Статья "Представления о партнерстве студентов с разными акцентуациями характера"
статья на тему

Петронюк Инна Степановна

В статье представлены результаты исследования влияния акцентуаций характера на представления о выборе будущего партнера для супружеских отношений, проведенного на выборке студентов и курсантов. Полученные результаты свидетельствуют о существовании особенностей в выборе партнера студентами с разными типами акцентуации характера. Отмечен особый интерес к проблеме исследования в контексте роста дестабилизации современного общества и в первую очередь семьи, как фундамента  общества.

Ключевые слова: партнерские отношения, межличностная коммуникация, акцентуация характера, студенты, курсанты, выбор партнера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_petronyuk_i_s.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Петронюк Инна Степановна, канд.пед.наук, e-mail: pis25@mail.ru

Представления о партнерстве студентов с разными акцентуациями характера

Аннотация

В статье представлены результаты исследования влияния акцентуаций характера на представления о выборе будущего партнера для супружеских отношений, проведенного на выборке студентов и курсантов. Полученные результаты свидетельствуют о существовании особенностей в выборе партнера студентами с разными типами акцентуации характера. Отмечен особый интерес к проблеме исследования в контексте роста дестабилизации современного общества и в первую очередь семьи, как фундамента  общества.

Ключевые слова: партнерские отношения, межличностная коммуникация, акцентуация характера, студенты, курсанты, выбор партнера.

Современное общество отличается нестабильностью взаимоотношений. Человек живет и осуществляет свою деятельность в социуме. На протяжении жизни он испытывает необходимость в партнере (напарнике, соучастнике, сожителе, участнике в какой-либо совместной деятельности). Образовательный процесс не является исключением. И, как правило, слушатели и студенты выстраивают взаимоотношения со своими образовательными партнерами в соответствии с уже имеющимися у них в запасе моделями поведения. Основы представления о партнерских взаимоотношениях закладываются в семье. Партнёрство — признанный обществом социальный институт, в котором могут быть определены или узаконены отношения двух людей. На современном этапе особое внимание уделяется проблемам нестабильности и неблагополучия семьи и брака. Это стало привычной реальностью. Стабильность брака и степень удовлетворенности супружеской жизнью обусловлена тем, кого и как выбирают в качестве будущего супруга.

Браку и семье посвящено множество изданий и научных исследований, что свидетельствует об углубленном интересе человечества к  проблемам супружества. Ученые на протяжении многих лет пытались разобраться в том, каким образом люди выбирают брачного партнера. Одним из первых предпринял попытку объяснить механизм брачного выбора З. Фрейд. Однако до сих пор нет целостной научной теории выбора брачного партнера. В зарубежной психологии, в настоящее время, существует ряд теорий, получивших наибольшее распространение: теория комплементарных потребностей Р. Уинча, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «стимул–ценность–роль» Б. Мурстейна, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса. В отечественной психологии отдельные аспекты теоретического и прикладного исследования освещались в работах М. А. Абалакиной, Т. В. Андреевой, А. Н.Волковой, Л. Я.Гозмана, С. И. Голода С. Ю. Девятых, Е. М. Ермолаевой, В. И. Зацепина, Н. А. Каржаневич, Б. П. Красовского, В. А. Сысенко [1; 2; 4].

Выбор партнера по браку определяется огромным количеством самых различных факторов – внешней привлекательностью, социальным статусом, сходством интересов, ценностей, различными специфическими достоинствами будущего супруга(и). Далеко не второстепенную роль, среди добрачных факторов, влияющих на прочность брака, играют личностные особенности будущих супругов. Таким образом, можно предположить, что акцентуации характера будут оказывать влияние на представления о будущем брачном партнере. Акцентуации характера, черты своеобразия в характере человека, которые, не выходя за рамки психической нормы, могут при определенных условиях существенно влиять на его отношения с окружающими.

Понятие  «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард [3]. В настоящее время данная проблема представлена в работах Я. Г. Анапреенко, Е. А. Гайдукевич, А. Е. Личко, В. И. Моросановой, Э. Г. Эйдемиллера.

