Методический семинар
презентация к уроку на тему
Технология продуктивного чтения
на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 918.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат». (Л.Н. Алексашкина, доктор педагогических наук, профессор института содержания и методов обучения РАО). Основные виды компетенций, которые приобретаются учащимся в учебном процессе: ценностно-смысловая образовательная, учебная познавательная информационно-коммуникативная
Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Какими средствами реализовать системно - деятельностный подход. Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод, недостаточен для решения поставленных задач. Основная особенность деятель-ностного метода заключается в том, что новые зна - ния не даются в готовом виде. Вместо простой пере- дачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования стано - вится развитие способности ученика самостоятель - но ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои дос - тижения , иначе говоря, умение учиться. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгорит мов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Технологии информационные и коммуникативные т ехнология , основанная на создании учебной ситуации т ехнология проектного обучения технология проблемного диалога технология продуктивного чтения технология оценивания учебных успехов К наиболее актуальным педагогическим технологиям, которыми учитель должен овладеть в рамках ФГОС, следует отнести технологию проблемного диалога, технологию продуктивного чтения и технологию оценивания учебных успехов. Почему? Потому что на каждом этапе урока предполагается целостное или частичное использование одной из них.
Учебник истории – это энциклопедия развития человечества. Только изучив её, мы найдем ответы на все вопросы сегодняшнего дня Как известно, учебник до сих пор остается важнейшим и универсальным средством обучения истории, значение которого трудно переоценить даже в условиях бурного развития ИКТ. В процессе работы с учебником у школьников формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Сформированность умений работать с учебником позволяет более экономно и эффективно использовать учебное время – как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста. Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.
Построение урока по технологии продуктивного чтения ПЕРВЫЙ ЭТАП : работа до чтения. Цель - прогнозирование будущего чтения *работа с заголовком параграфа или главы; * начальная мотивация на овладение знаниями; * первоначальные навыки исследовательской работы при доказательстве или опровержении гипотез ВТОРОЙ ЭТАП: непосредственная работа с учебником. Цель – понимание текста. * первоначальное сообщение учителем цели самостоятельного чтения; *постановка цели чтения самим учеником; *использование метода диалога с книгой по вопросам или дискуссионным проблемам; *метод выделения сложных и особенных мест в тексте; *конспектирование, составление таблиц и планов разной степени сложности; *составление тезисов является способом критического анализа текста. ТРЕТИЙ ЭТАП: работа после чтения. Цель- достигнуть понимания текста на уровне смысла. *высказывание своего отношения к прочитанному, приведение примеров; *сопоставление с имеющимися знаниями; *воспроизведение материала; *обобщение материала учащимися(можно осуществлять при помощи дендрограммы или кластера)
В технике активно-продуктивного чтения используются разнообразные технологические приёмы:
2. Оценка текста. Очень важно, чтобы ученик “приподнялся” над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации. 9 класс,» параграф «Духовная жизнь Серебряного века . У чащимся предлагается в течение некото - рого времени изучить текст и ответить на следующие вопросы: Какие разделы встречаются в тексте? Какие слова выделены курсивом? Почему они так выделены? Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны? Какой раздел параграфа самый большой? Как, по-вашему, почему?
3. Задай вопрос. Ребята учатся задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. Вопросы, направленные на репро - дукцию знаний начинаются со слов: «Кто…?», «Что…?», Когда…?», «Сколько…?» и т.д. Вопросы, направленные на репро - дукцию процесса начинаются со слов «Как…?», «Каким образом…?» и т.п. Вопросы на выявление причинно-следственных связей начинаются со слов «Почему…?», «В чём причины…?» и т.п. Вопросы, требующие анализа, син - теза новых знаний, начинаются со слов «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».
4. Кубик Блума . Дети самостоятельно формулируют вопрос к учебному материалу по той грани, на которую он выпадет.
5. Составь задание. Ребятам на уроке предлагается научиться, не только выполнять, но и составлять тесты: альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д. Ребята составляют ребусы, кроссворды, головоломки.
6. Пометка на полях. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.
7. АНАЛИТИК. Более сложная работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами.
Приведу примеры приемов работы учащихся с текстовым и иллюстрированным материалом учебника. № Приемы работы Класс 1. Выделять главное в отрывке текста; для ориентации в учеб- нике использовать его оглавление; пересказывать текст, привлекая иллюстрации; составлять простой план рассказа. 5 2. Выделять главное в параграфе; использовать в пересказе несколько источников знаний (документов); рассматривать вопрос в развитии (например, развитие культуры). 6 3. Излагать материал нескольких параграфов; составлять сложный план; применять разные виды наглядности. 7 4. Подбирать доказательства к сформулированному учителем выводу; составлять планы тем; работать над формулировка -ми и терминами, понятиями; сопоставлять тексты двух учебников. 8-9 5. Излагать материал по сквозным проблемам из нескольких тем (например, образование государства); составлять план-конспект по нескольким темам; писать рефераты с привлече нием учебников прошлых лет; сопоставлять факты учебника с первоисточником; развивать и углублять содержание учебника сведениями из дополнительной литературы. 10-11
Интеграция работы с учебником с другими методами и приёмами устное объяснение материла: учитель раскрывает основные исторические факты, изучить которые ученик может самостоятельно; беседа: учитель ведет опрос на основании изученного учебного материала; сопоставительный анализ: учитель с помощью аналитико-репродуктивных вопросов подталкивает учащихся к самостоятельным выводам; конспектирование: учащиеся самостоятельно составляют конспект параграфа учебника, используя приёмы сжатия текста; работа с первоисточниками: позволяет учащимся самостоятельно в рамках когнитивной деятельности дополнить учебный материал; анализ карт: сопоставительный анализ заполненных учащимися контурных карт с картами в учебнике
Иллюстрации в учебнике истории Важную роль в изучении предмета играет художественное сопровождение к учебнику, без которого невозможно по - нять некоторые темы и разделы. Они являются примером отображения исторической эпохи. Иллюстрации позволяют использовать задания, разви - вающие творческое мышление и чувство прекрасного.
Учебник истории – в ногу со временем! Современные учебные пособия идут в ногу со време - нем , учитывая уровень развития современных тех - нологий и принимая во внимание возросший инфор мационный потенциал учащихся.
Таким образом, чтобы повысить уровень сформированности правильной читательской деятельности школьников, следует больше опираться на технологию продуктивного чтения, разработанную Н.Н.Светловской . Она позволяет формировать квалифицированного читателя, в котором заинтересовано современное общество. Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС, максимально приближена к естественному процессу чтения и позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/02/picture-259508-1370187747.jpg)
Выступление на региональном научно - методическом семинаре "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС" по теме "Использование возможностей социальных сетей в воспитательной работе"
Елхимова О.А.Использование возможностей социальных сетей в воспитательных целях Позиция классного руководителя в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит много времени с учащим...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-606370-1426085057.jpg)
Методический семинар
Концептуальное изложение моего педагогического опыта на тему:"Адаптация выпускников к профессиональной деятельности через практико-ориентированное обучение"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-606370-1426085057.jpg)
Пояснительная записка к методическому семинару
Концептуальное изложение моего педагогического опыта....
Приказ о подготовке к инструктивно - методическому семинару по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"
Инструктиво - методический семинар по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/19/picture-704254-1484844436.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР на тему: "Применение элементов игрового моделирования в образовательном процессе"
Активные методы обучения позволяют реализовать в учебном процессе современные теории и идеи педагогической науки. Через использование в процессе обучения инновационных методов происходит реальное рефо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/15/picture-768725-1458067400.jpg)
Методический семинар "Создание условий для формирования положительных эмоций у обучающихся по отношению к учебной деятельности"
Семинар для учителей начальной школы из опыта работы...