Способности и одаренность в младшем школьном возрасте (из личного опыта)
материал на тему

Я, как педагог с 34 летним стажем работы в начальных классах, хочу привести примеры из опыта своей работы по обогащению обучения одаренных детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposobnosti_i_odarennost.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Мелекесская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Тукаевского муниципального района

Республики Татарстан

Способности и одаренность в младшем школьном возрасте

(из личного опыта)

Автор:

Закирова Флера Карамовна

учитель начальных классов 1 категории

     

                                                      

                                                

село Мелекес, 2017г.

СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (из опыта работы)

        Я, как педагог с 34 летним стажем работы в начальных классах, хочу привести примеры из опыта своей работы.

        Мы, как и большинство опытных учителей, отдаем предпочтение обогащению обучения одаренных детей.

        По мнению психологов разных поколений, занимавшихся проблемой одаренности, способный человек становится способным не потому, что он может, а потому, что он хочет что-то сделать. Способности могут развиваться только в деятельности.

        Творчество живет в большей или меньшей степени в каждом ребенке. С целью выявления и развития творческой одаренности обучающихся в школе я предлагаю творческие задания. Мы находим у детей творческие способности уже в раннем возрасте. Лучше всего они выражаются в играх. И моя цель, как учителя – сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития.

        Ребенок сочиняет…

        Я думаю, что сочинительство надо поощрять, поддерживать и, конечно, развивать в школе вне зависимости, из ребенка литератор или нет?

        Во время экскурсии я часто предлагаю детям задания: описать то, что мы видим.

        - Мне кажется, что облака сегодня напоминают белые корабли в океане.

        Следующий ребенок должен продолжить эту тему. И так по кругу. В результате получается не только красочный рассказ об облаках, но и пополняется словарный запас каждого ребенка. Эта игра будит образное мышление детей и рассказы озаряются вспышками детской фантазии. Другой вариант игры: предлагаю детям продолжить или начать предложение.

        Например:

        - Когда я прикасаюсь к чистой прозрачной воде…

        - Капли дождя на стекле словно…

        - … похожий на огромный разноцветный шар.

        Или прошу детей подобрать удачное сравнение:

        - Я похож на ветерок, дующий…

        - Мое сердце бьется как…

        На уроках литературного чтения мы часто бываем на заочных экскурсиях в картинной галерее, в художественном музее. Здесь дети знакомятся не только различными авторами и содержанием шедевров живописи, но и при соответствующем эмоциональном настрое, формируемом учителем, пропускают жизнь картин через себя. Потому что смотреть и видеть – вещи совершенно разные и редко совпадающие.

        У нас некоторые уроки просто не могут проходить без музыки. Часто в классе звучит живая музыка: дети готовят музыкальные иллюстрации в собственном исполнении. Бывают такие моменты, когда в ходе урока, неожиданно для меня, у некоторых детей возникает желание сыграть на фортепиано, находящееся в классе: именно так и сейчас им захотелось выразить свои чувства.

        И это все – источник вдохновения для меня, как учителя.

        Работать с одаренными детьми – огромный труд.

        Главная трудность заключается в том, что мои «умники» почему-то не умеют грамотно и полно формулировать мысли. В глазах светится ум и ответ давно в голове, а как сказать – не знают. Лишь единицы поражают богатством языка. Развитие речи – вот что надо поставить во главу угла в первый год обучения в школе. Свободное время на уроке мы используем для развития речи и совершенствования техники чтения. К концу начальной школы мои ученики читают на уровне 11-12 летних детей.

        Одним из самых любимых предметов у нас является математика. Ученикам бывает интересно тогда, когда они решают задачи повышенной трудности или выполняют задания с ловушками.

        Мои дети, начиная со 2 класса (100% составом) с удовольствием участвуют в международном математическом конкурс-игре «Кенгуру».

        Часто вспоминаю свой выпускные классы, особенно 2002 и 2016 года. В 2002г. из 10 учеников с золотой медалью окончили 3 учащихся и что составляет 33% от общего числа учащихся и 5 на «хорошо», в 2016 медалистов было трое из пяти выпускников (60% от общего числа) и двое на «хорошо». Так, динамика качества обучения за последние 8 лет составляет 80%.

        Время от времени то в одной, то в другой газете промелькнет не перестающее казаться удивительным сообщение о поступлении в вуз школьника тринадцати и четырнадцати лет. Значит, кто-то учился в школе вместо 10-11 лет всего 6-7лет. Да, действительно, раньше для этого требовалось специальное разрешение органов народного образования. Теперь, согласно новому Положению об общеобразовательной средней школе, официально введено право сдавать экстерном за любой класс и за школу в целом.

        Например, одна из моих учениц – Закирова Алия, поступив в первый класс по выше указанному Положению была в тот же год переведена во второй класс.

        Но и это не снимает трудностей в развитии одаренных детей. Ведь при этом возникают новые сложности.

        Во-первых, образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках.

        Во-вторых, приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Тут и физкультура, и трудовое обучение, и, наконец, этика и психология семейной жизни…

        Что же делать в таком случае?

        Кто и как должен разрабатывать для одаренных детей индивидуальные учебные программы и планы? Прежде всего, необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку.

        Второй путь – создание лицеев и гимназий для одаренных. В наши дни эти виды учебных заведений пользуются большой популярностью. Что ж, это не плохое решение проблемы.

        Этот опыт нашел поддержку и в нашей школе. За последние несколько лет несколько учащихся нашей школы продолжают обучение в лицеях городов Набережные Челны и Казань.      

        Для достижения явной одаренности нужно пройти немало сложных путей. Помочь достижению всего выше сказанного может только учитель, обладающий высоким профессионализмом, хорошими знаниями, нетрадиционным мышлением, доброжелательностью и чуткостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.

О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологич...

Оценка – как средство развития способности к вариативности в младшем школьном возрасте

В своей статье я проанализировала насколько велико влияние оценки на творческое мышление....

Курсовая работа «Театральная игра как способ изучения английского языка детьми младшего школьного возраста в условиях школьной площадки»

 Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но...

Развитие музыкальных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте

Данная лекция прелагается в рамках учебного курса на школьном отделении  ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения в младшем школьном возрасте в МДК 02.04 Псхологическое сопровождение о...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...

Проект: Роль интегрированных уроков музыки в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Проект направлен на развитие общекультурного уровня школьника, развитие творческих способностей, формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в духовной культуре, и ориентирован на учащих...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии

Нами было проведено исследование, направленное на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии. Также предложены рекомендации и развивающая  программа. Все это можно...