В нашем исследовании приняли участие более 100 студентов в возрасте от 19 до 25 лет, из них 40 студентов Фельдшерского колледжа Санкт-Петербурга и 60 курсантов Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы. Для диагностики акцентуаций характера у студентов мы использовали «Методику изучения акцентуаций личности», которая была разработана С. Шмишеком в 1970 г. на основе концепции акцентуированных личностей. К. Леонгарда. Она содержит 10 шкал: демонстративность, застревание, педантичность, возбудимость, гипертимность, дистимность, тревожность, экзальтированность, эмотивность и циклотимность.

Несмотря на концептуальное многообразие в трактовке понятия выбора брачного или любого другого партнера, конкретных методик для его измерения в контексте данной проблемы не достаточно. В отечественной научной литературе в основном встречаются такие методы диагностики различных аспектов добрачного периода как беседа, специальное интервью, анкетирование.

Для изучения представлений о будущем брачном партнере с учетом акцентуации его характера был использован модифицированный вариант методики аутоидентификации акцентуаций характера Э. Г. Эйдемиллера [5], которая представляет собой стимульный материал из 10 карточек, составленных на основе классификации акцентуаций К. Леонгарда. Данная классификация выбрана потому, что используемый в исследовании опросник Г. Шмишека для определения типа акцентуации также базируется на типологии, разработанной К. Леонгардом. Это существенно облегчает процедуру выявления взаимосвязи акцентуаций характера и выбора брачного партнера. Карточки содержат словесное описание конкретного типа акцентуации, закодированного буквами русского алфавита. Таким образом, в процессе проведения исследования испытуемым не сообщается, какому типу акцентуации соответствует содержание той или иной карточки. При выполнении данной методики испытуемому предлагается ознакомиться  с содержанием всех предложенных  десяти характеристик и проранжировать их, присваивая первый ранг тем характеристикам личности, наличие которых у предполагаемого брачного партнера наиболее предпочтительно для него. В результате испытуемый ставит на первые три места наиболее импонирующие ему характеристики личности возможных партнеров, из чего можно сделать вывод о представлениях о брачном партнере. Для дальнейшей, работы, полученные в результате ранговые показатели, были переведены в баллы. Данная модификация методики Э. Г. Эйдемиллера не нарушает процедуру исследования.

В результате исследования акцентуаций характера студентов были получены результаты, которые говорят о том, что у них наиболее выраженными являются гипертимная, экзальтированная, циклотимная,  и эмотивная акцентуации. Наиболее выраженными являются черты эмотивной, гипертимной, экзальтированной и циклотимной акцентуаций. Наименее выраженными являются черты дистимной акцентуации. С помощью непараметрического U-критерия Манна–Уитни нами выявлена статистическая достоверность различий между двумя выборками в типах акцентуаций. Значимые различия между выборкой студентов и курсантов проявляются в следующих акцентуированных чертах: дистимность, эмотивность. Следует также отметить, что дистимность более выражена у студентов, а эмотивность более выражена у курсантов.

В результате исследования представлений о брачном партнере студентов и курсантов были получены следующие результаты: студенты предпочли бы видеть в брачном партнере экзальтированные, эмотивные и циклотимные черты. Наименее привлекательными оказались застревающий и возбудимый типы акцентуаций. У курсантов предпочитаемыми оказались черты экзальтированного, гипертимного, эмотивного, циклотимного типов. Наименее привлекательными оказались черты застревающего и дистимного типов. Значимые различия между выборкой студентов и курсантов в представлениях о брачном партнере проявляются в следующих акцентуированных чертах – дистимности, гипертимности, тревожности. Следует также отметить, что наличие у брачного партнера черт дистимной и тревожной акцентуаций характера приветствуется в большей степени курсантами, а наличие черт гипертимности в большей степени импонирует студентам.

