, вызывает разные эмоции и психические состояния: есть музыка депрессивная, вызывающая необъяснимую тревогу, страх; есть музыка успокаивающая, музыка для медитаций
Если внимательно отнестись к своим ощущениям, вы сами сможете понять, какая музыка ребенку нравится больше, какая действует на него успокаивающе, какая возбуждающе, а какая вызывает беспокойство . Если мама в период беременности много поет своему еще не родившемуся малышу, после рождения он скорее, чем другие дети начинает реагировать на мамин голос и тоже пытаться издавать мелодичные звуки. Пение будущей мамы способствует улучшению ее психического состояния и эмоциональной стабильности
.

Развивать музыкальный слух и знакомить с графическим изображением нотного письма можно всех детей без исключения, начиная с колыбели. Целью обучения музыке является воспитание души ребенка.

Музыкальные способности складываются из способности слышать и воспринимать музыку, способности ее воспроизводить. Третья составляющая — способность творить музыку. Понятно, что возможность воспроизводить и сочинять музыку основана на способности ее воспринимать.

Именно поэтому необходимо окружить ребенка миром мелодий. Не позже, чем в год, малыш должен увидеть поющего и играющего на музыкальном инструменте близкого, значимого для него человека. И будем помнить, что человеческий голос — самый совершенный «музыкальный инструмент». Поэтому так необходимо петь малышу песни с самого рождения и петь как можно больше, использовать при укладывании ребенка спать колыбельные (конечно, делать это лучше родителю, имеющему слух). Ребенок обязательно должен слышать, как поет мама.

Если мама не будет петь, а ребенок будет слушать только записи, он может подумать, что музыка появляется только из этого ящика, и по-другому не бывает. Очень хорошо, если в семье поют: мама, папа, бабушка, дедушка. Ребенок будет смотреть, а потом сам запоет. Если все молчат, как рыбы, и поет только радио, то ребенку будет очень трудно понять, что и самому можно петь.

Именно поэтому надо ребенку петь самим, водить ребенка на разные праздники, где поют, танцуют, на улице, в концертном зале. Но ненадолго, минут на пять-десять, если есть такая возможность.
Кроме того, есть сведения, что дети, которым не пели колыбельных песен, вырастают более эгоистичными и злыми. У казахов даже есть такая поговорка про злого человека: «Видно, ему мама в детстве не пела колыбельных песен». Здесь уже речь идет не столько о музыкальном развитии, сколько о формировании психоэмоциональной сферы человека, развитии его душевных качеств. Можно использовать записи на дисках или в интернете. И тут очень важно соблюдение принципа — от простого к  сложному.

Не стоит давать слушать малышу с рождения, например, концерт для фортепиано с оркестром Бетховена, сначала — простые мелодичные песни. Для этой цели можно использовать русские  народные песни, детские песенки, которые тоже имеют простые мелодии и небольшой словарный запас.

Нужно учитывать следующее:

  • Музыка обязательно должна быть светлой и вызывать восторг.
  • Мелодии должны быть хорошо подобраны.
  • Исполнение должно быть  высокого уровня.

Благотворно на детей этого возраста влияет музыка Кабалевского, Вивальди, Генделя. Опыт показывает, что негативно воздействует на развитие ребенка в первый год жизни музыка Рахманинова, Вагнера, а также произведения роковых и джазовых исполнителей, поскольку эта музыка наиболее сложна для восприятия малышом.
И надо помнить, что резкие звуки, хлопки, грохот могут испугать новорожденного малыша. Именно поэтому лучше отказаться от погремушек, которые создают шум. Использование погремушек приводит к нарушению формирования музыкального слуха малыша. Кроме того, погремушка сама по себе не является развивающим элементом. Она примитивна, и ребенку достаточно ее изучить в течение нескольких минут для того, чтобы она больше не вызывала интереса. Действительно, именно такое время требуется, чтобы малыш ее рассмотрел, потрогал, облизал, услышал ее звук, то есть изучил со всех сторон. Поэтому использование погремушек скорее вредит, чем способствует, развитию ребенка.

