Разработка педагогических механизмов развития профессионально важных качеств обучающихся
статья на тему

Бунин Алексей Александрович

подготовка будущих логистов к реализации профессиональных функций, направленная на обеспечение формирования и развития профессионально важных качеств личности, требует полноценного системного подхода и применение современных активных методов обучения. При этом важно оптимизировать и объединить возможности всех известных методик при изучении дисциплин и профессиональных модулей с целью формирования профессионально важных качеств личности будущего логиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

В ГПОУ ТО «ДКП» подготовка будущих логистов к реализации профессиональных функций, направленная на обеспечение формирования и развития профессионально важных качеств личности, требует полноценного системного подхода и применение современных активных методов обучения. При этом важно оптимизировать и объединить возможности всех известных методик при изучении дисциплин и профессиональных модулей с целью формирования профессионально важных качеств личности будущего логиста. Экономическую профессию принято соотносить с математическим профилем, для будущего логиста, особенно операциониста, не менее значима и социально-гуманитарная сфера. Прежде всего, следует отметить необходимость использования специализированного профессионально ориентированного учебно-методического комплекса, построенного на принципах системного и компетентностного подходов.

Грушевский С.П. полагает, что при изучении дисциплин математического профиля необходимо в образовательный процесс ввести специальное дидактическое проектирование, т.е. технологию проектного обучения. Данная технология направлена на решение комплексной задачи и математической подготовки, развития интеллектуальных способностей, позитивно влияющих на эффективность профессиональной экономической деятельности и экономическое мышление. Экономическое мышление характеризуется системностью, рациональностью, альтенативностью и гибкостью, близко математическому мышлению, привносящему конкретность, функциональность, логичность и интуицию [18].

Условием управления и развития математического и экономического мышления у студентов Донского политехнического колледжа выступает создание дидактического комплекса, включающего в себя блоки, отражающие теоретическую основу изучаемой дисциплины и профильно-ориентированные блоки заданий, т.е. вариативная часть. По ФГОС СПО в вариативную часть входят практико-ориентированные задания, несущие профессионально значимую информацию. В качестве основных способов составления математических профессионально ориентированных заданий экономической тематики возможно использование следующих: введение профессионально-значимой информации в сюжет исходного математического задания; насыщение математического содержания (тождества, отношения, уравнения, неравенства и т.д.) подходящим сюжетом, несущим профессионально-значимую информацию; замена сюжета исходного математического задания аналогичным сюжетом, содержащим профессионально-значимую информацию. Развитию профессионально-важных качеств и экономического мышления способствуют инновационные задачные методики и технологии, нацеленные на формирование и совершенствование специфических и логических приемов мыслительной деятельности, такие как: интеллект-карты, алгоритмы, схемы, тесты, проекты, творческие задания. Если интеллект-карты, алгоритмы и схемы стимулируют развитие логических мыслительных операций, то использование в проектах и творческих заданиях можно применять моделирование реальных экономических ситуаций, их формулировка и решение математическими методами и средствами, способствует развитию комплекса профессионально важных качеств личности будущего логиста. Использование указанных методов позволяет развить альтернативность, гибкость и системность мышления, познавательные способности, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве [25].

В процессе обучения студенты должны не только получить профессиональные знания, но развить профессиональное мировоззрение и общегражданские качества. В этом направлении развития будущего специалиста экономического профиля особую роль играют дисциплины социально-гуманитарного цикла. По мнению Э.Ф. Зеера, гуманитарные дисциплины недооцениваются при подготовке будущих логистов, в то время как они создают возможность для развития чувства долга, глубокой заинтересованности в профессиональных знаниях, в успешном разрешении познавательных и деловых проблем, способности ориентироваться в профессиональной ситуации и предвидеть перспективу своей деятельности [21].

Именно изучение социально-гуманитарного цикла дисциплин позволяет активно использовать деловые и ролевые игры, направленные на развитие коммуникативных способностей будущих логистов.

Не менее значима эффективная организация самостоятельной работы будущих логистов в плане формирования их профессионально важных качеств. Временные, организационные и дидактические возможности самостоятельной работы позволяют в полной мере обеспечить вариативность в образовании будущих логистов и учесть индивидуальные потребности обучающихся в плане формирования профессионально важных качеств будущего специалиста.

По нашему мнению, условия обучения в «Донском политехническом колледже» дают возможность более эффективно использовать самостоятельную работу, создав методическую систему ее сопровождения, использования дидактические единицы самостоятельной работы: кейс-стадии и игровое проектирование, реализуемые на четырех уровнях - исполнительском, управленческом и стратегическом (для определения которых, нами использовалась авторская система мониторинга динамики развития профессионально важных качеств будущих логистов). Система оценивания базировалась на времени выполнения задания, его оформлении и качественных параметрах (от 4 до 13 в зависимости от сложности задания); переход от уровня к уровню определялся критическими баллами, отражающими усвоение определенной дидактической единицы. При этом задача ставилась не довести всех обучающихся до высшего уровня, а обеспечить поэтапность и индивидуализацию образования в форме самостоятельной работы, предложить для каждого студента такую траекторию, двигаясь по которой он бы в полной мере развил объективно требуемые для его будущей профессиональной деятельности качества. Включение в самостоятельную работу методов, формирующих обобщенную дидактическую единицу кейс-стадии, способствует активизации образовательной среды, стимулирует развитие целеустемленности, настойчивости, учебной успешности и самостоятельности познавательной деятельности будущих логистов. Игровое проектирование позволяет реализовать элементы будущей профессиональной среды, технологии имитационного моделирования, что стимулирует рост профессиональной осознанности обучающихся.

Индивидуализация процесса сопровождения развития профессионально важных качеств будущих логистов в «Донском политехническом колледже» актуальна и важна, т.к. исследования показывают разнообразные сочетания сформированности компонентов профессиональной компетентности будущих логистов: высокий уровень теоретической составляющей и интеллектуальных способностей может сочетаться с низким уровнем коммуникативно-организаторских способностей.

Систематизируя и обобщая данные о профессионально важных качествах студентов, нельзя не упомянуть о том, что одним из важных для профессии логистов качеств выступает стрессоустойчивость. Наряду с мыслительными, она входит в комплекс ведущих профессионально важных качеств специалиста. Развитие стрессоустойчивости требует не только включения специальных тренинговых занятий в образовательный процесс СПО, но и оптимизации организации труда обучающихся.

Совершенствование образовательного процесса в контексте компетентностного подхода требует преобразования отношений преподавателя и обучающегося, использование в обучении активных методов, таких как: проблемные лекции (игровые и неигровые), проблемные семинары (они подразумевают анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, деловые игры, организационно-деятельностные игры), лабораторные занятия (включают решение производственных задач, учебные игры, производственные игры и тренинги) [45, с.15]. Широкое использование в образовательном процессе разноплановых игр и тренингов должно создать условия для развития рефлексивных способностей, обеспечить осознанность учебно-профессиональной деятельности и воспитание ответственного отношения к учебе и будущей профессиональной деятельности.

На необходимости и целесообразности использования деловых игр в образовании будущих логистов в «Донском политехническом колледже» остановимся подробнее.

По мнению Солопенко Е.В. метод деловых игр эффективен при обучении будущих логистов только при выполнении условий: систематичности и масштабности (применяются систематически в преподавании базовых ученых дисциплин), баланса теоретической и практической составляющих; самостоятельности и рефлексивности [45].

Таким образом, используя известные педагогике активные методы обучения, мы подготовили рекомендации по формированию профессионально важных качеств будущих логистов в «Донском политехническом колледже». Именно активные методы обучения предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Активное обучение рассматривается как переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении и необходимых качеств будущих логистов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 29.12.2012. №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // [Электронный ресурс]: http / www.consultant.ru document / cons_docLAW149753.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте».
  3. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. - М., 2014.
  4. Алышев Н. В., Егоров А. С., Реброва Н. П. Развитие профессионально важных функций как одно из направлений совершенствования профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ. // Сборник научных трудов Л., 2016.-79 с.
  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2015.
  6. Асеев В. Г. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности // Психология личности и образ жизни. - М., 2014.
  7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 2012.
  8. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2015. - 192 с.
  9. Безлепкин В.В., Власов В.В. Что определяет облик специалиста? // Вестник высшей школы. 2016. №2.
  10. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 2014.-209 с.
  11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 2014.-191 с.
  12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2013.
  13. Булавенко О.А. Проектирование подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования: Монография. М.: НИИ школьных технологий, 2014. - 304 с.
  14. Вербицкий А.А., Филипов А.В., Красовский Ю.Д. Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней специальной школе. Психолого-педагогические вопросы проведения деловых игр. - М.: Знание, 2016.
  15. Воронцова М.В. Роль элективных курсов в подготовке будущего педагога // Сб. Интегративная стратегия становления профессионала в условиях многоуровневого образования. Материалы научно-практической конференции. Том I. Котмал. 2014.- С. 345-348.
  16. Выготский JI.C. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. 108с.
  17. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 415с.
  18. Грушевский С.П. Формирование профессионально-значимых качеств личности студентов экономических направлений в процессе математической подготовки. // Теория и практика общественного развития. 2014. №3. С.157-162
  19. Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М.: МГУ, 2015. - С. 296-301.
  20. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 2014. - С. 11 - 12.
  21. Зеер Э.Ф. Совершенствование профессиональной подготовки студентов инженерно-педагогического вуза. Содержание и перспективы развития инженерно-педагогического образования. Свердловск: Свердловский инженерно-педагогический институт, 2016. 128с.
  22. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 480 с.
  23. Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Минск: Изд-во БГУ, 2013.
  24. Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе // Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. Грозный, 2014.
  25. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб пособие-для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 51с.
  26. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов - на Дону: Феникс, 2014. 512с.
  27. Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие М.: "Академический Проект", 2015. - 240 с.
  28. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 2014. - 142с.
  29. Курдюков Г.М. О формировании личностных качеств будущих специалистов. / Высшее образование в России, 2012. №2.- С. 103 105.
  30. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 2012.
  31. Леонтьев А.И. Деятельность, сознание, личность. - М.: Смысл, 2013 - 352 е.
  32. Лихачев Т.Е. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 2014.-528с.
  33. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 2013.- 640 с.
  34. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2017. - С. 266 -269.
  35. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. / Под ред. Е.Э. Смирновой. Д.: Издательство Ленинградского университета, 2014.
  36. Павлова A.M., Зеер Э.Ф. Проблема изучения профессионально-личностного потенциала: результаты поискового исследования // Образование и наука, 2012. №1. С. 103-115.
  37. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 2014. - 256с.
  38. Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности // Активность личности в обучении: Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 2016.
  39. Полат Е.С. Метод проектов. http: // distant.ioso.ru / project/meth%20project/metod%20pro. htm. 10. Дата обращения: 05.05.2015.
  40. Практическая психология: Учебник /Под ред. М.К. Тутушкиной, 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во "Дидактика Плюс", 2014. - 336с.
  41. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. КМ. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд., испр. М.: УРАО, 2014. - 304с.
  42. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. Издательство: Питер, 2013, 464 с.
  43. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 2015.- 640 с.
  44. Солопенко Е.В. Метод деловых игр в подготовке специалистов экономического профиля: Дисс. канд. пед.наук. СПб, 2012 .
  45. Фалькова И.Н. "Использование инноваций в преподавании экономических дисциплин" // Перспективы развития науки и образования: Международная заочная научно-практическая конференция. Часть 3. Москва, 2013.- С. 123.
  46. Фитьмова А.А. Модель развития когнитивных профессионально важных качеств студентов экономических специальностей // Психология и педагогика: методика и проблемы, 2014. С.121-125.
  47. Чернер С.Л. Опыт формирования деловых качеств личности // Педагогика. 2015. № 5. С.28 - 34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Декорирование одежды - один из методов исследования творческого потенциала и профессионально важных качеств обучающихся"

Результатом развития  творческих способностей и профессионально важных качеств, является воспитание у обучающихся:  воображения, фантазии, творческого мышления, трудолюбия, стремление к проф...

Формирование профессионально важных качеств на уроках права

Главная задача профессионального образования подготовить квалифицированных специалистов, которые будут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Вне ...

Оценка профессионально важных качеств при выборе специальности «Цветовод»

Выбор профессии – не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в жизни. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Поэтом...

«Внеурочная деятельность, как условие развития социально-важных качеств обучающихся в учреждениях профессионального образования».

Предлагаю вашему вниманию статью "Внеурочная деятельность, как условие развития социально-важных качеств обучающихся в учреждениях профессионального образования....

Методическая разработка учебного занятия на тему "Профессионально-важные качества менеджера по продажам"

Учебное занятие по теме «Профессионально-важные качества менеджера по продажам» направлено на ознакомление обучающихся с необходимыми в их профессиональной деятельности профессионально-важных качеств ...

Личность педагога профессионального обучения. Профессионально важные качества.

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности,...