Для исследования взаимосвязи между акцентуациями характера и представлениями студентов о  брачном партнере был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Взаимосвязь между акцентуациями характера и представлениями о брачном партнере существует. Но связи, которые были выявлены у курсантов, отличаются от связей, выявленных у студентов. Статистически значимая положительная связь, полученная на выборке курсантов, свидетельствует о том, что общительные, склонные к демонстративному поведению (демонстративный тип) курсанты предпочли бы видеть в качестве спутника жизни человека общительного, самостоятельного  и энергичного (гипертимный тип). Связь между гипертимностью и желанием видеть в своем партнере черты этого типа, говорит о том, что общительные, активные, изобретательные, но в то же время легкомысленные люди предпочли бы видеть рядом с собой спутника с теми же характеристиками. Чувствительные, робкие, малообщительные (тревожный тип) студенты предпочли бы видеть в качестве предполагаемого супруга человека подверженного частым сменам настроения, но способного на глубокие постоянные чувства (циклотимный тип).

Статистически значимая отрицательная корреляция между циклотимностью и педантичность указывает на то, что студенты, которым свойственны частые периодические смены настроения и реакции раздражения на порицание со стороны окружающих, меньше всего хотели бы видеть в будущем супруге такие черты, как чрезвычайная требовательность к другим, отсутствие гибкости и склонность жестко реагировать на любое проявление нарушения порядка.

Статистически значимая положительная корреляция по выборке студентов получена между застревающей акцентуацией характера у опрошенных студентов и экзальтированной у предполагаемого брачного партнера, таким образом, можно сказать, что умеренно общительные, злопамятные, честолюбивые, самоуверенные люди предпочли бы видеть рядом с собой человека способного восхищаться, радостного, улыбчивого, обладающего хорошим вкусом, умеющего проявлять яркость и искренность чувств. Связь между дистимностью и застреванием, свидетельствует о том, что отличающиеся подавленностью настроения, слабостью волевых усилий, предпочитающий замкнутый образ жизни, но добросовестный, справедливый, тактичный человек предпочел бы видеть рядом с собой умеренно общительного, честолюбивого, самоуверенного, упорного в достижении цели спутника. Связь между застреванием и дистимностью говорит о том, что умеренно общительный, злопамятный, честолюбивый, самоуверенный, упорный в достижении цели человек хотел бы видеть рядом с собой добросовестного, справедливого, тактичного, хотя отличающегося подавленностью настроения,  слабостью волевых усилий, предпочитающего замкнутый образ жизни спутника. Общительные, самостоятельные  и энергичные (гипертимный тип) студенты предпочли бы видеть рядом супруга, который способен на глубокие постоянные чувства, но имеет склонность к частым периодическим сменам настроения и реакциям раздражения на порицание со стороны окружающих  (циклотимность). Связь между дистимностью и педантичностью свидетельствует о том, что отличающийся подавленностью настроения, слабостью волевых усилий, предпочитающий замкнутый образ жизни, но добросовестный, справедливый, тактичный человек предпочел бы видеть в предполагаемом брачном партнере такие черты как добросовестность, чрезвычайная требовательность к другим, отсутствие гибкости и склонность жестко реагировать на любое проявление нарушения порядка.

Статистически значимая отрицательная корреляция между застревающей акцентуацией характера у опрошенных студентов и демонстративной у предполагаемого брачного партнера указывает на то, что умеренно общительный, злопамятный, честолюбивый, самоуверенный, упорный в достижении цели человек меньше всего хотел бы видеть в своем спутнике жизни такие черты как общительность, склонность ко лжи и демонстративному поведению. Связь между застреванием и гипертимностью говорит о том, что умеренно общительные, злопамятные, честолюбивые, самоуверенные, упорные в достижении цели люди не склонны выбирать в спутники жизни общительных, активных, изобретательных, но в то же время легкомысленных партнеров. И напротив, студенты, обладающие гипертимными чертами не выбирают партнера с застревающим типом акцентуации. Связь между дистимностью и демонстративностью показывает, что отличающийся подавленностью настроения,  слабостью волевых усилий, предпочитающий замкнутый образ жизни, но добросовестный, справедливый, тактичный человек не хотел бы видеть рядом с собой общительного, склонного к демонстративному поведению спутника.