Малышу необходимо слушать музыку различных стилей и жанров, музыку различных исторических эпох или географических мест. Ребенку в первый год его жизни сложно долго концентрироваться на чем-то одном. Для полноценного восприятия музыкального произведения требуется именно длительная концентрация внимания, концерт — это не картина, которую можно окинуть одним взглядом, поэтому для малыша больше подойдут записи коротких отрывков музыкальных произведений разных композиторов или разных стран или стилей. Музыку подбирать надо так, чтобы друг за другом следовали отрывки, не похожие ни по стилю, ни по жанру, ни по характеру, ни по темпу. Длительность отрывков не должна превышать 5-10 минут, иначе он потеряет к музыке интерес.

В три года не стоит и  углубляться в детальное изучение направлений. Можно, конечно, сказать, что это классическая музыка, а это фольклор и так далее. Можно назвать композитора и, если есть его портрет, показать. Но именно тогда, когда музыка звучит или перед прослушиванием, или после него. Абстрактно показывать портреты композиторов отвлеченно от музыки не имеет смысла. Если есть любимая музыка, можно портрет любимого композитора повесить на стену и говорить, например: «Мы с тобой слушаем произведение «В пещере горного короля», его написал Эдвард Григ. Вот его портрет. Он жил тогда-то, в такой-то стране». Рассказать сказку о нем.

Кроме того, ребенок для развития слуха должен слышать разные звуки естественного и неестественного происхождения: шелест листвы, пение соловья, журчание воды, стрекот кузнечика, шум дождя, звуки работы двигателя отъезжающей машины. Дети любят слушать звуки, издаваемые животными и птицами, для них это очень интересно. С ребенком в год-полтора можно играть в игры с закрытыми глазами: определять, кому или чему принадлежит данный звук. Но для этого ребенок должен знать, какой звук издает то или иное животное, птица, насекомое, как звучат неодушевленные предметы. Например, вы слышите, что на улице гудит машина, вы говорите малышу: «Слышишь, на улице машина гудит». Точно так же, как мы называем ребенку различные предметы, мы называем ему различные звуки. Хорошо играть в лесу, во дворе, пытаться определять, кому или чему принадлежит тот или иной звук. Если мы не будем называть звуки, то малыш так и не научится их распознавать на слух. Ведь это — «музыка улицы», и ее тоже надо уметь слышать.

Музыка может стать для вас и вашего ребенка мудрым и добрым другом, который будет с вами всегда.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Важность нейропсихологии для дошкольников».

 Трудности в обучении, повышенная возбудимость, ранимость ребёнка -часто эти и другие особенности связаны с механизмом работы мозга и нервной системы. Справиться с этим детям помогают нейропсихологические методы, которые предполагают коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи).

Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.

 Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.

1 БЛОК мозга  - Энергетический

Нарушения в работе первого блока мозга могут проявляться в снижении уровня психической активности, быстрой истощаемости ребенка, проблемы с концентрацией внимания, плохо запоминают, вялые.

Таким детям необходима стимуляция активности, поднятия энергетического тонуса.

Комплексы нейропсихологического сопровождения 1-го блока мозга включают в себя:

Дыхательные упражнения

  • На занятиях мы учимся правильно дышать носом и осваиваем основные техники дыхания,   прежде всего это полное диафрагмальное  дыхание (сочетание брюшного и грудного дыхания) которое  наполняет кислородом все наши органы, мышцы и клетки тела, успокаивает нервную систему и укрепляет иммунитет .Начинать выполнять его лучше из положения лёжа, затем, сидя. Одну руку кладём на грудь другую на живот ,делаем вдох через носик и представляем  как в нашем животике начинает надуваться золотистый шарик, как он растёт, выдвигая живот вперёд, расширяя грудную клетку с помощью межрёберных мышц, приподнимает грудину и ключицу, наполняя воздухом верхушки лёгких(это всё вдох).На выдохе мы одним пальчиком делаем укольчик в животик и шарик начинает сдуваться , также медленно. Живот начинает втягиваться, рёбра, грудина, ключицы опускаться, выпуская воздух из верхушек лёгких. Следим, чтобы во время дыхания работала диафрагма  а, плечи не поднимались. И ребёнок не наклонялся вперёд.

Медленное, свободное диафрагмальное дыхание снижает уровень тревожности успокаивает нервную систему.

Когда диафрагма напряжена, мы не можем дышать полностью лёгкими, а это приводит к снижению скорости выведения токсинов, создаются предпосылки к частым инфекциям. Из- за напряжённой диафрагмы приходится дышать чаще, а это приводит к тревоге и стрессам.

Работа над дыханием улучшает ритмику всего организма, развивает самоконтроль.  

Существует несколько разновидностей дыхательных техник работы с детьми. Мы используем еще такое упражнение

КРОЛЬЧОНОК

  • Сядем поудобнее. Хорошенько выпрямим спину и шею, подбородок пусть чуть-чуть опустится к груди. Теперь сделаем 4-6 коротких, быстрых вдохов через нос – нос смешно морщится при каждом вдохе, как у кролика. Теперь выдохнем через рот одним длинным, плавным выдохом. Повторим 4 раза. Ну как, прибавилось сил у Крольчонка?
  • По мере того, как мы становимся сильнее и наше дыхание мощнее, будем увеличивать количество вдохов и удлинять выдохи!
  • Дыхание Крольчонка успокаивает и в то же время заряжает энергией                        . Быстрые последовательные вдохи обеспечивают моментальный приток кислорода в кровь – а значит, к мозгу.
  • После него мы чувствуем себя отдохнувшими и внимательными
  •  оптимальное сочетание для успешной учебы!    

  ДЫШАЩИЙ ДРАКОН

Сядем поудобнее в любое сидячее положение и положим ладони на живот. Делаем резкий шумный выдох через нос и толкаем живот ладонями внутрь к позвоночнику. Если мы понаблюдаем за выдохом, то почувствуем, как немного воздуха сразу
же входит в нос после такого резкого выдоха, автоматически и совершенно естественно. Значит, нам не нужно думать о вдохе – все внимание на выдох. Делаем 4-6 Драконьих выдохов - и отдыхаем, дышим как обычно, потом снова по-драконьи, постепенно добавляя количество выдохов. С практикой наше Драконье дыхание станет гораздо сильнее!

  • Это упражнение отлично укрепляет
    живот и всю область ,стимулирует выделительную систему и помогает
    при запорах. Если ребенок почувствовал головокружение
    – не волнуйтесь, это происходит потому, что легкие начинают получать больше кислорода чем обычно. Просто сделайте несколько обычных вдохов и выдохов и всё  пройдёт.

Вслед за дыхательными упражнениями приступаем к

Глазодвигательным упражнениям.

Глазодвигательные упражнения тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.

Глазодвигательные упражнения помогают расширить объем зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память) так -как они стимулируют работу мозолистого тела, которое   отвечает за межполушарное взаимодействие. Дети с хорошо развитым мозолистым телом успешны во всех областях.

Упражнение «Глаз – путешественник».

Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.

Упражнение «Циферблат»  для старших дошкольников.

После этого упражнения можно сделать массаж ушных раковин. Начните сверху и, мягко нажимая, двигайтесь вниз к мочке уха, затем обратно.

Рисование «восьмёрок» по горизонтали и вертикале.

Затем приступаем к самомассажу ушных раковин и пальчиков, кистей рук, растираем ладошки .

Следующий этап занятия- это упражнения из нейрогимнастики

Нейроупражнения развивают все три блока мозга!

Улучшают мыслительную деятельность, повышают концентрацию внимания, улучшают память, развивают межполушарные связи.

Начинаем с простых упражнений, синхронно. Двумя руками, затем добавляем усложнения в виде ускорения темпа, хлопка, скороговорки и в последнюю очередь выполняем асинхронно.

