Мониторинг уровней обучаемости, обученности и мотивации обучающихся
методическая разработка

Дугаева Наталья Ивановна

При организации образовательного процесса важное место занимает процесс диагностики и мониторинга таких  показателей, как уровни  обучаемости, обученности и мотивации обучающихся. Данная методическая разработка будет полезна преподавателям иностранного языка  при организации работы по  совершенствованию методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_urovney_oom_dugaeva_n.i.docx42.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг уровней обучаемости, обученности и мотивации обучающихся.

Преподаватель иностранных языков  Дугаева Наталья Ивановна,

ГАПОУ НСО  «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»   

   В педагогической деятельности каждого преподавателя при организации образовательного процесса важное место занимает процесс диагностики и мониторинга таких  показателей,  как уровни  обучаемости,  обученности и мотивации обучающихся.

Обучаемость — это те характеристики психики обучающегося, которые составляют резервы его развития, будущие возможности. Это восприимчивость студента  к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Если обучаемость  - характеристика его потенциального развития, то  обученность — это характеристика актуального развития того, чем уже располагает обучающийся

Обученность — это те характеристики психического развития обучающегося, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения.  Обученность  включает как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения - умение учиться. Это определенный итог предыдущего обучения, прошлого опыта, все то, на что можно и нужно опереться в работе с обучающимся.

Мотива́ция психофизиологический процесс, управляющий  поведением  человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость. Мотив учебной деятельности – это  направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним к ней отношением.

   Начиная работу  с группой преподавателю необходимо выявить состояние обученности,  обучаемости , мотивации  и  спроектировать  на  основе полученных результатов обучающие и развивающие задачи, а  затем  после завершения определенного этапа работы, вновь оценить состояние обученности и обучаемости учащихся и изменения их уровней.

 Цель мониторинга:  Изучение  качественных показателей  обучаемости, обученности и мотивации  обучающихся как основы проектирования и планирования учебной деятельности  на различных этапах организации образовательного процесса.

Задачи:

1. Подобрать диагностические методики, определить характерные показатели  и параметры для оценки уровней и  методы сбора данных.

2. Разработать  характеристики уровней обученности,  обучаемости и  мотивации.

3. Подготовить диагностический материал и провести изучение показателей обученности, обучаемости и мотивации  студентов.

 4. Обработать полученные результаты и проанализировать их.

Методика определения уровня обучаемости.

Уровень обучаемости  – это потенциальные возможности и готовность  обучающихся к освоению знаний  в процессе образовательной деятельности.

Характерные показатели уровней обучаемости:

Творческий - учащиеся обладают многосторонними способностями, имеют высокую работоспособность, испытывают потребность в умственном труде обладают умениями конструировать материал, умеют аргументировано доказывать свою точку зрения на родном языке, пытаются внедрять  новые знания в систему уже сложившихся знаний, переводят тексты с английского языка на русский,  умеют делать обобщения и выводы,  обладают достаточным  словарным запасом родного и базовым запасом  иностранного языка.

Конструктивный - учащиеся осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности, легко составляют план последовательности действий, находят  приемы решения проблемы, умеют выбрать  пути решения, имеют знания и умения по самообразованию, обладают достаточным  словарным запасом родного и элементарным  запасом  иностранного языка.

Репродуктивный - учащиеся умеют делать простые обобщения, соединять простые выводы в более сложные, овладевают материалом в том объеме, который имеется в учебнике; учебные задания первоначально выполняют на уровне копирования, в процессе закрепления проявляют догадливость,  но проявить собственное отношение к фактам не могут, не предпринимают попытку открыть новое знание; умеют работать с несколькими информационными источниками. Словарный запас родного и  иностранного языка ограничен.

Цель методики: оценка  уровня обучаемости обучающихся на различных этапах организации образовательного процесса.

Задачи:

1.Подобрать новый учебный материал базисного уровня на 10 минут для объяснения учащимся и объяснить его на основе актуализации известной информации;

2. Показать образец применения знания в подобной ситуации и  образец применения знания в измененной ситуации;

3. Организовать  самостоятельную работу из 4 разноуровневых заданий.

4.Проанализировать результаты и сделать выводы.

Уровни и параметры оценки

Уровни

Параметры

1

репродуктивный уровень  -  низкий

1) повторить то, что услышали,

2) ответить на вопрос по содержанию

2

конструктивный уровень

3) выполнить задание по образцу

3

творческий уровень

4) осуществить перенос полученной информации на новую ситуацию.

             

Уровни обучаемости и  критерии оценки

Уровни

Критерии

1

Низкий

выполнил 1, 2

2

Средний

выполнил 1, 2, 3 задания

3

Высокий

выполнил все четыре задания

Результаты полученной информации фиксируются в таблице:

п.п.

Ф. И. О.

Уровень обучаемости

Примечания

высокий

средний

низкий

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

Методика определения уровня обученности.

Уровень обученности – это реально усвоенные ими знания, умения и навыки, определенный итог прошлого обучения.

Степень обученности - это совокупность определенных знаний умений и навыков, усвоенных учащимися.

Показатели степени обученности:

Первый показатель -  различение, распознавание   - характеризует низшую степень обученности. Учащийся отличает данный объект, процесс, явление или какое-либо действие от их аналогов только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде. На иностранном языке распознает отдельные  слова, но читает с ошибками. Правил грамматики  не знает. Это самая низкая ступень овладения учащимся знаниями, т.е. это возможность только узнавания,  в дальнейшем  процесс восстановления запечатленного в памяти мысленного образа.

Второй показатель - запоминание. При этой степени обученности учащийся может пересказать  на родном языке содержание определенного текста, правила,  но сплошное воспроизведение текста не может служить еще доказательством его понимания. Он в основном характеризует количество усвоенной информации. На иностранном языке читает с ошибками слова и предложения, не понимает их лексическое значение. Не знает грамматических правил. Навыки аудирования не развиты.

Третий показатель - понимание - как процесс нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений и вычленение их из массы несущественного, случайного на основе анализа и синтеза, применения правил логического умозаключения и установления сходства и различия причин, вызвавших появление данных объектов и их развития.

На иностранном языке учащийся  владеет тремя видами речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование, а так же  имеет  элементарные базовые знания лексического и грамматического материала.

Четвертый  показатель  - простейшие, элементарные умения и навыки. Психологи определяют умение как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности. При этой степени обученности учащийся показывает умение применять на практике полученные им теоретические знания в простейших (алгоритмизированных) заданиях: решает типовые, стандартные задачи с использованием усвоенных правил, вскрывает легко обнаруживаемые причинно-следственные связи при разборе теоретического материала и умеет определенные несложные теоретические положения связать с практикой. На иностранном языке учащийся  владеет всеми видами речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование, говорение  а так же  имеет хорошие базовые знания лексического и грамматического материала.

Пятый показатель - перенос, т.е. положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новыми. Учащийся, показывающий эту наивысшую степень обученности, умеет творчески применять полученные теоретические познания на практике в новой, нестандартной ситуации. Перенос характеризуется способностью к обобщению и переносу установленных закономерностей на новые явления. На иностранном языке учащийся  свободно владеет всеми видами речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование , говорение. Имеет  базовые знания лексического и грамматического материала и применяет их в различных ситуациях.

Цель методики: оценка  уровня обученности обучающихся на различных этапах организации образовательного процесса.

Задачи:

1.Составить  самостоятельную работу, включающую в себя 5 вопросов, которые  сформулированы в соответствии с содержанием каждого уровня и находятся в рамках обязательного минимума ЗУН.

2. Организовать  самостоятельную работу, обучающемуся  предлагается выбрать те вопросы, на которые он может ответить

3.Проанализировать результаты и сделать выводы.

