Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".
методическая разработка по теме

Нестерук Инесса Альфредовна

В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работе продолжают использовать репродуктивные методы обучения, редко обращаются к использованию интерактивных методов обучения.
  Я предлагаю для повышения мотивации  использовать новый метод обучения – интерактивный, как метод активного обучения,  который поможет получить нам компетентных, грамотных специалистов.
Одним из важных требований  выбора этого метода обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Активная мыслительная и практическая деятельность студентов в учебном процессе является важным фактором повышения положительной мотивации и повышения освоения изучаемого материала. 

Соглашаясь с цитатой известного русского публициста Д.И. Писарева в том, что «Настоящее образование есть только самообразование», очень много времени уделяю самообразовательной работе. 
Считаю, что использование активных форм и интерактивных методов делает процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня.
Успешно применяю технологию разноуровневой познавательной деятельности, которая реализуется через систему индивидуальных дифференцированных проверочных работ и домашних заданий, дополнительную работа с дидактической литературой, что ведет к снижению уровня тревожности. 
Решая проблему развития познавательной активности обучающихся, формирую навыки самостоятельной познавательной деятельности, деятельности по образцу, через развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
Использование в работе различных технологий позволяет моим студентам успешно усваивать знания, развиваться, добиваться высоких результатов в учебной и внеурочной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тему: «Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения».


Соглашаясь с цитатой известного русского публициста Д.И. Писарева в том, что «Настоящее образование есть только самообразование», очень много времени уделяю самообразовательной работе. 
Считаю, что использование активных форм и методов делает процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня.
Успешно применяю технологию разноуровневой познавательной деятельности, которая реализуется через систему индивидуальных дифференцированных проверочных работ и домашних заданий, дополнительную работа с дидактической литературой, что ведет к снижению уровня тревожности. 
Решая проблему развития познавательной активности обучающихся, формирую навыки самостоятельной познавательной деятельности, деятельности по образцу, через развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
Использование в работе различных технологий позволяет моим студентам успешно усваивать знания, развиваться, добиваться высоких результатов в учебной и внеурочной деятельности.


1. Основная часть.
Учитывая, что основная цель современного преподавателя – создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого студента в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями.
Сегодня учитель всё шире использует в своей педагогической деятельности компьютерные технологии.
Использования компьютерных технологий в учебном процессе рассматривается достаточно широко. В то же время целый ряд конкретных вопросов, связанных с применением новых информационных технологий (НИТ), остаётся актуальным только в тех случаях, в которых они дают существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. Преподавая экономические дисциплины, я имею возможность использовать компьютерный класс для проведения уроков экономики и менеджмента, и  следовательно, возможность внедрения в учебный процесс новых информационных технологий с исследовательской целью. 
Основываясь вышеназванными причинами, определила следующую цель исследования: 
• Изучить влияния НИТ на развитие творческой познавательной активности об учающихся.
• Разработать технологию, способствующую созданию оптимальных условий для развития творческой познавательной активности обучающихся на уроках экономики и менеджмента с учётом индивидуальных, дидактических, возрастных, личностных особенностей  обучающихся, основанную на применении НИТ.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
I. Создание условий для развития творческой познавательной активности обучающихся, т.е 
• Использование технологий и методов обучения, направленных на актуализацию личностного опыта обучающегося, на знакомство учащихся с творческой деятельностью, организация на уроках различных творческих видов заданий; 
• Создание и предъявление обучающимся системы задач и заданий (в том числе на ПК, с применением НИТ), репродуктивная часть которых была бы основой для творческой деятельности, предполагающей абстрактное, наглядно-действенное, интуитивное мышление; 
• Разработка технологий проведения уроков по различным темам курса менеджмента с применением НИТ.
• Обеспечение демократического стиля преподавания при организации деятельности на уроках, проявление и преподавателем, и обучающимися положительных эмоций, направленности методов обучения на ситуацию успеха для каждого студента.
II. Отслеживание результата эксперимента в контрольном классе. (Наблюдение, анкетирование, тестирование.)
Изучая современные педагогические технологии, пришла к выводу, что имеющиеся возможности и опыт педагогической деятельности позволяют мне для достижения поставленных задач реализовывать целостную технологию, основанную на применении элементов личностно-ориентированной технологии в условиях классно-урочной системы и проблемного обучения, основными принципами которой являются:
• Природосообразности (научности) - (от наблюдений - к выдвижению гипотезы - к теоретическому обобщению и практическому применению, учитывая индивидуальные особенности и уровни развития каждого ученика).
• Доступности (очеловечивание отношений, приоритет общечеловеческих ценностей над всеми другими).
• Осознанности (предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения).
• Комплексности (учёт психофизиологических особенностей ребёнка)
Созданная система занятий базируется на «трёх постулатах успеха»: 
• Интерес – основа, на которой держится развитие учащегося.
• Каждый студент – творческая личность.
• Самодеятельность – средство и результат образования.

Используемая система занятий определяется следующей схемой: 

I. Целеполагание. Организация.
II. Изучение нового материала
III. Закрепление
IV. Повторение
V. Контроль. Коррекция.
Для достижения поставленных задач были разработаны рабочие программы по менеджменту,экономике, которые кроме традиционных разделов (содержание темы, средства обучения, дозирование домашнего задания, мониторинг, микроцели к каждой теме в форме «знать», «уметь», «понимать»), содержит наименование компьютерных программ, моделей, анимаций, применяемых на конкретном уроке, что значительно облегчает подготовку каждого урока. На этапе «Целеполагание. Организация» компьютерные технологии позволяют интересно начать урок, например, выплывающим эпиграфом, эффектно продемонстрированным опытом или видеофильмом с практическим использованием  экономических систем. Для повышения интереса и мотивации в учебный материал включаю современные достижения науки, демонстрации фотографий ученых, их кратких биографий в виде презентаций, исторические сведения, взятые из электронных энциклопедий, приметы, пословицы  о системе управления.
При изучении нового материала стараюсь максимально активизировать познавательную деятельность обучающихся, используя методы обучения, направленные на актуализацию личностного опыта обучающегося, на знакомство студентов с творческой деятельностью. На этом этапе сочетание новых информационных технологий и метода проблемного обучения даёт хорошие результаты. При создании проблемной ситуации задействуются те психологические центры, которые вызывают эмоциональное проявление у личности, в частности, желания к самостоятельному поиску решения. Например, изучая тему «Принятие управленческих решений» легко создать проблемную ситуацию с помощью приёма «Предскажи результат»: компьютерная модель «Управленческие решения» позволяет рассмотреть несколько различных альтернатив принятия решения.