Помним, что наш мозг не любит ничего нового и польза от этих упражнений лишь в процессе обучения, пока сложно.

Упражнения:

Тучка и Солнышко

Яблоко и Червяк

Класс и Фигушка

Классный заяц

Классная Лисица

Классная Коза

«Капитан»

Упражнения на мелкую моторику:

«Колечки» (привет-пока)

«Ребро . Кулак. Ладонь»

Упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковая. гимнастика

«Колечко»

Цель - развитие мозолистого тела.

Затем переходим к упражнениям для укрепления мышц спины, пресса и кора , прогибам  и растяжкам.

Растяжки – это система специальных упражнений, при выполнении которых в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения.

Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний  таких как гипотонуса (вялость)- или гипертонусов-повышенного двигательного беспокойства,  снятию мышечных зажимов.

Когда мыщцы  растягиваются и принимают нормальное  естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном ,спокойном  состоянии и о его готовности к познавательной работе.

Растяжки выполняются медленно, не рывками, в щадящем режиме.

 Есть много разных упражнений на растяжку из положения сидя, лёжа, на четвереньках . Такие как «Кошечка», «Черепашка», «Складочка»,   «Качалочка» , «Лодочка» и т.д.

  В конце занятия обязательно -релаксация. Чтобы дети смогли отдохнуть и набраться сил. Можно использовать приятную медитативную музыку .

2 БЛОК  Функциональный блок мозга является блоком приема, переработки и хранения исходящей извне информации.

 Работа соответствующих анализаторных систем позволяет нам видеть, слышать, а также запоминать и воспроизводить эту информацию, сопоставлять ее с предыдущим опытом.

Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария.

Комплексы нейропсихологичекого сопровождения 2-го блока мозга включают в себя:

дыхательные упражнения,

глазодвигательные упражнения

упражнения на развитие межполушарного взаимодействия ,развития мозолистого тела

Нейрогимнастика ( упражнения для рук и всех частей тела, синхронные, асинхронные, перекрёстные)

Упражнения для развития памяти, концентрации внимания, креативного мышления (упражнения и игры  с мячом, «хлопки», музыкально-ритмические упражнения и игры)

Игры на развитие креативного мышления («как можно использовать стеклянную банку». Нужно придумать как можно больше разных вариантов.

Игра «Найди 10 различий» по двум картинкам

Игра «Дудлы»

Нейропсихологические (сенсомоторные) двигательные и игровые упражнения решают следующие задачи:

Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.

Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только).

Формируется правильное взаимодействие рук и ног.

Развивается слуховое и зрительное внимание.

Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

Для результативности развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

Упражнения проводятся по 10-15 минут.

Упражнения проводятся ежедневно, без пропусков..

Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке.

От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.

Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Переходный возраст"

Подготовлена для родительского собрания. В статье отмечены особенности переходного возраста, даны советы по взаимодействию родителей и подростков....

Консультация для родителей II младшей группы.

«Роль книги в речевом развитии детей»...

Консультация для родителей

(вторая младшая группа) «Книжки для малышки"...

Консультация для родителей "Роль родителей дошкольников в обучении ПДД"

Данная разработка предназначна для родителей дошкольников. Целью консультации является желание повысить компетентность родителей в данном направлении, проявлять готовность к сотрудничеству с педагогам...

Консультация для родителей "««Что нужно знать родителям о безопасности жизнедеятельности ребенка»»

Вашему малышу скоро исполнится четыре года. В этом возрасте дети обладают естественным любопытством, у них - масса энергии и воображения, им надо непременно узнать всё, что их окружает.По мере того, к...

Консультация для родителей «Практические рекомендации родителям по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников»

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избег...

Консультация для родителей по теме: «Домашняя игротека» (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР). Рекомендации для родителей.

Консультация для родителейпо теме:«Домашняя игротека»(группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)Домашняя игротекаРаздел «Домашняя игротека» знакомит родите...