Портфолио достижений студентов колледжа как эффективное средство оценивания компетенций
статья на тему

Бахвалова Людмила Николаевна

В современном мире портфолио становится важным инструментом образовательных достижений, при этом мы сами его составляем, анализируем, формулируем самооценку и устанавливаем цели для будущего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_portfolio.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио достижений студентов колледжа как эффективное средство оценивания компетенций

Бахвалова Л.Н.

В современном мире портфолио становится важным инструментом образовательных достижений, при этом мы сами его составляем, анализируем, формулируем самооценку и устанавливаем цели для будущего развития.

В развитых странах портфолио является технологией аутентичного оценивания образовательной и профессиональной деятельности. Портфолио – это индивидуальная, персонально подобранная совокупность разноплановых материалов, которые, с одной стороны, представляют образовательные результаты, а с другой стороны, содержат информацию об индивидуальной образовательной траектории, т.е. процессе обучения, при котором обучаемый может эффективно анализировать и планировать свою образовательную деятельность. Технология портфолио как оценочного средства – это система организации оценивания преподавателями успехов студента, трудностей, с которыми он сталкивается, и путей их преодоления. При этом особая роль отводится самооценке. Можно утверждать, что портфолио является также инструментом самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента.

В широком смысле слова портфолио – это метод фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента за период его обучения. Метод портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, где он относится к разряду аутентичных индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания и самооценивания.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений. Портфолио направлено на оценивание компетенций студента, т.е. на оценивание его комплексной подготовки к профессиональной деятельности.

В наиболее общем понимании, портфолио представляет собой форму и процесс организации (сбор, анализ и оценка) образцов и результатов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от однокурсников, педагогов, олимпиад, конкурсов, тестовых центров, общественных организаций и научных сообществ и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня подготовки и компетентности данного студента с возможностью дальнейшей коррекции процесса обучения.

Из всего многообразия сущностных характеристик портфолио выделим его основные смысловые показатели.

Портфолио позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые студентами в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи, а не только является современной эффективной формой оценивания. К этим задачам можно отнести:

  • поддержка высокой учебной мотивации студентов;
  • повышение активности и самостоятельности студентов;
  • расширение возможности обучения и самообучения;
  • развитие  навыков рефлексивной (самооценочной) деятельности студентов.

Для образовательного учреждения СПО введение портфолио может повысить образовательную активность студентов, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Стратегические цели портфолио:

  1. показать все, на что студент способен, продемонстрировать его наиболее сильные стороны, максимально раскрыть его(её) человеческий, профессиональный, творческий потенциал;
  2. привить студенту навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, а такжепозитивному и конструктивному отношению к сторонней критике;
  3. сформировать у студента навыки самосознания и адекватной самооценки своих результатов, понимания их динамики.

Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

Формирование портфолио студент осуществляет самостоятельно. На титульном листе студент записывает (печатает) общие сведения о себе.

В 1 раздел  заносится информация о результатах, подтверждающих развитие общих компетенций и помещаются все имеющиеся у обучающегося документы (фото и видео-материалы, подтверждающие участие обучающегося в волонтерском движении, благотворительных акциях, социальных проектах,  спортивных соревнованиях и т.д. и факты общественного признания деятельности (отзывы, благодарности).

Во 2раздел  заносится информация о результатах, подтверждающих развитие профессиональных компетенций студентов по каждому профессиональному модулю. Помещаются отчеты по учебной и производственной практике, дневник практики, отзывы, характеристики руководителей практики; документы, подтверждающие участие студента в разработке и реализации совместных проектов, мероприятий с предприятиями, фото и видео-материалы, свидетельствующие о профессиональной деятельности.

В соответствующие таблицы вносится информация, подтверждающая освоение дополнительных образовательных программ, участие в других видах деятельности, а также документы (копии), свидетельствующие об  индивидуальных достижениях в различных видах деятельности (дипломы, грамоты, благодарственные письма об участии в олимпиадах различного уровня,  фестивалях, конкурсах профессионального мастерства, выставках, смотрах), а так же помещаются тексты и презентации докладов и сообщений научно-практических конференций разного уровня, проекты, выполненные индивидуально или в соавторстве, представленные на конкурсах (мероприятиях) разного уровня, публикации, творческие отчеты.

Каждое свое достижение студент фиксирует в таблице, там же проставляет соответствующий балл.После каждой таблицы вкладываются документы, подтверждающие уровень или факт достижения.

По завершении изучения каждого профессионального модуля студент подсчитывает общую сумму баллов и заносит ее в итоговую таблицу. Полученное количество баллов студент озвучивает при защите Портфолио на экзамене квалификационном, портфолио так же предоставляется. После освоения всех профессиональных модулей и прохождении преддипломной практики студент составляет резюме, используя все содержание собственного  Портфолио. Грамотно составленное студентом-выпускником резюме способствует эффективному поиску работы, продолжению образования и др.

Таким образом, Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронное портфолио студента как один из инструментариев оценивания формируемых компетенций»

В презентации описывается значимость электронного портфолио студента при оценивании формирующих компетенций,виды и структура ....

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Концепция федерального государственного образовательного стандарта предполагает реализацию целей формирования целостной личности осуществлять в рамках компетентностного подхода. Главная задача пр...

Портфолио студентов как инновационное средство оценивания уровня сформиро-ванности компетенций выпускников

Современный этап развития системы образования в России характеризуется необходимостью модернизации ее структуры и содержания на основе внедрения инновационных подходов к организации, управлению, содер...

Опыт критериального оценивания индивидуальных достижений студентов СПб ГБПОУ "Колледж кулинарного мастерства"

В соответствии с ФГОС СПО - основным результатом профессиональной школы должна стать сформированность у выпускников колледжей общих и профессиональных компетенций.Сейчас важно не просто повышать урове...

Компетентностно-ориентированные задания для текущего и промежуточного контроля успеваемости по астрономии как эффективное средство профессиональной подготовки студентов колледжа.

Важнейшим требованием современного общества к подготовке высоко квалифицированных выпускников и рабочих кадров является формирование у них широкого научного мировоззрения, основанного на прочных знани...

Портфолио достижений студентов специальности 43.02.11 Гостиничный сервис, как одно из важнейших условий при работе по ФГОС СПО третьего поколения

Портфолио достижений студентов специальности 43.02.11 Гостиничный сервис, как одно из важнейших условий при работе по ФГОС СПО третьего поколения...

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯСФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙУ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА...