Практика подготовки участников к региональным чемпионатам «Молодые профессионалы (World Skills Russia) в компетенции Преподавание в младших классах в Старорусском политехническом колледже (филиале) НовГУ
статья на тему

Подготовка профессионалов - общее дело государства, бизнеса и образования по созданию конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Власова Наталья Владимировна, преподаватель, Гусейнова Марина Фахраддиновна, преподаватель, Старорусский политехнический колледж,

Практика подготовки участников к региональным чемпионатам «Молодые профессионалы (World Skills Russia) в компетенции Преподавание в младших классах в Старорусском политехническом колледже (филиале) НовГУ

То, что дети могут сделать вместе сегодня,

завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л. Выготский

Подготовка профессионалов - общее дело государства, бизнеса и образования по созданию конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.

Учитель начальных классов, как личность и профессионал, обеспечивает вхождение ребенка в мир культуры, социальных отношений, приобщает детей к духовному наследию прошлого и новейшим достижениям человеческой цивилизации. Он оказывает особое влияние на выбор индивидуальной траектории морального, интеллектуального, эмоционального, социального развития. Он принимает непосредственное участие в процессе формирования у обучающегося образа окружающего мира и места человека в нем, системы отношений к себе, другим, природе и обществу, бытию в целом.

Осуществляя профессиональную деятельность, специалист по работе с детьми младшего школьного возраста должен обладать комплексом универсальных знаний фундаментального характера; умениями, навыками и опытом самостоятельной деятельности; личной ответственностью, способностью к профессиональной саморефлексии и самоактуализации, постоянному обучению в течение всей жизни.

Формирование данных компетенций востребовано на сегодняшний день и проверяется на различных конкурсах педагогического мастерства.

WorldSkills International (WSI) — самый большой в мире конкурс профессионального мастерства, сопоставимый с олимпийским движением. Цели проекта WorldSkills: создание новых возможностей для освоения современных профессиональных компетенций студентами на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой отечественный опыт.

Чемпионатное движение, хоть и не является напрямую образовательной областью, но прочно вошло в практику подготовки молодых профессионалов, так как от конкурентоспособности на рынке труда зависит дальнейшая карьера, заработная плата, жизнь человека в целом.

Новгородская область присоединилась к движению «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в 2016 году. Региональный чемпионат молодых профессионалов проводится по различным компетенциям, в том числе по компетенции «Преподавание в младших классах». Цель чемпионатов – развитие способностей студентов к системному действию в профессиональной ситуации, анализу и проектированию своей деятельности.

В ходе чемпионата по компетенции «Преподавание в младших классах» участники на протяжении нескольких конкурсных дней выполняют задания по модулям. В программу входят сложные конкурсы, требующие владения общекультурными и профессиональными компетенциями:

  • Модуль А. «Устное Эссе»  
  • Модуль B1. «Подготовка и проведение фрагмента урока»
  • Модуль В2. «Разработка и проведение внеурочного занятия»
  • Модуль С1. «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации»
  • Модуль С2. Конкурс «Научу за 5 минут»
  • Модуль Д. «Методическое обеспечение образовательного процесса»
  • Модуль Е. «Самообразование»

Через задания из модулей А, Е проверяются общекультурные компетенции. Конкурсантам важно обозначить проблему в рамках указанной темы, сформулировать тезис, аргументировано изложить собственную позицию, показать смысловое единство и логику выступления, продемонстрировать грамотность и четкость речи, информационную полноту.

Во всех последующих заданиях проверяются профессиональные компетенции. Одним из таких заданий стала разработка и проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из предметов  (предметы и тема урока  выбираются по жеребьевке).  Здесь необходимо показать понимание учебного содержания и умение соотнести его с темой и целями урока, умение сформулировать цели и задачи, соотносить результаты урока с поставленными целями, мотивировать обучающихся к учебной деятельности, вовлекать их в организацию урока, демонстрировать элементы современных технологий обучения (в том числе ИКТ), использовать различные формы оценивания.  Обстановку настоящего урока помогают создать школьники начальных классов, с которыми и работают конкурсанты.

Задание «Научу за 5 минут» позволяет продемонстрировать умение организовать продуктивное взаимодействие с учащимися, умение создавать творческую работу прикладного характера с учетом возраста обучающихся.

В ходе выполнения задания по разработке родительского собрания для родителей первоклассников студентам в рамках чемпионата необходимо показать разнообразие видов деятельности, представить логику построения родительского собрания, разные формы работы с родителями, научность представленной информации. Сложность выполнения этого задания заключается в том, что все перечисленные компетенции необходимо  показать всего лишь за 10 минут.

Не менее сложным является задание, связанное с разработкой и проведением фрагмента внеурочного занятия с элементами конструирования, где обязательно должен был быть использован конструктор ПервоРобот LEGO Education с программным обеспечением WeDo. При выполнении этого задания проверяются следующие возможности будущих педагогов:

  • знание примерных программ  внеурочной деятельности для начального общего образования;

  • знание и учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;

  • умение организовать различные виды деятельности обучающихся, в том числе самостоятельную работу;

  • умение демонстрировать элементы современных технологий.

Задание по методическому обеспечению образовательного процесса требует от студентов умения составлять презентацию с наличием звукового сопровождения, анимации, интерактивности; в обязательном порядке материал презентации должен соответствовать этапу процесса обучения и возрастным особенностям младших школьников.

За два года участия в чемпионате «Молодые профессионалы» в арсенале студентов колледжа бронзовая медаль.

Как же подготовить студентов к практическому выполнению действий на чемпионате в условиях политехнического колледжа? Только поэтапное введение студента в специальность и последующее его сопровождение на всех этапах профессионального обучения обеспечивает осознанное формирование заинтересованности у студента получить специальность и быть востребованным в ней на рынке труда.

Главной движущей силой участия студентов в чемпионатном движении является мотивация. Прежде всего, это мотив выбора профессии, это увлеченность делом, желание показать себя и свои профессиональные умения в конкретной области, не бояться быть замеченным работодателями, а также умение анализировать плюсы и минусы своей деятельности совместно с экспертом.

Подготовку студентов к прохождению испытаний осуществляют преподаватели Старорусского политехнического колледжа Власова Н.В. и Гусейнова М.Ф., которые имеют большой практический опыт взаимодействия с младшими школьниками, участвуют в Региональных чемпионатах в качестве экспертов-компатриотов, являются экспертами по проведению демонстрационного экзамена.

При подготовке к чемпионату, педагоги стараются не просто передать собственный опыт, но и укрепить у студента веру в свои профессиональные возможности, в достижение успеха.

В ходе подготовки необходимо отметить несколько этапов работы, позволяющих не только подготовить студентов к чемпионату, но и сформировать у них ряд личностных и профессиональных компетенций.

В педагогической науке и практике признано, что эффективными формами самореализации и самосовершенствования студентов являются олимпиады, фестивали, конкурсы, проектная деятельность, учебные и производственные практики.

Одним из эффективных способов повышения мотивации к обучению, активизации познавательной деятельности студентов стали Недели специальности, которые традиционно проводятся в Старорусском политехническом колледже не один десяток лет.

В рамках мероприятий Недель специальности студенты учатся организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Именно мероприятия Недель специальности создают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации.

В колледже применяется механизм взаимодействия работодателей и образовательной организации посредством стратегического партнерства:

  • реализация производственных практик и стажировок студентов в образовательных организациях;
  • привлечение работодателей к участию в промежуточной и итоговой аттестации студентов;
  • организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, мероприятий Недель специальностей с привлечением работодателей;
  • повышение профессионального уровня всех участников образовательного процесса.

Кроме того, в Старорусском политехническом колледже сложилась многолетняя практика проведения профессионально ориентированных мероприятий для будущих педагогов в течение учебного года. Студенты постоянно взаимодействуют с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста: планируют и проводят мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей и их физическое развитие, организуют продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), проводят различные виды деятельности и общения детей, организуют утренники и праздники для воспитанников детского сада, младших школьников общеобразовательных и адаптированной школ.

Все это дает возможность совершенствовать навыки самостоятельной работы студентов и развивать их профессиональное мышление, развивать способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности, а также проводить проверку профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.

Студенты сами делают вывод: чтобы быть профессионально компетентным, владеть общекультурными компетенциями, необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием и самореализовываться в педагогической деятельности.

Таким образом, профессиональная компетентность будущего  учителя  как интегративная система профессионально-значимых личностных свойств формируется у студентов Старорусского политехнического колледжа на протяжении всего периода  обучения. А конкурсы профессионального мастерства мы рассматриваем как одну из наиболее действенных форм работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки обучающихся, развития и популязации специальности.

Список литературы:

  1. Гусейнова М. Ф., Власова Н. В. Профессионально-педагогические компетентности преподавателей среднего профессионального образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г._) -Казань:Бук,2014.—С.262-263.
  2. Власова Н. В., Гусейнова М. Ф., Смирнова В. В., Максимова А. С. Формирование компетенций у студентов специальности «Преподавание в начальных классах» [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 118-120.
  3. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. /Электронный ресурс//Режим доступа: http://минобрнауки.рф/m/документы/923

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка участников Регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia)

Приказ № 238-ОД от 11.09.2017 "Об организации подготовки участников Регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) ХМАО-Югры в 2017 году"...

Программа профессиональной подготовки команды участников V Открытого регионального чемпионата "Молодые профессионалы" WorldSkill Russia Смоленской обл.

Программа профессиональной подготовки команд участников V Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) Смоленской области (далее – Программа) разра...

Программа подготовки команд участников V Открытого регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) Смоленской областипо компетенции "Веб-дизайн и разработка" - 2019

Программа профессиональной подготовки команд участников V Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) Смоленской области (далее – Программа) разра...