Главные вкладки

    статья "Методика критериального оценивания учебной проектной деятельности на уроках химии"
    статья на тему

    Зазулина Екатерина Александровна

    Работая по ФГОС, каждый учитель сталкивается с ситуацией оценивания проекта ученика. В данной статье предлагаю вариант оценивания учебного проекта на уроках химии

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методика критериального оценивания учебной проектной деятельности на уроках химии.

    Зазулина Е. А.

    учитель химии

    1 квалификационной категории

    МБОУ «Гимназия»

    г. Черногорск.

       В настоящее время, с введением ФГОС нового поколения, в педагогической практике существует проблема оценивания учебной проектной деятельности. Отсутствие единых критериев оценки проектов является причиной того, что все по-разному понимают, что такое проект и проектная деятельность.  

       Использование деятельностных форм организации учебной деятельности и учебного проекта как формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся – наиболее оптимальна для реализации ФГОС.

       Ученическое проектирование – самостоятельная активность детей и в организации, и в осуществлении проекта.  В  проектной деятельности роль учителя на занятиях меняется: он направляет мысль ученика в нужное русло самостоятельного поиска, помогает выбирать источники информации (но не предлагает решение проблемы в готовом виде). Таким образом, на уроках с использованием проектной методики учитель выступает как консультант.

       Меняется и роль школьников в учении: они становятся активными участниками учебной деятельности. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде», сотрудничать в коллективе.  Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

      Несмотря на то, что выполнение учебного проекта предполагает самостоятельное решение проблемы учениками, необходимо составить методические рекомендации или инструкции, в которых указывается поэтапное разделение деятельности, литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Таким образом, создаётся информационно-методический пакет проекта.  

      Введение в учебную деятельность проектов – это сложный момент.  Не каждый урок должен и может проходить в «проектной манере».  При планировании обучения на год я выделяю ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее  формулируется несколько примерных тем на класс, работа над которыми потребует необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений я руководствуюсь программными требованиями по соответствующему учебному курсу.

    Примерный перечень тем учебных проектов по химии для учащихся основной школы:

    1. Вода – уникальное вещество природы.
    2. Использование озона для обеззараживания воды.
    3. История спички.
    4. Самый первый химический элемент.
    5. От алхимии к настоящей химии.
    6. Металлы в искусстве.
    7. Домашняя химчистка.
    8. Влияние минеральных удобрений на рост и развитие комнатных растений.
    9. Активированный уголь и его использование.
    10.  Способы очистки питьевой воды.

     Проектная деятельность – это технологический процесс, организуемый самими учащимися при поддержке учителя. Доля поддержки  зависит от возраста и уровня овладения учащимися процессуальных умений и навыков.

    Учащиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема проекта должна быть утверждена руководителем школьного МО и завучем по УВР.

    Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

    Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

    а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

    б)  материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

    в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

    В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

    1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

    2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников.

      Технология проектной деятельности включает ряд мыслительных и практических действий:

    1. Определение цели проекта (целеполагание);

    2. Выбор средств достижения цели;

    3.Разработка программы действий, включая поиск, выбор и анализ информации.

    4.Планирование: определение порядка действия, выявление последовательных этапов, анализ временных ресурсов, установление сроков завершения каждого из этапов;

    5. Реализация плана, создание продукта;

    6. Презентация продукта;

    7. Оценивание и рефлексия.

    При разработке критериев оценки проектной деятельности нас должен интересовать в первую очередь не столько предметный аспект результатов выполнения проекта, сколько личностный и метапредметный аспекты самой деятельности, деятельности выполнения проекта:  

    1. Критерии оценивания содержательного компонента. 

        При оценивании содержательной основы проекта принимаются во внимание следующее:

    • значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике, правильность выбора используемых методов исследования,
    • глубина раскрытия проблемы,
    • доказательность принимаемых решений,
    • наличие аргументированных выводов и заключений.
    1. Критерии оценивания деятельностного компонента.

    В данном случае принимается во внимание:

    • степень индивидуального участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта,
    • характер взаимодействия участников проекта.
    1. Критерии оценивания результативного компонента.

    При оценивании результатов проекта учитывается:

    • форма предъявления проекта и качество его оформления,
    • презентация проекта,
    • содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов,
    • грамотное изложение самого хода исследования и
    • интерпретация его результатов.

    Критерии оценивания выполнения проекта

    Компоненты проектной деятельности

    Критерии оценивания

    Оценка в баллах

    1. Содержательный

    Значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике

    0-2

    Правильность выбора используемых методов исследования

    0-2

    Глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей

    0-2

    Доказательность принимаемых решений

    0-2

    Наличие аргументированных выводов и заключений

    0-2

    1. Деятельностный

    Степень индивидуального участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта

    0-2

    Характер взаимодействия участников проекта

    0-2

    1. Результативный

    Форма предъявления проекта и качество его оформления

    0-2

    Презентация проекта

    0-2

    Содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов

    0-2

    Грамотное изложение самого хода исследования и интерпретация его результатов.

    0-2

    Новизна представляемого проекта

    0-2

    Максимальный балл

    24

              0 баллов – отсутствие данного компонента в проекте;

    1 балл – наличие данного компонента в проекте;

    2 балла – высокий уровень представления данного компонента в проекте.

    Шкала перевода баллов в школьную оценку:

    0-6 баллов – неудовлетворительно (низкий уровень);

    7-12 – удовлетворительно (базовый уровень);

    13-18 – хорошо (высокий уровень);

    19-24 – отлично (повышенный уровень).

       Оценивание учебных проектов с помощью методики критериального оценивания позволяет снять субъективность в получаемых оценках. После того, как баллы за проект выставлены, ученику следует дать возможность поразмышлять. Что лично ему дало выполнение этого учебного задания, что у него не получилось и почему (непонимание, неумение, недостаток информации и т.д.);  если обнаружились объективные причины неудач, то, как их следует избежать в будущем; если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и других.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование проектной технологии на уроках химии.

    Рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся на уроках химии....

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

    Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самос...

    Проектная деятельность на уроках физической культуры как элемент достижения метапредметных результатов

    Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  впервые  фиксирует  в  правовых  нормах  те  элементы  новой школы,  которые  ...

    Проектная деятельность на уроках химии

    Статья по проектной деятельность на уроках химии и внеурочное время ...

    Доклад на тему: « Проектная деятельности по дисциплине «Химия» в рамках получения профессии «Повар, кондитер» »

    Статья посвящена проектно – исследовательской деятельности обучающихся в профессии «Повар,кондитер», и  её значимости в процессе обучения....