«Педагогический контроль и оценивание студентов».
статья по теме

Чудакова Валентина Дмитриевна

 

   В  статье:  «Педагогический  контроль и оценивание студентов» говорится о том, что контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.

Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками образовательного процесса. В статье описана история развития контроля и оценивания

знаний обучающихся. Подробно описаны какие функции выполняет контроль знаний.  Указаны основные моменты  обучающей, диагностической, развивающей, воспитывающей функций контроля.

Описаны  различные подходы к описанию целей и содержанию контроля.

Описывая, котроль и все, что с ним связано, в статье дается различие понятий оценки и отметки.

Для преподавателя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи в системе преподаватель – учащийся. Осуществляя обработку этой

информации, преподаватель выставляет учащемуся отметку, которая служит количественным выражением оценки. 

Описанная совокупность  методов контроля  и оценивания  позволяет получить достаточно точную и объективную картину состояния обучения учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Московский областной Государственный колледж технологий, экономики и предпринимательства

МОГКТЭП

           

        «Педагогический      контроль
           и оценивание студентов».

Преподаватель   математики  

 Чудакова

Валентина Дмитриевна

Лыткарино

    25.10. 2012г.

«Все люди одинаково успешно
могут овладеть любыми областями
знаний. Дело не в способностях, а в
организации процесса обучения»

Сеймур Пейперт

Педагогический      контроль
           и оценивание студентов

          Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность  учебно-воспитательного процесса и качество подготовки специалиста.

Проверка знаний учащихся должна давать сведения о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, соответствует ли форма действий данному этапу усвоения.

Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.

          Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

         Проблема контроля за учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разнообразен. Контролирование, оценивание знаний и умений учащихся  -  очень древние компоненты педагогической технологии.

 Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками образовательного процесса.  По сей день идут  споры о смысле оценивания. Как и сотни лет назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества – категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы  обучения.

Еще Ян Амос  Коменский отметил противоречивый характер оценки, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемым пронизывает все  его работы.
           Первая балльная система оценок возникла в средневековых школах Германии. Каждый балл обозначал разряд ученика по успеваемости среди других учащихся (1-й – лучший,  2-й – средний, 3-й – худший). Позже средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, дополнительно разделили еще на три класса, в результате чего получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовали наши отечественные педагоги.
          К.Д.Ушинский строго критиковал современные ему формы контроля. Характеризуя его недостатки,  он подчеркивал прежде всего то, что существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащихся. Обычно учитель спрашивает одного или нескольких учащихся, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. Они напрасно теряют время, сжигают силы, волнуясь в ожидании. Естественно, в такой обстановке ученик не способен проявлять любознательность, инициативу.
         В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучаемому.
          Но попытки изменить подходы к школьному контролю, принимаемые в прошлом, ничего не дали, поскольку почти все предложения и нововведения группировались вокруг одного вопроса – использовать ли  оценки в обучении, или обходиться без них.

 В мае 1918 г. постановлением народного Комиссариата «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы и экзамены, внедрены более простые формы учета и контролирования успеваемости учащихся. С этой целью, в частности, практиковались особые тетради учета, фамилии лучших и худших учащихся записывались на так называемых «красных» и «черных» досках. Внедрялось «социалистическое соревнование» и т.д.
В результате в те годы вместо контроля успеваемости, проводимого учителем, получили широкое распространение различные формы самоучета.
           Система учета знаний по бригадно-лабораторному методу, некритически перенесенному из буржуазной школы (учитывалась работа бригады всей в целом), приводила к обезличке учета успеваемости, а в конечном итоге – к снижению качества обучения.
          25 августа 1932г Центральный Комитет партии подверг острой критике такую организацию работы в образовании.  И дал указания, направленные на перестройку учебно-воспитательной работы.  В постановлении ЦК ВКП (б)  «Об учебных программах …» подчеркивалось, что в «в основу учета учебной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся» и что преподаватель должен в процессе учебной работы внимательно изучать каждого ученика.
          В последующие годы была проведена большая работа по созданию строгой и упорядоченной системы учета успеваемости, сложилась система методов проверки и оценки знаний, умений и навыков.
         Сначала  (в 1935 году)появилась  дифференцированная пятибалльная система оценок через словесные отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо»).  Потом  (  в 1944 году) словесные отметки были заменены цифровой пятибалльной системой оценок, которой до сих пор пользуются во многих учебных заведениях.

Говоря о  педагогическом контроле, об оценивании знаний и умений учащихся, необходимо отметить цели контроля и оценивания. Основная    цель    контроля   знаний  и   умений  состоит  в  обнаружении

достижений,   успехов    учащихся,  в  указании   путей    совершенствования,

углубления    знаний,    умений,   с    тем,  чтобы    создавались   условия   для

последующего включения студентов в активную творческую деятельность.

Эта    цель   в   первую   очередь  связана   с определением качества усвоения

учащимися учебного  материала – уровня  овладения  знаниями, умениями  и

навыками,      предусмотренных      программой     по    предмету.   Во-вторых,

конкретизация   основной   цели   контроля   связана  с  обучением студентов

приемам  взаимоконтроля   и  самоконтроля, формированием  потребности  в

самоконтроле    и    взаимоконтроле.    В-третьих,   эта    цель     предполагает 

воспитание   у   учащихся  таких  качеств  личности,  как  ответственность  за

выполненную работу, проявление инициативы.

    Далее нужно сказать о том, что контроль выполняет следующие функции:

     Контролирующую

     Обучающую

     Диагностическую

     Прогностическую

     Развивающую

     Ориентирующую

     Воспитывающую

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

          При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

          Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

          Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

          Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

          Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала ( раздела, темы ).

          Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности.

          Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

          Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

          Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

          Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

          Воспитывающая функция контроля состоит  в воспитании  у  учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Проверка побуждает студентов более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.         

Типы, виды, формы и методы контроля знаний 

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие  три типа контроля:

Внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося)

Взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища)

Самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью)

 Внешний контроль

      В процессе контроля преподавателем знаний и умений учащихся выделяют следующие компоненты:

1.   Уточнение целей изучения данного  учебного материала и установление конкретного содержания контроля.

2.   Оценка результатов учебной деятельности учащихся.

3.   Выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих поставленным целям.

Содержание контроля

          Установление содержания контроля зависит от целей изучения данного  учебного материала. Существуют различные подходы к описанию целей и содержанию контроля.

Первый подход связан с указанием тех качеств, которые должны быть присущи сформированным в результате обучения знаниям и умениям учащихся: полноте, глубине, обобщенности, осознанности.

Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим им видам деятельности.

Выделяют следующие уровни усвоения материала: узнавание, запоминание, воспроизведение.

    Оценка и отметка знаний учащихся

          Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.

Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.

Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.

          Для преподавателя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи в системе преподаватель – учащийся. Осуществляя обработку этой информации, преподаватель выставляет учащемуся отметку, которая служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося.

          Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она является характеристикой результатов учебной деятельности учащегося, дает представление о состоянии его знаний и умений и степени их соответствия требованиям контроля, осведомляет учащегося о том, какого мнения о нем преподаватель. Все это корректирует самооценку учащегося.

     Взаимный контроль

          Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности студентов трудно переоценить.

          Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает преподавателю осуществить проверку знаний учащихся.          Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности студентов, их взаимоотношение с товарищами.

     Самоконтроль

         Для формирования умений контролировать себя необходимо показывать и учить приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы.

         А также  формировать у обучающихся  критического отношения к результатам своей работы, требовательности к себе.

        Постоянного внимания преподавателя требует и проблема воспитания у учащихся веры в свои способности. Известно, что многие учащиеся боятся приступать к решению проблемных вопросов, процесс решения которых им неизвестен.  Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. Выход здесь только один – прививать учащимся умения и навыки самоконтроля. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом учащиеся фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.

       

Формы контроля

          Учебные планы и программы средних специальных учебных заведений предусматривают такие формы организации контроля знаний и умений учащихся, как обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защиту курсовых и дипломных проектов (работ), семестровые, а также государственные экзамены.

                  

Контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения тем или узловых вопросов, особо значимых для усвоения других учебных предметов, важных для овладения приобретаемой специальностью, наиболее сложных для понимания учащихся.

Виды контрольных работ могут быть следующими:

теоретические, позволяющие проверить усвоение учащимися основных теоретических понятий, закономерностей, умение выделять характерные признаки, особенности процессов и явлений;

 практические, с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач;

 комплексные, содержащие задания как теоретического, так и практического характера.

Зачет как итоговая форма контроля применяется главным образом в период производственной практики. По результатам учебной, производственной технологической и производственной преддипломной практики учащиеся получают зачет с дифференцированной оценкой.

          Зачет служит также одной из форм контроля за выполнение лабораторных и практических работ, предусмотренных учебным планом и программами.

Квалификационные испытания предусматриваются только учебными планами по      профессиональным специальностям. Основное направление квалификационных испытаний заключается в проверке сформированности знаний, умений и навыков по профессии, установленной учебным планом специальности. Проводятся квалификационные испытания после завершения профессиональной учебной практики.

Курсовое и дипломное проектирование наряду с обучающей функцией выполняет в учебном процессе и функцию контроля, является важнейшей формой проверки овладения учащимися теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.

          Дипломное проектирование, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечивает наиболее глубокую и системную проверку подготовленности учащихся к профессиональной деятельности.

Ведущими, наиболее значительными формами контроля являются Семестровые экзамены. В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности учащихся по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированности знаний и умений.

Государственные экзамены – заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с характером профессиональной деятельности.

  Виды контроля

Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный, (периодический)  и итоговый.

Текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала,

рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела);

с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта ).

Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебный процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях учащихся.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является

  1. стимуляция регулярной, напряженной деятельности;
  2. определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Текущий контроль осуществляется во всех формах обучения. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым.

При организации текущего контроля необходимо добиться сознательного, а не формального, механического усвоения учащимися учебного материала.

Текущий контроль должен занимать небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации.

Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого учащегося. В этом случае учащиеся перестают регулярно готовится к занятиям, а следовательно, и систематически закреплять пройденный материал.

Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.

Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. При этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы курса и от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического (рубежного) контроля обобщается и усваивается целый раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами.

Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.

Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.

Итоговый контроль осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях, государственных экзаменах, защите дипломного проекта. Методы контроля

Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоения учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.

В средних специальных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль и др.

Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и преподавателем, на основании которой  устанавливается, как учащиеся  воспринимают и усваивают учебный материал. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

 Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала.

Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.

Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос.

  1. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы.
  2. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии.
  3. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению.

Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов:

  1. на установление последовательности действия, процесса, способа ( “Что произойдет…”, “Как изменится…”);
  2. на сравнение (“ В чем сходство и различие…” , “Чем отличается…”);
  3. на объяснение причины (“Почему…”, “Для чего…”);
  4. на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов явлений (“Укажите важные свойства…”, “В каких случаях…”, “Какие условия необходимы…”);
  5.  на установление знания того или иного явления, процесса (“Какое значение имеет…”, “Какое влияние оказывает…”);
  6. на объяснение (“Чем объяснить…”, “Как обосновать…”).

 Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося. Однородность работ, выполняемых учащимися, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым.

  1. Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе ( выполнение домашних заданий).

Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: диктанты ( технологические и др.), сочинения, ответы на вопросы, решения задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов.

  1. По продолжительности письменные контрольные работы могут быть кратковременными ( 7-15 мин.), когда проверяется усвоение небольшого объема учебного материала, и более длительными, но не свыше одного академического часа.
  2. Для обеспечения большей самостоятельности в выполнении контрольных работ рекомендуется предлагать группе несколько вариантов проверочных заданий. При этом трудность контрольных вопросов и задач для всех вариантов должна быть одинакова. В отдельных случаях полезно давать индивидуальные задания.

После проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки. При большом количестве однотипных ошибок, свидетельствующих о недостаточном усвоении многими учащимися того или иного раздела (темы), на занятии следует провести разбор плохо усвоенного материала. Однако анализ не должен ограничиваться только рассмотрением ошибок.

Рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют систематизировать знания учащихся, проверить умение раскрыть тему, но играют особую роль в формировании мировоззрения. В процессе подготовки реферата учащийся мобилизирует и актуализирует имеющиеся знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со своим жизненным опытом, четко выясняет свою жизненную позицию. При проверке этих работ обращает внимание на соответствие работы теме, полноту раскрытия темы, последовательность изложения, самостоятельность суждений.

Наряду с аудиторными письменными работами используют и домашние контрольные работы, над которыми учащиеся работают несколько дней (10-15), так как по содержанию они обычно охватывают большой раздел учебной программы. Выполнение их требует серьезной самостоятельной работы с книгой и другими материалами.

За последние годы значительно активизировалась работа по совершенствованию методов и средств контроля. Поиски нового привели к применению во многих учебных заведениях тестового контроля усвоения, а также опроса с помощью контролирующих устройств и комплексов, позволяющих иметь регулярную «обратную связь» от обучаемых к обучающему.

В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов учащихся на различные вопросы, записанные на специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверить двумя способами: с помощью машинного и безмашинного контроля.

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех учащихся. Основной недостаток этого контроля - –ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность учащихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.

Тестовый контроль в силу своей ограниченности не позволяет проверить развернутый смысловой ответ, характеризующий продуктивную творческую деятельность учащегося, уровень его развития, логику профессионального мышления. Поэтому применять этот метод следует в органическом единстве с устной, письменной и практической проверкой знаний, умений и навыков.

 Совокупность названных методов контроля позволяет получить достаточно точную и объективную картину состояния обучения учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронное портфолио студента как один из инструментариев оценивания формируемых компетенций»

В презентации описывается значимость электронного портфолио студента при оценивании формирующих компетенций,виды и структура ....

Техника и методика оценивания знаний студентов при изучении клинических дисциплин

Презентация доклада на методическом совете об оценке знаний студенов (5 балльная система)...

Портфолио студентов как инновационное средство оценивания уровня сформиро-ванности компетенций выпускников

Современный этап развития системы образования в России характеризуется необходимостью модернизации ее структуры и содержания на основе внедрения инновационных подходов к организации, управлению, содер...

Портфолио достижений студентов колледжа как эффективное средство оценивания компетенций

В современном мире портфолио становится важным инструментом образовательных достижений, при этом мы сами его составляем, анализируем, формулируем самооценку и устанавливаем цели для будущего развития....

Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов

В статье описывается опыт использования балльно-рейтинговой системы оценивание учебных достижений студентов. Определены цели  БРС, ее преимущества и недостатки. К статье прилагается презентация....

Балльно - рейтинговая система оценивания знаний и умений студентов.

Изменения учебных программ предусматривает разработку оценивания деятельности студентов.  Бально-рейтинговая система позволяет студенту проявлять инициативу, творчески подходить к выполнени...

"Процедура оценивания студентов с разным уровнем обучаемости"

В статье представлены результаты исследования уровня обучаемсотистудентов колледка и предложены способы коррекции процедуры оценивания....


 

Комментарии

Чудакова Валентина Дмитриевна

В статье: «Педагогический контроль и оценивание студентов» говорится о том, что контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.

Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками образовательного процесса. В статье описана история развития контроля и оценивания

знаний обучающихся. Подробно описаны какие функции выполняет контроль знаний. Указаны основные моменты обучающей, диагностической, развивающей, воспитывающей функций контроля.

Описаны различные подходы к описанию целей и содержанию контроля.

Описывая, котроль и все, что с ним связано, в статье дается различие понятий оценки и отметки.

Для преподавателя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи в системе преподаватель – учащийся. Осуществляя обработку этой

информации, преподаватель выставляет учащемуся отметку, которая служит количественным выражением оценки.

Описанная совокупность методов контроля и оценивания позволяет получить достаточно точную и объективную картину состояния обучения учащихся.