Дисциплина «Методика преподавания математики» Тема «Методика изучения подготовительного этапа и нумерация однозначных чисел»
материал на тему

Смаракова Елена Александровна

 

Дисциплина «Методика преподавания математики»

Тема «Методика изучения подготовительного этапа и нумерация однозначных чисел»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_matematiki.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа

Дисциплина «Методика преподавания математики»

Тема «Методика изучения подготовительного этапа и нумерация однозначных чисел»

Изучение уровня математической готовности детей, поступающих в школу.

Задания по определению уровня готовности ребенка к изучению математики, направленные на выявление уровня сформированности:

  1. Временных представлений:

Задание 1: «Какие части суток ты знаешь? Перечисли их по порядку».

Задание 2: «Сейчас я покажу тебе картинки с изображением мальчика. Разложи их по порядку. Как ты думаешь, в какое время суток это происходит?».

(Материал: картинки с изображением мальчика  спящего в темноте, делающего зарядку, спящего при дневном свете, занимающегося, смотрящего вечернюю передачу, делающего зарядку, умывающегося (приложение 1)).

Задание 3: « Это картинки, на которых изображена природа. Разложи их по порядку. К какому времени суток относится каждая картинка? Почему?»

(Материал: картинки с изображением явлений природы, свойственных тому или иному времени суток (приложение 2)).

Задание 4. «Расскажи, как все было, пронумеруй картинки.»

(Материал: серия картинок (приложение 3)).

  1. Пространственных представлений:

             Задание 1:  « Составь рассказ, используя слова «на», «над», «под», «за», «перед», «слева», «справа».

      (Материал: сюжетная картинка (приложение 4)).

Задание 2: «Считайте круги слева направо. Какого цвета второй круг?

Считайте  круги справа налево. Какого цвета первый круг? Третий круг?»

(Материал: круги одинаковые по размеру, но разные по цвету (приложение 5)).

        Задание 3: Используются кубики разного цвета. Они выставляются один за другим, детям задаются вопросы: какого цвета кубик стоит между желтым и красным? Какого цвета кубик стоит перед синим кубиком? Какого цвета кубик стоит за красным кубиком? И т.п.

        Задание 4: Детям раздаются листы бумаги. На них они выполняют задание:

-в левом верхнем углу листа нарисуйте солнышко;

-в правом верхнем углу листа нарисуйте облако;

-в нижнем левом углу листа нарисуйте домик;

-в нижнем правом углу листа нарисуйте дерево;

-между деревом и домиком нарисуйте цветы.

  1. Геометрических представлений:

Задание 1: «У вас на партах выложены разные геометрические фигуры. Я буду показывать вам фигуру, вы должны показать мне такую же и назвать ее.»

(Материал: геометрические фигуры (приложение 6)).        

         Задание 2: (Материал: мешочек, наборы геометрических фигур или предметов.)

Варианты заданий:

- узнать на ощупь фигуру или предмет;

- найти такой же, как в мешочке, предмет или фигуру;

- найти все треугольники и т.д.

        Задание 3:  Назови из каких геометрических фигур составлена данная картинка. (приложение 7)

        Задание 4:  Раздели предметы на три группы. Что между ними общего и чем они отличаются? (приложение 8)

  1. Умения пересчитывать элементы множеств:

        Задание 1: Сосчитай, сколько кружков на рисунке? (приложение 9)

             Задание 2: В коробке 10 карандашей. Я беру один карандаш. Сколько осталось карандашей? Беру еще один. Сколько теперь осталось карандашей? Беру еще один. И т.д. , пока в коробке не останется ни одного карандаша.

        Задание 3:  На картинке нарисовано 8 домиков, каждый имеет свой номер. Почтальону нужно отнести письмо в дом №5. Он может попасть к этому дому двумя путями: если пойдет сначала улицы и если пойдет с конца улицы. Давайте ему поможем найти дом №5, считая дома и с начала улицы, и с конца. (приложение 10).

Задание 4: Сколько на картинке мышек? Сколько котов? (приложение 10).  

  1. Умения сравнивать множества по числу составляющих их элементов:

Задание 1: Посмотри внимательно на рисунок: чего больше? Чего меньше? (приложение 12)

Задание 2: Чего больше: кругов или квадратов? Звездочек или треугольников? И т.п. (приложение 13).

Задание 3: Учитель показывает детям: в одной руке я держу 5 треугольников, в другой 3 круга. Чего больше: треугольников или кругов?

.        Задание 4: Как сделать так, чтобы квадратов стало столько, сколько

 кружков? (возможно 2 способа выполнения задания). (приложение 14)

  1. Логических умений :

 Задание 1: Сравни. Что изменилось? Что не изменилось?

 

     Задание 2:Подумай и ответь, каким кусочком нужно продолжить узор?

1)

2)

3)

Задание 3:Разбей геометрические фигуры на группы так, чтобы в каждой группе были похожие между собой фигуры. Сколько групп получилось? Сколько фигур в каждой группе?

Система обработки результата выявления уровня готовности ребёнка к изучению математики:

Количественная характеристика:

За правильный ответ – 2 балла;

За ответ, в котором допущена ошибка – 1 балл;

За неправильный ответ – 0 баллов.

Уровни готовности:

Низкий уровень готовности – 0-19 б. (0 – 50%)

Средний уровень готовности – 20-29 б. (51 – 75%)

Высокий уровень готовности – 30-38 б. (76 – 100%)

Качественная характеристика:

На низком уровне ребенок может выделять информацию из текстов разных видов, умеет осуществлять сравнение, владеет общим приемом решения учебных задач и осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

На среднем уровне ребенок может использовать знаково - символические средства, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознает общие и различные свойства предмета; произвольно и осознанно владеет общим приемом решения задач; осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

На высоком уровне ребенок может владеть приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств; строить логические цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство; умеет осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; умеет строить рассуждения в форме связи суждений об объекте, его строении, свойствах; умеет осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Фрагмент урока математики 1 класс ( Моро М.И.)  по формированию коммуникативных УУД.

Тема фрагмента: изучение нового материала на уроке математики «Много. Один. Цифра 1»

Цель фрагмента: учащиеся учатся сравнивать предметы  «много»  и «один».

Ход фрагмента:

  1. Знакомство с понятием «много» и «один».

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями , слушать другого ученика- партнера по коммуникации и учителя, обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.

На магнитной доске расположены группы предметов: 9 кругов синих, один зеленый, шесть треугольников красных один желтый.

Учитель- Посмотрите внимательно на доску . Что вы заметили? (Ответы детей).

Учитель- Что можно сказать о числе синих кругов по сравнению с зелеными? А что можно сказать о числе красных треугольников по сравнению с желтыми? (Ответы детей).

Учитель- А если бы вы не смогли пересчитать все фигуры, что бы вы сказали о их количестве?(Ответы детей)

Учитель- О каких предметах в нашем классе можно сказать «много»? (Столы, стулья, цветы, тетради, ученики и т.п.). А о каком предмете  можно сказать, что он только «один»? ( Доска, компьютер, телевизор и т.п.)

  1. Формирование умения различать понятия «много», «один».

Учитель – Сейчас я вам загадаю загадку: этих предметов у нас в классе много, они нужны для того, чтобы учащиеся сидели во время урока. Что это? (Стулья). Следующая загадка- этот предмет у нас в классе один, у него четыре ножки и спинка, он нужен учителю, когда тот устает стоять. Что это? (стул учителя).

Учитель- Вы меня слушали внимательно? А теперь объединитесь в группы по 4 человека и придумайте свои 2 загадки о предметах, находящихся у нас в классе, при этом используйте понятия «много» и «один».

По окончании работы в группе дети загадывают свои загадки одноклассникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания математики

Данное пособие было составлено в ходе подготовки к государственному экзамену по методике преподавания математики. Будет полезно для студентов педагогических вузов и колледжей....

Тест по ТОНКМ с методикой преподавания математики в начальных классах

Данный тест составлен по теме «Итоговое повторение» и предназначен для студентов педагогических колледжей. Он может быть использован на уроках обобщающего повторения и  при подготовке к итоговой ...

Методика преподавания математики. Лекция – провокация как интерактивная форма проведения занятия

В работе рассмотрены преимущества применения лекции-провокации как интерактивной формы проведения занятий, приведен пример лекции по теме «Решение логарифмических уравнений»...

история возникновения и развития методики преподавания математики

реферат на тему история возникновения и развития методики преподавания математики...

Опыт внедрения методики преподавания математики с профессиональной направленностью в СПО

Статья содержит описание опыт внедрения применения методики преподавания математики с профессиональной направленностью в системе СПО с целью повышения качества знаний обучающихся....