"Процедура оценивания студентов с разным уровнем обучаемости"
статья

Потапова Мария Александровна

В статье представлены результаты исследования уровня обучаемсотистудентов колледка и предложены способы коррекции процедуры оценивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Процедура оценивания студентов с разным уровнем обучаемости.

В настоящее время в связи с актуализацией задачи обеспечения качества образования функция оценивания, в целом, и учебной деятельности студентов, в частности, начинает приобретать новые смыслы и помещаться в иные контексты. Прежде всего, изменяется понимание рамочной цели, которую обслуживает процедура оценивания.

Сегодня функция оценивания не сводится только к выявлению недостатков, а прежде всего, рассматривается как критический анализ образовательного процесса, предполагающий, прежде всего более точное определение направлений улучшения. Важно подчеркнуть, что речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Оценивание — это не фиксация итогов, а «точка» за которой следует новый виток развития, а стало быть, и повышение качества образования (или оценивание не столько «для фиксации», сколько «для улучшения»). Иными словами, «главная задача этой процедуры - улучшение качества работы преподавателя и через это достижение более широких целей - улучшение качества учебных программ, в которые вовлечены оцениваемые люди, и достижение нового качества работы всей организации в целом» [1].

Таким образом, оценивание начинает интерпретироваться как конструктивная обратная связь.

Обратная связь – это главный инструмент самопознания человека, формирования реалистичной системы представлений о себе.

К моменту обучения в колледже у студентов уже сложилось определенное отношение к своей учебной деятельности, которое они вполне в состоянии осознать и оценить как свою обучаемость.

Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению, к освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы. В психологии обучаемость трактуется с разных позиций, но общее в содержании этого понятия то, что это потенциальное свойство человека, которое проявляется в разных условиях его жизнедеятельности.

Одна из ведущих отечественных исследователей этой проблемы З.И. Калмыкова под обучаемостью понимает «...совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности» [3, с. 12]. В данном определении обучаемость связывается с продуктивностью, под которой понимается, прежде всего, качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатом труда. Продуктивность учебной деятельности может характеризоваться этими параметрами применительно к осваиваемым знаниям и формируемым обобщенным способом действий.

А.К. Маркова определяет обучаемость посредством терминов, обозначающих интеллектуальную деятельность, т.е. как «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития» [2, с. 74].

В отличие от школьной обучаемости, обучаемость в колледже основывается не только на интеллектуальных показателях, но и на показателях личностных. К таким критериям можно отнести:

  1. Скорость и прочность обучения;
  2. Тщательность и добросовестность;
  3. Мотивация к учебной деятельности;
  4. Регуляция учебной деятельности;
  5. Когнитивная организация;
  6. Общая самооценка обучаемости.

Чем ниже оценивает себя студент тем, более вероятно возникновение проблем с обучением связанным с «западающими» характеристиками.

Диагностика студентов показала следующие результаты их самооценки по данным критериям обучаемости (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты диагностики самооценки студентами обучаемости.

Как показали результаты диагностики, студенты испытывают трудности в скорости и прочности усвоения учебного материала, многие не владеют когнитивной организацией. Они не высоко оценили свою способность к тщательной и добросовестной учебной подготовке. Студентам сложно осуществлять саморегуляцию своей деятельности.

При этом по критерию общей самооценки обучаемости 45% студентов оценили свой уровень обучаемости как средний.

По данным результатам исследования были выявлены наиболее проблемные области обучаемости студентов и предложены способы коррекции процедуры оценивания (табл. 1).

Таблица 1. Способы коррекции процедуры оценивания в зависимости от выявленных проблем обучаемости.

Наиболее проблемные области обучаемости

Способы коррекции

  1. Пропущенные занятия студенты не могут восполнить сами.

Использование программы для студентов, дистанционных курсов, сопроводительных материалов, словесные очные формы взаимодействия.

  1. Несоблюдение сроков.

Точное определение сроков, с опорой на решение студента, которые соблюдает и преподаватель.

  1. Отсутствие профессиональной ориентации.

Отбор, индивидуальные консультации, подача материала через личностную значимость, личное взаимодействие преподавателя со студентом.

  1. Низкий уровень активности и ответственности.

Участие студентов в планировании, словесная поддержка, стимуляция, похвала, баллы за активность.

  1. Приступы «хронической» усталости.

Нормализация режима, без д/з, самостоятельная работа разбита на крупные временные сроки.

  1. Избегание трудностей.

Индивидуальные консультации, определение последовательности деятельности, начало выполнения на занятии, неотвратимость последствий.

  1. Неумение планировать, предвидеть последствия.

Совместный подсчет баллов, промежуточный контроль.

  1. Неудовлетворенность результатами.

Совместное обсуждение, комментирование, разбор, пометки.

  1. Отсутствие индивидуальности, шаблонность.

Коррекция шаблона, использование проективных методик, самоанализ, тренинги личностного роста.

  1. Отсутствие настойчивости.

Не отправлять на коррекцию больше одного раза, четко указывать, что нужно изменить, приводить примеры.

Важно понять, что обучаемость это – проблема соответствия индивидуальных особенностей учащегося предлагаемым стилю, темпу, требованиям, методам и формам. Зная субъективную картину обучаемости, у преподавателей появляется шанс повысить качество предлагаемых образовательных услуг.

Список литературы:

  1. Дрантусова Н.В., Князев Е.А. Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании // Университетское управление. 1999. № 1(8). С. 41-44.
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000.
  3. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогический контроль и оценивание студентов».

В  статье:  «Педагогический  контроль и оценивание студентов» говорится о том, что контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.Возникнув на з...

Портфолио студентов как инновационное средство оценивания уровня сформиро-ванности компетенций выпускников

Современный этап развития системы образования в России характеризуется необходимостью модернизации ее структуры и содержания на основе внедрения инновационных подходов к организации, управлению, содер...

Статья "Представления о партнерстве студентов с разными акцентуациями характера"

В статье представлены результаты исследования влияния акцентуаций характера на представления о выборе будущего партнера для супружеских отношений, проведенного на выборке студентов и курсантов. Получе...

ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматриваются следующие способы повышения мотивации на занятиях по иностранному языку у студентов СПО с низким уровнем языковой подготовки: решение ситуационных задач....

Задание разного уровня сложности по теме : «Системы уравнений в задачах на скорость».

Задание разного уровня сложности по теме : «Системы уравнений в задачах на скорость»....

Мониторинг уровней обучаемости, обученности и мотивации обучающихся

При организации образовательного процесса важное место занимает процесс диагностики и мониторинга таких  показателей, как уровни  обучаемости, обученности и мотивации обучающихся. Данная мет...

Организация работы по теме "Создание таблиц разного уровня сложности"

Практическое задание по созданию таблиц разного уровня сложности....