ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
методическая разработка

Куликова Алла Вячеславовна

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА


Процессы модернизации профессионального образования направлены на созидание и развитие социально-экономической и
культурной жизни общества. Сегодня назрела необходимость
изменений в характере социальных требований к образованию,
ориентации на формирование творческой, инициативной, ответственной, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности личности, отличающейся высокой конкурентоспособностью и ролевой
мобильностью.
Целевая направленность современного образования связывается с формированием у обучающихся ключевых и профессиональных компетенций выпускника. Обучение, основанное на
компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ и ориентировано на активность обучающегося, который сам осваивает знания и умения в их целостности,
взяв на себя управление собственным обучением. При этом методы оценки направлены на измерение освоенных целостных
компетенций, а не отдельных знаний и умений.
В чем заключаются особенности оценивания сформированности компетенций в профшколе?
По мнению некоторых ученых, изменения в системе оценивания учебных результатов – главное отличие компетентностного
подхода от традиционного некомпетентностного.
В чем сущность этого отличия?
1. Объект оценивания.
В условиях традиционного подхода оцениваются предметные знания и умения, которые являются самодостаточными объектами оценивания.
Компетентностный подход требует оценивания более сложных,
«не видимых глазу» результатов-компетенций. Причем знания и
умения выступают при этом как показатели компетенций: «смог»
или «не смог» студент решить поставленную перед ним задачу.
2. Субъект оценивания.
В традиционном случае субъектом оценивания выступает
преподаватель или мастер производственного обучения. В условиях компетентностного подхода субъектом выступает сам учащийся.
Способность человека к самооценке в определенной области
– это необходимое условие и признак компетентности в данной
области. Студент, не способный оценить свои знания и умения в той
или иной области либо оценивающий их необъективно (завышающий или занижающий оценку), не может считаться компетентным в данной области. Поэтому перед учебным заведением
стоит задача: обучить учащихся навыкам коллективной и индивидуальной оценке.
3. Критерии оценивания.
Традиционное оценивание строится на основе одного из
двух подходов: субъективной оценки преподавателем качества
ответа или выполненной работы студента либо механической
количественной процедуры (например, тесты ЕГЭ), где оценка
определяется через количество допущенных ошибок.
В условиях компетентностного подхода эти варианты не годятся. Необходим набор объективных и качественных критериев.
Критерии – это объективные показатели выраженности оцениваемого параметра: знаний, умений, компетенций, которые
выделяются путем наблюдения за ходом выполнения задания
или путем анализа представленного результата.
Таким образом, оценка при модульном обучении, основанном на компетенциях, предполагает индивидуальный подход к
оцениванию подготовленности обучающегося по критериям соответствия задаче модуля и освоенным компетенциям.
Каковы же признаки качественной оценки компетенций?
Во-первых, это обоснованность. Всем лицам, проводящим
оценку, необходимо руководствоваться одинаковыми критериями и оценивать только ту деятельность или компетентность,
которая является целью обучения.
Во-вторых, доступность и достоверность. Необходимо создать студентам одинаковые условия для оценки (доступ к информационным источникам). Оценивающий должен убедиться,
что результат достигнут именно конкретным студентом, который умеет использовать свои знания в определенной ситуации
трудовой деятельности.
В-третьих, применимость, когда методы оценки соответствуют имеющимся ресурсам.
В-четвертых, гибкость – оценка проводится тогда, когда
учащийся готов продемонстрировать освоенные компетенции.
При выполнении этих условий оценка становится фактором мотивации и поощрения обучающихся за достигнутые результаты.
Каковы методы оценки, используемые при модульном обучении, основанном на компетенциях?
К данным методам и способам оценки относятся:
- задания;
- экзамен (беседа, собеседование, тестирование, интервью);
- сбор образцов деятельности обучающихся, демонстрирующих освоение ими требуемых компетенций;
- портфолио практического обучения учащегося;
- журналы/дневники обучающихся;
- индивидуальные и групповые проекты;
- практические задания по демонстрации умений и т. д.
Остановимся более подробно на некоторых из них.
Задание: это упражнение, которое необходимо выполнить по заданным параметрам.
Каждое задание содержит условие или описание и время,
отводимое на выполнение задания. задания могут быть устными или представлять собой анализ конкретных ситуаций из
практики.
Экзамен: средство оценки способности обучающегося воспроизводить и применять умения, знания и понимание в ситуации ограниченного времени и четко заданных условиях.
Экзамены могут быть практическими, теоретическими,
устными, в форме интервью, в форме аудирования, проводится
в устной и письменной форме.
Сбор образцов деятельности обучающихся: сбор образцов собственной деятельности обучающимися за определенный
период, демонстрирующий освоение ими требуемых компетенций. Образцы создаются в различной обстановке и форме
(в трудовой ситуации, на производственном обучении, в домашних условиях, во время ролевой игры) в соответствии с указанием преподавателя или мастера производственного обучения.
Портфолио практического обучения учащегося. Ценность портфолио практического обучения отражается на уровне достижений учащимися и в динамике становления умений, в выявлении сильных и слабых сторон  учащегося, в возрастании уровня сложности осваиваемых операций, технологических циклов, трудовых процессов, в спектре планируемых и
выполненных упражнений и работ.
Работа выполняется самими учащимися, например, в форме ведения «Листов сопровождения практического обучения».
Она формирует необходимые для выпускника качества и умения: самоконтроль, самооценку, рефлексию профессиональной деятельности, критичность мышления, ответственность.
Журналы/ дневники обучающихся:
Студенты ведут личные журналы/ дневники/ тетради лабораторных работ, в которых описывают свой личный опыт обучения.
Во время прохождения производственной практики студенты ведут дневник производственного обучения, в котором делают записи выполняемых ими работ, норм времени, овладение определенными умениями и т. д.
Проект: вид самостоятельной творческой работы студента (может быть индивидуальный или групповой, согласно заданию). В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого студента как индивида и как члена проектной группы.
Проекты выполняются по заданию преподавателя или мастера производственного обучения. В задании указывается
время выполнения работы. В групповых проектах учитывается и оценивается вклад каждого участника проектной деятельности. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности:
проблемная ситуация –поиск способов разрешения проблемы – решение.
Практика показывает, что использование в учебной деятельности перечисленных методов и способов оценки повышает эффективность обучения, которое осуществляется более
осознанно.
Литература
1. Буянова Н. В., Михайлов Н. Н. Образовательные технологии в профшколе// Инновации в профессиональной школе. М.:
НИИРПО, 2008.
2. Маскин В. В., Петренко А. А., Меркулова Т. К. Алгоритм
перехода образовательного учреждения к компетентностному
подходу: практ. пособие. М.: АРКТИ, 2008.
3. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на
компетенциях: учеб. пособие. М.: Альфа–М, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронное портфолио студента как один из инструментариев оценивания формируемых компетенций»

В презентации описывается значимость электронного портфолио студента при оценивании формирующих компетенций,виды и структура ....

Оценка показателей сформированности компетенций

Общие и профессиональные компетенции  рассматриваются – как результат образовательного процесса. Их сформированность определяет качество образовательных технологий применяемых при обучении.Заинте...

Оценивание сформированности ПК и ОК обучающихся в ходе проектной деятельности

Оценивание сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся осуществляется в процессе проектной деятельности и защиты проектов, охватывающих базовое содержание учебных дисциплин и вкл...

Особенности преподавания клинических дисциплин в медицинском колледже и формирование компетенций.

В данной статье я поделилась педагогическим опытом. Надеюсь, что это пригодиться моим коллегам....

Портфолио достижений студентов колледжа как эффективное средство оценивания компетенций

В современном мире портфолио становится важным инструментом образовательных достижений, при этом мы сами его составляем, анализируем, формулируем самооценку и устанавливаем цели для будущего развития....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В статье рассматриваются возможности рганизации научно-исследовательской работы студентов через их участие в предметных олимпиадах....

выступление на педагогической конференции «Создание условий формирования ОК и ПК в рамках ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий по специальности 34.02.01. Сестринское дело и особенности сформированности компетенций.

ОК И ПК можно сформировать и проверить у обучающихся на : уроке, практическом занятии, учебной и производственной практике и на защите выпускной квалификационной работе.Решая разные игровые зада...