Уровни и параметры оценки:

Уровни

Параметры (примерные формулировки заданий и вопросов)

1

 различение

– Выберите … из числа предложенных вариантов

– Отметьте правильный ответ из …

- Найди значение этого слова из ряда…

2

 запоминание

– Назовите признаки …

– Расскажите правило …

– Запишите формулу …

– Дайте определение …

- Назови значение слова…

3

понимание

– Объяснить сущность явления …

– Почему …?

– Каковы последствия …?

-Прочитайте  и переведите..

-Послушайте и передайте содержание…

4

 умения и навыки

– Решите задачу …

–Послушайте и дайте ответы на вопросы…

– Составьте рассказ (устно и письменно)…

5

 перенос в новую ситуацию

–Напишите сочинение по теме…

- Расскажите о…

-Поговорите с собеседником…

-Прочитайте и перескажите …

Уровни обученности и критерии оценки:

Уровни

Критерии

1

Низкий

Ответил на вопросы 1и 2 уровня

2

Средний

Ответил на вопросы 1-4 уровней

3

Высокий

Ответил на вопросы всех уровней

Результаты полученной информации фиксируются в таблице:

п.п.

Ф. И. О.

Уровень обученности

Примечания

высокий

средний

низкий

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

Общие показатели по группам  заносятся в таблицы:

группы

Всего обучающихся

Уровень обученности / уровень обучаемости

Примечания

высокий

средний

низкий

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

Методика определения уровня мотивации.

Учебная мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают обучающегося к учебной деятельности.

Показатели уровней мотивации:

Высокий уровень -  Положительное отношение к учебной деятельности, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования, понимают значимость иностранного языка для будущей профессии  и имеют желание изучать язык.

Средний уровень  -  Положительное отношение к учебной деятельности, познавательные мотивы  сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает,  не понимают для какой цели необходимо изучать язык и изучают его без желания;

Низкий  уровень -  Отношение к учебной деятельности  отрицательное  или безразличное, посещают образовательное учреждение неохотно,  не понимают для какой цели необходимо изучать язык и не желают его изучать;

Цель: оценка  уровня мотивации обучающихся на различных этапах организации образовательного процесса.

Задачи:

1.Составить  анкету с вопросами, сформулированными  в соответствии с показателями уровней мотивации.

2.Организовать  анкетирование обучающихся и предложить предельно правдиво  ответить на эти вопросы.

3.Проанализировать результаты и сделать выводы.

                     Уровни обученности и критерии оценки:

Уровни

Критерии

1

Низкий

Отношение к учебной деятельности  отрицательное  или безразличное, не справляются с учебной деятельностью, посещают образовательное учреждение неохотно,  не понимают для какой цели необходимо изучать язык и не желают его изучать;

2

Средний

Положительное отношение к  учебной деятельности, познавательные мотивы  сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает,  не понимают для какой цели необходимо изучать язык и изучают его без желания;

3

Высокий

Положительное отношение к учебной деятельности, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. понимают значимость иностранного языка для будущей профессии  и имеют желание изучать язык

Результаты полученной информации фиксируются в таблице:

п.п.

Ф. И. О.

Уровень мотивации

Примечания

высокий

средний

низкий

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование некоторых техник и методов НЛП как условие организации положительного микроклимата педагогического процесса и повышения мотивации обучающихся к самопознанию

В современном образовании произошли глобальные изменения. С введением ФГОС в  результате освоения дисциплины «Психология» обучающийся должен уметь дават...

Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка .

Исследовательская деятельность как средство повышения  мотивации обучающихся  к изучению английского языка ....

Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".

В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Программа профессионального самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках биологии для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения».

Цели: - повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности преподавателя; - создание условий для активизации познавательной деят...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА мастер-класса на тему Повышение учебной мотивации обучающихся с помощью активных методов обучения

В методической разработке приведен план-конспект проведения мастер-класса, в ходе которого обобщается и распространяется опыт применения активных методов обучения н...