Полученные результаты свидетельствуют о существовании особенностей в выборе брачного партнера студентами, характерных для конкретного типа акцентуации характера.

В итоге проведенного исследования можно сделать выводы о том, что степень распространенности различных типов акцентуаций личности среди студентов и курсантов относительно одинакова. Однако, первое место по выраженности у курсантов занимает гипертимная, а у студентов эмотивная акцентуации личности. Наименее выражены у студентов обоих вузов черты дистимной акцентуации характера. Статистически значимые различия в акцентуациях характера проявляются в дистимном и эмотивном типах. Причем дистимность более выражена у курсантов, а эмотивность более выражена у студентов.

Представления о брачном партнере у участников исследования в основном схожа. Однако, курсанты на первое место ставят экзальтированные и эмотивные черты, а студенты – экзальтированные и гипертимные. Самым отвергаемым в двух выборках является застревающий тип акцентуаций личности. Статистически значимые различия в представлениях о брачном партнере у студентов проявляются в следующих акцентуированных чертах – дистимности, гипертимности, тревожности. Следует также отметить, что наличие у брачного партнера черт дистимной и тревожной акцентуаций характера приветствуется в большей степени курсантами, а наличие черт гипертимности в большей степени импонирует студентам.

Значимые корреляции акцентуаций личности студентов и их представлений о брачном партнере полностью различаются у представителей разных вузов.

Проблема исследования акцентуаций характера и представлений о брачном партнере у студентов имеет особую теоретическую и практическую значимость. Особый интерес проблема исследования имеет в контексте роста дестабилизации современной молодой семьи, которая является фундаментом любого общества. Результаты исследования могут быть использованы педагогами при организации психолого-просветительской работы с молодыми людьми. Полученные результаты могут учитываться в практике педагогического сопровождения учащихся, тьюторской работе, при оказании помощи молодым людям в решении проблем, возникающих при межличностном взаимодействии.

Список литературы

1. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учебное пособие / Т. В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 243 с.

2. Карлионова, Н. В. Акцентуации личности и выбор брачного партнера / Н. В. Карлионова // Психология личности: новые подходы в исследовании: Сборник научных статей; под общ. ред. С. Л. Богомаза. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2004. – С. 104-108.

3. Леонгард, К. Акцентуированные  личности / К Леонгард; пер. с нем. В. М. Лещинской. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 539 с.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /  Е. А. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред.  Е. Г. Силяевой;  – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 190 с.

5. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи /  Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Акцентуация характера у подростков

Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживания. Именно в подростковом возрасте чаще всего появляется а...

Коллективный социальный проект студентов классной группы «Хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство» "Мы разные, но мы вместе". Руководитель - преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Коллективный социальный проект студентов классной группы «Хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство» "Мы разные, но мы вместе". Руководитель  - преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкал...

Конспект урока литературы для студентов 1 курса СПО «Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа».

Конспект урока литературы для студентов 1 курса СПО «Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа» (в рамках изучения романа Ф.М. Достоевского "Преступле...

Психотипы личности и акцентуации характера

В данной статье представлена типология личности по А.П. Егидесу. Рассмотрены психотипы личности "в норме", а также описаны акцентуированные типы личности (подростки) с рекомендациями по рабо...

"Процедура оценивания студентов с разным уровнем обучаемости"

В статье представлены результаты исследования уровня обучаемсотистудентов колледка и предложены способы коррекции процедуры оценивания....

Учёт акцентуации характера личности студента в работе куратора

Акцентуация характера или акцентуация личности – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, особенность личности, которая определяет поведение и поступки, накладывает отпечаток на все сфе...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ ДОШКОЛЬНИКАМИ РАЗНЫХ ВОРАСТНЫХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Влияние художественной литературы на воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрыв...