Главные вкладки

    Проектная деятельность на уроках химии
    статья на тему

    Титаренко Мария Петровна

    Статья по проектной деятельность на уроках химии и внеурочное время  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_na_urokah_himii.doc37.5 КБ
    Office presentation icon proektnaya_deyatelnost.ppt2.69 МБ

    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность на уроках химии и во внеурочное время

    «Единственный путь,

     ведущий к знаниям –

    это деятельность»

     Б.Шоу.

    В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. В свете ФГОС нового поколения основная задача школы – развитие личности ученика. В связи с этим происходят неизбежные изменения методов и технологий обучения, особое внимание уделяется тем, которые формируют практические навыки сбора и анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся. На первый план, наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений. Особую актуальность приобретает использование в школьном обучении проектной технологии, которая позволяет не только успешно работать с новой информацией, но и открывает возможности вариативности учебной деятельности, способствует её индивидуализации и дифференциации Системное применение данной технологии позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и выстроить образовательную систему, в которой обучающийся становится активным и равноправным участником учебной деятельности.

         За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель  уверена, что каким – либо одним методом не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно исследовательский метод, как ни какой другой,  позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил: Я слышу – и забываю,

                   Я вижу – и запоминаю,

                   Я делаю – и понимаю».

       Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.  

       Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто.

       Проектная работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов  предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей  и при изучении материала  различной степени сложности.

    Тем более В нашей школе с2017 года при допуске учащихся 9 класса к экзаменам необходимо сдать проект по одному из предметов. Для того чтобы учащиеся могли выбрать направление своей деятельности и успешно сдать проект так же был введен предмет «Проектно-исследовательская деятельность.»

    Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию  мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету.

    система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

    1. Связь проекта с учебными темами (на уроке).
    2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).

    Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:

    8 класс – химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций.

    9 класс – металлы и неметаллы, химическое производство азотной и серной кислот, органические вещества.

    10 класс – классы органических веществ, нефтяная промышленность

    11 класс – строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества.

    Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя   материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.

    Проекты некоторых ребят были выбраны для отчета на Недели Науки в прошлом учебном году. Очень интересна была работа ученицы 9 класса Аслановой А. по теме «Шоколад- вред или польза» где было изучено наличие веществ в шоколаде, выявлено вещество вредное в больших количествах, это теобромин. Изучена зависимость количества теобромина от количества какао в плитке.

    Также группа ребят разрабатывала программу выступления на дне естественных наук, где были продемонстрированы наиболее эффектные опыты не из школьной практики. Ребята с удовольствием решали мини проекты, при подготовке к выступлению. Подбирали вещества, учились находить возможные альтернативные вещества в аптеках. К нашей работе активно подключились родители, которые видели, с каким удовольствием работают дети.

    В результате подготовки было много повторений школьной программы и изучено много нового, но это дало возможность ребятам еще больше заинтересоваться предметом, и успешно сдать экзамены. Хотя многие ребята в начале года не блистали знаниями по химии. Что очередной раз доказывает, что нет не заинтересованных детей, просто их интерес лежит не в том направлении, и учитель должен по возможности скорректировать это направление.

    Для проектной деятельности на уроках химии, можно использовать следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов можно проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.

    Проектная деятельность способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Метод проектов на уроках химии, стимулирует познавательную активность учащихся, способствует поддержанию стойкого интереса к предмету. Многие их моих выпускников выбрали химию для своей будущей профессии.

    Литература

    1. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е Обучение химии. Модернизация общего образования. – СПб: КАРО,2003.

    2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М.,2000.

    3. Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования. – М., 2007.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование проектной технологии на уроках химии.

    Рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся на уроках химии....

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

    Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самос...

    Проектная деятельность на уроках физической культуры как элемент достижения метапредметных результатов

    Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  впервые  фиксирует  в  правовых  нормах  те  элементы  новой школы,  которые  ...

    статья "Методика критериального оценивания учебной проектной деятельности на уроках химии"

    Работая по ФГОС, каждый учитель сталкивается с ситуацией оценивания проекта ученика. В данной статье предлагаю вариант оценивания учебного проекта на уроках химии...

    Доклад на тему: « Проектная деятельности по дисциплине «Химия» в рамках получения профессии «Повар, кондитер» »

    Статья посвящена проектно – исследовательской деятельности обучающихся в профессии «Повар,кондитер», и  её значимости в процессе обучения....