Оценивание сформированности ПК и ОК обучающихся в ходе проектной деятельности
методическая разработка на тему

Масько Татьяна Ивановна

Оценивание сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся осуществляется в процессе проектной деятельности и защиты проектов, охватывающих базовое содержание учебных дисциплин и включающих решение реальных жизненных проблем. Степень реализации индивидульной образовательной траектории, проявление прогресса в обучении, развитии личности и социализация обучающегося, стиль получения знаний, способность к рефлексии оцениваются при помощи оценки и самооценки  учебных проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Масько Т.И., преподаватель ГАПОУ АО СТСИ

ОЦЕНИВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПК И ОК ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внедрение ФГОС третьего поколения в рамках модернизации образования предъявляет ряд требований:

- научить обучающихся учиться;

- научить добывать знания самостоятельно;

- научить работать с информацией;

- научить пользоваться полученными знаниями в нестандартной ситуации.

За каждым пунктом со словом «научить» подразумевается, что следует и оценить действия.

Проектное обучение способствует развитию профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций (ОК) обучающихся, развивает интерес к учебной дисциплине и выбранной профессии. Оценивание  проектной деятельности обучающихся активизирует познавательный интерес, способствует повышению самооценки, вселяет уверенность.

  Цель оценивания проектной деятельности – выявление  уровня  соответствия учебного проекта  решению проблемы, обозначенной в основополагающем вопросе на основе обеспечения взаимосвязи и сопоставимости  между результатами освоения ОК и ПК.

Задачи оценивания проектной деятельности:  

-  стимулировать развитие познавательного интереса и поисково-исследовательской деятельности обучающихся;

- способствовать организации  объективной оценки каждого проекта.

Продукт проектной деятельности  еще не дает полной и объективной картины процесса проектирования и исполнения. Ограничиваясь оценкой продукта можно легко  упустить из виду процесс.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 Функция оценивания  в проектной деятельности не сводится только к выявлению недостатков, а рассматривается как анализ образовательного процесса. Оценка должна проводиться как целенаправленный упорядоченный процесс определения необходимого уровня компетенций, результаты оценки выражаться количественно, независимо от того, насколько просто или сложно компетенции поддаются оцениванию.

Оценка проектной деятельности обучающихся  должна отличаться от оценки контроля овладения ОК и ПК приобретаемых при освоении конкретных тем дисциплины.

Ключевыми ценностями оценивания проектной деятельности обучающихся являются:

- валидность, объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;

- надежность, использование единообразных критериев для оценивания проектов;

- справедливость, обучающиеся должны иметь равные возможности добиться успеха;

- развивающий характер, фиксировать, что могут обучающиеся, и как им улучшить свои результаты;

- своевременность, поддерживающая развивающую обратную связь.

Оценивание сформированности ПК и ОК обучающихся в ходе проектной деятельности должно обеспечивать достоверность и сопоставимость оценок, при этом принимая во внимание ряд факторов:

- взаимосвязь между результатами образования и компетенциями;

- формирование и развитие компетенций через усвоение содержания учебных дисциплин;

- необходимость оценивания компетенций в условиях максимального приближения к будущей профессиональной деятельности;

- использование индивидуальных и групповых оценок, а также взаимооценки: рецензирование работ друг друга; оппонирование проектов;

- анализ достижений по итогам оценивания с выделением как положительных, так и отрицательных индивидуальных и групповых результатов, обозначая пути дальнейшего развития.

Оценка уровня общих компетенций предусматривает выявление наиболее важных качеств, необходимых для дальнейшей учебы:

- умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники;

- способность работать с разными видами информации: схемами, диаграммами, графиками, текстами, таблицами и т.д., критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

- умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты, уметь выслушивать оппонента, уважая его мнение, доказывать свою точку зрения.

Оценка уровня профессиональных компетенций предполагает выявление качеств необходимых  в будущей профессиональной деятельности и способствует развитию ПК:

по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям):

ПК 1.1 Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.

ПК 1.2 Изготавливать приспособления для сборки и ремонта.

ПК 2.1 Принимать в эксплуатацию оборудование и включать его в работу.

ПК 2.2 Производить испытания и пробный пуск машин, под наблюдением инженерно-технического персонала

По профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин:

ПК 1.3 Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты и узлы строительных машин.

ПК 2.3 Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей.

При оценивании проекта учитываются:

- ошибки в речи,

- логичность и аргументированность,

- соответствие проекта целям, теме и задачам,

- качество представленной информации.

Существует множество форм оценивания проектов: индивидуальная; групповая, взаимооценка, самооценка, рецензирование и оппонирование.

При использовании одной из форм объективности достигнуть сложно. Объективность оценивания будет полной при условии учёта трёх составляющих критериев оценивания:

- оценка преподавателя,

- оценка обучающихся,

- самооценка.

Оценивание в форме рецензирования выступлений обучающихся друг другом повышает уровень мотивации обучения, приводит к более глубокому усвоению материала и ускоряет процесс освоения ОК и ПК. Анализ достижений по итогам оценивания выделяет новые идеи по дальнейшему развитию лучших проектов с целью представления их на более высоком уровне. Например, проект Трапезникова Ильи, гр. 205/206 профессия13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) по теме «Электромагнитные волны» учебной дисциплины «Физика»:  «Миноискатель» создал идею о создании прибора для определения места обрыва или уменьшения сечения кабеля, зарытого под землёй. Такой прибор пока не запатентован. Над проектом продолжается работа.

В конечной оценке учебного процесса обучающийся должен точно увидеть:

- какими были его успехи в освоении учебного материала в целом;

- на каком уровне он его усвоил;

- каковы его умения и навыки;

- какова оценка его творческой деятельности;

- в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу.

В перспективе работы над проблемой - использование такой формы оценки, как оппонирование.

Таким образом, оценивание сформированности ОК и ПК обучающихся осуществляется в процессе проектной деятельности и защиты проектов, охватывающих базовое содержание учебных дисциплин и включающих решение реальных жизненных проблем. Степень реализации индивидульной образовательной траектории, проявление прогресса в обучении, развитии личности и социализация обучающегося, стиль получения знаний, способность к рефлексии оцениваются при помощи оценки и самооценки  учебных проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся в проектной деятельности на материалах фондов музея образовательного учреждения

В работе раскрывается актуальность использования проектного метода в образовательном процессе в целом, и в музейной педагогике в частности. Предлагаются формы и приемы педагогического сопровождения и ...

статья "Методика критериального оценивания учебной проектной деятельности на уроках химии"

Работая по ФГОС, каждый учитель сталкивается с ситуацией оценивания проекта ученика. В данной статье предлагаю вариант оценивания учебного проекта на уроках химии...

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ЧЕРЕЗ МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГАПОУ СО «КРАСНОТУРЬИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.02 «ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ И ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ»

Система обучения представляет собой многогранный процесс, состоящий из многих взаимосвязанных элементов. Среди них важное место занимает мониторинг результатов учебной деятельности  студентов на ...

«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».

Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся  в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?     Ли...

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.

Работа над созданием медиа проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс": пректная деятельность, этапы работы, содержание проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс...

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯСФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙУ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА...