Проектные технологии в производственном обучении
статья на тему

Коваль Лариса Александровна

Одним из видов современного образовательного процесса является пректная технология обкчения. Актуальность- обязательное требование к проектной работе, основанное на оценке значимости проекта и предполагаемых результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koval_doklad.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

Коваль Лариса Александровна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия

«Техникум коммунального хозяйства и сервиса» г. Абакана

электронный адрес: yaroslavchik-yarik@mail.ru 

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне действовать самому – и я научусь»

Конфуций

Активность мыслительной деятельности, критическое мышление, желание искать и находить новые знания и навыки – важнейшие качества современного человека. Для решения этой задачи нужны новые формы и методы обучения, внедрение в образовательные учреждения новейших технологий.

Одним из видов современного образовательного процесса  является проектная технология обучения.

Проектная технология – это практические умения , требующие от обучающихся применения их для решения проблемных заданий, знания материала, сложность которого возрастает от курса к курсу. Актуальность - обязательное требование к проектной работе, основанное на оценке значимости проекта и предполагаемых результатов.

Технология проектного обучения предполагает в основном самостоятельную деятельность обучающегося. Самостоятельность способствует повышению мотивации к получению знаний и навыков по избранной профессии, осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения в техникуме. Педагог в проекте играет роль консультанта, направляющего действия обучающегося в нужное русло. Но необходимо помнить, что творческая личность воспитанника в рамках технологии проектного обучения развивается только в том случае, если со стороны педагога будет умелое руководство данным процессом.

Одной из причин низкой профессиональной компетентности обучающихся и выпускников профессиональных учебных заведений и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности. Проектная технология позволяет обучающимся организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, что соответствует образовательному Стандарту и делает наших выпускников более конкурентоспособными.

Для повышения эффективности процесса формирования профессиональных и общих компетенций по специальности мастер столярного и мебельного производства в  проектную деятельность  вовлекаются обучающиеся практически с начала обучения в техникуме.

На уроках производственного обучения на первом курсе начинаем с коллективных конструктивных проектов, которые предполагают создание практически значимого продукта.  С учетом межпредметных связей и первоначальных навыков по  формированию компетенций ручной обработки древесины по профессиональному модулю ПМ.02 Изготовление столярных и мебельных изделий обучающиеся работают над одной задачей по несколько человек. Разрабатываем проекты по изготовлению багетных рамок, ручек для инструментов, столярных угольников, скворечников. В процессе работы над коллективным проектом мастером и преподавателем выявляются более способные, одаренные и более целеустремленные обучающиеся, которые в дальнейшем продолжают проектную деятельность над решением индивидуальной профессиональной задачи.

Практикуем выдачу заданий обучающимся первых курсов для выполнения сквозных долгосрочных проектов, переходящих в выпускные квалификационные работы. Обучающиеся гр. ММП- 31 Соколов и Евдокимов работали над проектом  «Конструирование и технология изготовления декоративной полки-пазла «Медведь», который они будут защищать на квалификационном экзамене. Практически все кабинеты техникума оснащены мебелью, выполненной силами обучающихся в процессе проектной деятельности.

Обучающиеся группы ММП- 11 начали работу над долгосрочным проектом «Экологическая игрушка и предметы быта для детей из древесины и древесных материалов», в рамках проекта разработали и изготовили детскую лошадку-качалку, детский стульчик, а в данное время работают над разработкой детской кроватки из древесины.

Перед выходом на производственную практику каждому обучающемуся выдается индивидуальное задание: выполнить комплексный проект изготовления изделия, учитывающий освоение  профессиональных компетенций по четырем модулям:

ПМ.01 Изготовление шаблонов и приспособлений;                                                    

ПМ.02 Изготовление столярных и мебельных изделий;                                            

ПМ.03 Отделка изделий из древесины;                                                                        

ПМ.04 Сборка изделий из древесины.

Целью задания является решение реальной производственной задачи, которая затем должна стать основой выпускной квалификационной работы. Мастер производственного обучения контролирует выполнение задания, дает консультации, совет и рекомендации, а благодаря  профессионалу- наставнику приобретается опыт решения конкретной производственной задачи в соответствии с индивидуальным заданием с учетом производственных возможностей.

Задание тщательно продумывается мастером и преподавателем спец дисциплин, обязательно обсуждается с самим обучающимся, т.к. выполнение задачи должно его заинтересовать.  Очень важно, чтобы проект был реально технологически выполним и имел практическое применение.

Пояснительная записка к проекту содержит разделы: разработка чертежа, выбор материала, выбор инструмента и оборудования, технологический процесс изготовления изделия, экономическая и экологическая часть, заключение. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономически проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.

В последнее время особое внимание стали уделять  экологической оценке проекта, обоснованию того, что:

а) изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений жизнедеятельности человека;

б) изготовление возможно с использованием отходов производства.

В заключении обучающийся последовательно излагает полученные результаты, определяя их соотношение с общей целью и конкретными задачами, дается самооценка обучающимся проделанной им работы.

По окончании производственной практики обучающийся предоставляет отчет по итогам выполнения проектной работы и на квалификационном экзамене с участием представителей работодателя представляет презентацию проекта с демонстрацией изделия, выполненного по заданию.

 Дэвид Милтон сказал: «Главная задача преподавателя- вовлечь учащегося в учебный процесс. То, что делает учащийся, чтобы учиться, значительно важнее того, что делает педагог, чтобы учить». В этом и заключается суть проектной технологии, в том, что обучающийся сам должен активно участвовать в получении знаний и навыков, в освоении профессиональных и общих компетенций. Подготовка нового поколения специалистов, обладающих профессиональными навыками и системным мышлением, отвечающих требованиям работодателей, нацеленных на профессиональный и карьерный рост, способных работать в команде и руководить коллективом, является важнейшей задачей современного профессионального образования.

Библиографический список

1. Ломакин А.В. Технология проектного обучения [Электронный ресурс] / А.В. Ломакин // Ломакин А.В. Личный сайт. – Режим доступа: http://ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm.

2. Савинков А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании [Текст] / А. Савинков // Школьный психолог. – 2007. – №23. – С. 6-10. Источник: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Используемые педагогические технологии в производственном обучении.

Используемые технологии в производственном обучении....

Статья "Основные технологии в производственном обучении"

В статье отмечена одна из важных педагогических задач образовательной системы - это поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся через применение на уроках производственно...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

Методические рекомендации использования проектной методики на уроках производственного обучения

Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность студентов. Самостоятельная творческая работа выполняется студентами или их группой под руководством преподавателя. В образовательной области &la...

Продуктивные технологии в производственном обучении

На сегодняшний день задача формирования готовности студентов к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимы...

Методическая разработка.«Совместная исследовательская и проектная деятельность мастера производственного обучения и преподавателя информатики и ИКТ»

Цель данной разработки – показать системный подход в подготовке современных специалистов  предприятий общественного питания.  Ознакомить обучающихся с результатами проекта.Задачи &nda...

Проектная деятельность в практике работы мастера производственного обучения

Проектная деятельность в практике работы мастера производственного обучения...