«Использование сюжетно-ролевых игр в реабилитационном процессе» - обмен опытом
методическая разработка на тему

Иващенко Лариса Александровна

Публикация материала для выступления методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevye_igry.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края

«Каневской социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

«Использование сюжетно-ролевых игр

в реабилитационном процессе» -

обмен опытом

                                                 

                                                         Разработчик: воспитатель отделения

                                                         диагностики и социальной реабилитации

                                                         Л.А.Иващенко

ст. Новоминская

2018 год

        Сюжетно-ролевая игра – форма организации деятельности, которая моделирует и воссоздает в условных ситуациях какой-либо аспект социальной жизни.

        Игра является ведущим видом деятельности как дошкольника, так и младшего школьника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни, к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

        Ролевые игры — это всегда игра «во что-то» или «в кого-то». Основа такой игры заключается в содержании ролей, которые дети должны «примерить» на себя.

        Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых.

        Интересными являются следующие моменты:

        1. Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т. п.) с целью поддержания интереса детей к игре.

        2. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.

        3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.

        4. Просмотр диафильма по теме игры.

        5. Проведение экскурсии по теме игры.

        6. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.).

        7. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций.

        8. Введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей.

        9. Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.

        10. Совместная с детьми игра.

        Виды сюжетно-ролевых игр:

         1.  Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

         2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

         3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

         4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

        5.  «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

         Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры.

1. Выбор игры.

2.Педагогическая разработка плана игры.

 3.Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

4.Создание воображаемой ситуации.

 5. Распределение ролей.

 6. Начало игры

7. Сохранение игровой ситуации.

 8. Завершение игры.

         Игра всегда рассчитана педагогом на определенный промежуток времени, в течение которого дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку.

        Во всех случаях необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

        Включаясь в такую деятельность, несовершеннолетним приходится:

выполнять различные социальные роли;

выражать разные гражданские позиции;

организовывать или влиять на поступки других участников;

устанавливать коммуникативные связи, налаживать контакты;

решать возникшие по ходу игры конфликтные ситуации.

        В процессе игры устанавливается непринужденная обстановка. Ее органичный ход включает естественное командование и подчинение, которое дети не воспринимают агрессивно.

        Игра «Планета друзей»

        Сначала воспитатель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету, либо заполнить готовую звездную карту. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания воспитателя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:

Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.

Составить правила совместного проживания на планете.

Описать, какие события происходят на планете.

Предложить варианты решения описанной ситуации, если бы она произошла на вашей планете.

        Игра «Зоопарк»

        Материал и оборудование: фигурки различных животных, материал для постройки вольеров (может быть использован строительный конструктор или картонные коробки), природный материал для создания эффекта парка;

кассовые билеты.

        Детей необходимо разделить на несколько групп и отдельно выбрать директора зоопарка и кассира. Смысл игры состоит в построении зоопарка и организации экскурсии по нему.

        Сначала каждой группе предстоит выбрать животного, за которым они должны ухаживать. Можно это сделать в произвольном порядке, по жребию или предложить отгадать загадки.

        Пока происходит это действие, директор зоопарка должен продумать место расположения каждого вольера и нарисовать схематическую карту. После распределения групп он выдает каждой из них строительный материал. В то время, пока группы возводят вольеры, директору предстоит красиво оформить карту зоопарка и наметить маршрут экскурсии по нему.

        Такая игра может быть использована на занятиях экологической направленности. В ходе игры дети познакомятся с правилами поведения в зоопарке и узнают много информации о редких животных.

        На мероприятиях, посвященных изучению Правил дорожного движения можно проводить ролевые игры «Дорожное движение», «Я иду домой», «Мы на пешеходном переходе» и т.д.

        Игра «Рекламное агенство», «Журналисты», «Магазин бытовой техники»

        Тематика подобных игр очень разнообразна. Можно предложить детям поработать на кондитерской фабрике, не просто магазине, а в пиццерии, не в парикмахерской, а в салон красоты, поликлинике или на почте. С помощью данных игр несовершеннолетние поймут особенности каждой профессии.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в реабилитационном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов

Использование в реабилитационном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов...

Доклад "Использование в реабилитационном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов".

Использование в реабилитационном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов....

Урок «Характеристика сюжетно-ролевой игры, этапы ее развития».

Конспект урока для студентов специальности "Дошкольное образование" по теме: «Характеристика сюжетно-ролевой игры, этапы ее развития»....

Сюжетно-ролевая игра "Больница".

Сюжетно-ролевая игра....

«Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе «Бизнесмены»

Методический материал по организации сюжетно-ролевой игры "Бизнесмены"...

Использование рейтинговой накопительной системы в педагогическом процессе (из опыта работы преподавателя материаловедения)

Публикация содержит материал по обмену опытом использования рейтинговой накопительной системы при обучении студентов по дисциплине ОП.04 "Основы материаловедения"...

Статья на тему: Развитие сюжетно-ролевой игры детей младшей группы посредством использования атрибутов

Сюжетные игры младших дошкольников носят подражательный характер, поэтому в этот период развития игры для ребенка важна атрибутика (предметы и игрушки). Ребенку нужны все виды игрушек: сюжетно &ndash...