Обучающиеся мысленно «прокручивают» ответы на поставленные вопросы, формулируют гипотезу и проверяют её в компьютерном эксперименте. Процесс компьютерного моделирования увлекателен и поучителен, так как результат моделирования всегда интересен, а в ряде случаев может быть весьма неожиданным. Кроме того, компьютер позволяет моделировать управленческие ситуации.Для изучения нового материала использую традиционные формы уроков, но с применением выше перечисленных методов и компьютерных технологий они приобретают современную форму. Например, основная задача компьютерной лекции та же, что и традиционной устной – объяснение нового материала, но имеет более широкие возможности привлечения иллюстративных материалов. Поэтому компьютерную лекцию стоит рассматривать как новый, не существовавший прежде инструмент, в работе преподавателя позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки. 
Закрепление знаний проводится в форме проведения  практических работ и уроков решения различных типов задач, ролевых и деловых игр, дискуссии в форме круглого стола, семинаров по рассматриваемой проблеме. На этом этапе метод проектов, по сравнению с другими, наиболее эффективно обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности обучающихся в обучении. Тем самым решается важная педагогическая проблема – осуществление непосредственной связи между приобретением знаний и применением их в решении практических задач. При выполнении проектно-исследовательских работ идет процесс саморазвития, характеризующийся самоактуализацией и мобилизацией творческих сил и способностей, рост познавательной активности учащихся, так как именно проектная технология направлена на создание условий для проявления и развития творческого потенциала личности, ее способности быть субъектом своего познавательного, творческого и личностного развития. 
В процессе закрепления изученного материала ,я использую различные типы проектно-исследовательских работ и следующие виды проектной деятельности: электронные презентации по темам курса менеджмента и экономики, интеграции  менеджмента  с другими предметами; лабораторный практикум на ЭВМ, сопровождение лабораторного эксперимента средствами мультимедиа; решение экономических задач на ЭВМ, составление кроссвордов средствами электронных таблиц; тестирование на компьютере, исследовательская деятельность. Каждая из рассмотренных видов деятельности учит учиться, готовит студентов к самообразованию, развивает творческую познавательную активность. 
При организации проектной работы я старюсь подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы, т.е. стараюсь, чтобы проектная работа не отвлекала обучающихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не приводила к значительному увеличению учебной нагрузки. 
При организации самостоятельной работы особое внимание уделяю созданию стройной системы учебных заданий, объединённых единой концепцией и логикой учебного курса. Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче. Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым обучающимся со следующих позиций: уровень мотивации обучающегося; оригинальность метода решения; творческая фантазия; оригинальность оформления; уровень использования межпредметных связей; умение осуществлять самоанализ своей деятельности.
Обобщающие уроки, входящие в систему деятельности по присвоению новой информации помогают решать проблему развития мышления, внимания, памяти обучающихся. На таких уроках не только углубляются, закрепляются и обобщаются знания, но и развиваются логические умения анализировать, конкретизировать, обобщать, использовать доказательства и обоснования.
Для проведения уроков повторения и обобщения использую несколько интерактивных технологий. Например, технология проведения урока–обобщения «Дебаты» используется после изучения большой темы (после изучения "Управление изменениями в организациии»" провожу урок по теме "Формирование миссии организации"). Сущность технологии: обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей противостоящих, соперничающих команд: "Команда утверждения", "Команда отрицания". Ведущая идея: обучение убедительной аргументации своей позиции, точки зрения; формирование готовности противостоять современному информационному «зомбированию», умению осознано вырабатывать жизненную позицию. Метод проектов и на этом этапе является одной из наиболее эффективных педагогических технологий развития творческой активности, поскольку позволяет подростку решать проблему признания собственной компетентности через самостоятельную постановку проблемы, определение средств и способов ее нестандартного решения, критическую оценку и ответственность за результаты деятельности. 
Готовясь к урокам-обобщениям, обучающиеся успешно используют НИТ: поиск информации в Интернете, электронные учебники по экономике, менеджменту  для осуществления межпредметных связей, прикладные программы различного назначения. Данная форма деятельности максимально насыщена разнообразными творческими работами, побуждающими обучающихся к постоянному оперированию знаниями в поисках новых, более совершенных путей в осуществлении поставленной цели, развивающими мыслительную и деятельностную активность студентов, их волевые качества в решении поставленных задач, заставляющими искать и осваивать как новые знания по предмету, так и технологии их приобретения, в том числе – интерактивные, компьютерные и Интернет-технологии.
3. Заключительная часть
Наиболее приемлемыми при организации учебной деятельности с применением НИТ считаю активные формы обучения, которые предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся. Организация интерактивного обучения основывается на моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Поэтому в структуру урока включаю больше элементов интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. 
Интерактивную модель обучения в рамках урока внедряю через следующие интерактивные технологии и методы: работу в малых группах, в парах, ротационных тройках, проблемные лекции, эвристическую беседу, уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов); конференции; деловые игры; средства мультимедиа, технологию моделирования.
Неотъемлемым компонентом созданной системы работы являются внеклассные мероприятия –кружки, недели экономики, конкурсы ,олимпиады, исследовательская работа позитивно влияющие на общее развитие обучающихся и способствующие привитию интереса к предмету.
В результате применения описанных элементов педагогической технологии и проведённого исследования были сделаны следующие выводы: 
1. Интерактивные технологии и НИТ позволяют обучающимся самостоятельно добывать знания путем собственной творческой деятельности, позволяют создать и удерживать высокий и устойчивый интерес к учебному труду, развивают продуктивное мышление, прочные и действенные результаты обучения. 
2. Творческая познавательная активность студентов на занятиях с применением НИТ возрастает в связи с тем, что использование компьютера в обучении позволяет: 
• расширить возможности предъявления учебной информации;
• усилить мотивацию обучения, чему не редко способствует сам факт новизны работы с компьютером;
• активизировать учебный процесс, способствуя обеспечению более полной занятости всех обучающихся;
• расширить наборы учебных задач, осуществляя управление процессом решения таких проблем которые трудно поддаются анализу в традиционных условиях;
• сформировать у студентов рефлексию деятельности, т.к. они могут наглядно представить результаты своей работы. 
4. Использованные источники

А.И. Жук, Н.Н. Кошель. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Мн., Аверсэв, 2010.
Салка М., Холло Д. Умение вести диспут: Принципы, методы и организация. – Будапешт, 2009.