Проектная работа "Почему снег скрипит?"
проект на тему

Петрова Татьяна Владимировна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_petrova_-_kopiya.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей "Снегурочка""

Проектная работа

"Почему снег хрустит?"

Авторы: дети средней группы №7.

Руководитель: Петрова Т.В.

                  г. Югорск. 2017 г                                                

Проектная работа «Почему снег хрустит?»

                                                Введение  

Обоснование и постановка проблемы                                               Актуальность проекта:

Продолжается волшебница зима, везде лежит снег. Идём мы с детьми на прогулку, а под ногами хрустит снег.  Я взяла в руки снег и надавила и мы услышали хруст. Что создает этот звук? Этот звук возникает при ходьбе по снегу. Когда на улице было теплее, и хруста такого не было слышно. А когда на улице холодно и снег хрустит сильнее. Есть люди, которые могут оценивать температуру воздуха по воспринимаемым на слух изменениям в характере хруста снега. Хруст снега – не что иное, как шум от раздавливаемых мельчайших кристалликов снега. В отдельности каждый из них так мал, что, ломаясь, издает звук, недоступный человеческому уху.

Чем выше температура, кристаллики, сопротивляясь перелому, изгибаются, выделяя при этом тепло и хруста почти не слышно. Это способствует еще большему подтаиванию снежинок. В таком снеге не слышно ни звука перелома, ни звука трения.

Смоченные водой кристаллики издают звук, отличавшийся от звука трения сухих снежинок, а если на улице тепло снег вообще перестаёт хрустеть. Это связано с тем, что при определённой температуре снежинки при сдавливании не ломаются, а начинают подтаивать, выделяющаяся вода смачивает снежинки и вместо сухого трения возникает «скольжение снежинок по смоченной поверхности».Из всего выше сказанного можно вывести проблему: почему и по какой причине хрустит снег? Детям это стало интересно и мы решили, во время зимних прогулок, наблюдать за хрустом  снега и за температурой воздуха.

Тема проектной работы: «Почему снег хрустит?»

Цель: выяснение возникновения хруста у снега.

Задачи:

1. Познакомить детей с составом снега.

2. Формировать у детей умение анализировать информацию и делать выводы.

3. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

4. Закреплять умение задавать вопросы (восполняющие, почемучкины и описательные).

5. Выяснить какой снег хрустит сильнее сухой или мокрый?

Методы и приёмы необходимые для достижения цели.

Методы теоретического уровня: теоретический анализ печатных и электронных источников информации (книги, иллюстрации и рисунки о зиме), периодических изданий изучение и их обобщение. Данные методы применяются с целью первоначального сбора информации по интересующей проблеме.

Методы экспериментального уровня: наблюдения, опыты.

Тип проекта:

По количеству участников: групповой;

По направленности: информационный, практико-ориентированный;

По контингенту: дошкольники 5 лет;

По продолжительности: долгосрочный.

План реализации проекта:

1. Выделение и постановка проблемы.

2. Сбор материала. Анализ полученных данных.

3 Проведение опытов и экспериментов.

4 Получение продукта проекта.

5 Представление проекта.

                                 Основная часть.

Анализ хода работы:                                                                                  Выделение и постановка проблемы.   Дети нашей группы очень любят зиму с её зимними забавами, морозами, снегами. На занятиях окружающего мира мы изучали тему «Зима в природе». Наблюдали на прогулках за снегом. .Детям стало интересно, почему снег хрустит.  Что создает этот звук? Этот звук возникает при ходьбе по снегу. Когда на улице было теплее и хруста такого не было слышно. А когда на улице холодно,  снег хрустит сильнее. Во время зимних прогулок мы наблюдали за снегом, за снежинками и за температурой воздуха. И мы с детьми решили больше узнать о том, почему хрустит снег и из чего состоит снежинка, и рассказать об этом другим детям. С детьми собрали копилку(книги, иллюстрации о зиме, рисунки),(приложение №1) проводили наблюдения на улице. (Приложение №2)

Данный проект предполагает изучить почему хрустит снег, провести опыты и наблюдения за температурой воздуха и хрустом снега.

Сбор материала. Анализ полученных данных.

Причины возникновения хруста.

 Существует две причины возникновения хруста снега:

  • Снег состоит из снежинок, представляющие собой кристаллы, в которые превращаются капли воды в снежных облаках. Во время перелома этих кристаллов и слышен скрипящий или хрустящий звук.
  • Трение кристаллов снега друг об друга при смещении.

Первая причина рассматривается, как основная.

Снег хрустит только в мороз, и сила его хруста меняется в зависимости от температуры воздуха – чем крепче мороз, тем снег сильнее хрустит.

В нашу копилку входят- наблюдения и опыты.

Наблюдение № 1. (Приложение №2)

Когда мы с детьми наблюдали за снегом, дети думали, что под снегом лежит лёд, и он при надавливании трескается.

Снег сегодня хрустит. Разгребаем снег лопаткой. Под снегом не видим льда.  Значит, наше предположение неправильное.

  Предположим, что снег пушистый и при надавливании снег издает хруст. Мы с детьми ходили по снегу, брали в руки снег и слушали хруст снега.

Опыт №1.  (Приложение №3)

Для исследования хруста снега, мы изготовили модель снега из бумаги. Нарезали бумагу на мелкие кусочки - «снежинки». Насыпали их настол и ладошкой надавливали с детьми на этот «сугроб». Раздался хруст. Как возник этот звук?

Когда мы с детьми сминали «снежинки», каждая из них шуршит и потрескивает. Тоже самое происходит со снегом. Снег под  ногами хрустит.

Опыт №2.  (Приложение №4)

Мы с детьми смешивали сухие сахар с солью и услышали звук похожий на

хруст снега.

Опыт №3.

Затем мы смочили водой соль и сахар.

  Звук изменился! Его почти не слышно.

 Опыт №4.  (Приложение№ 5)

Провели  опыт на бумажной модели снежинки. Для этого взяли стакан с водой и 2 листочка бумаги – «снежинки».

Первый листочек -  это модель мокрой снежинки, такой она бывает в тёплую погоду. Опустили  листочек в стакан с водой и оставили намокать.

Второй листочек – это модель сухой снежинки, такой она бывает в морозную погоду. Разорвали листочек и послушали звук. Листочек рвется со звуком.

Вытащили «мокрую снежинку» из стакана с водой, разорвали её и послушали звук, раздавшийся при этом. А звука нет!

Во время наблюдений и опытов дети задавали такие вопросы на которые сами ответили:

Почему хрустит снег?

Какие снежинки по цвету?

Почему снег по цвету белый?

Какие снежинки по весу?

 Как зимой дети играют со снегом?

Почему влажный снег не хрустит? и.т.д.

Мы сделали с детьми следующий вывод:

Сухой листочек рвётся со звуком, мокрый листочек разорвался без звука. Сухая соль издает хруст, а у мокрой соли звука нет.

Значит, сухой снег в морозную погоду хрустит под ногами, мокрый снег в тёплую погоду под ногами не хрустит.

Наблюдение №2.

 Мы провели наблюдение. Следили за хрустом снега в зависимости от температуры воздуха. Все наблюдения мы заносили в таблицу (приложение №5)

Заполняя эту таблицу, дети поняли, что хруститснег лишь в мороз. А сила хруста меняется в зависимости от температуры воздуха – чем крепче мороз, тем снег сильнее хрустит.

В холод снег сухой и твёрдый.  Усиление морозов делает ледяные кристаллики более твердыми и хрупкими. При каждом шаге ледяные иглы ломаются.  В оттепель снег влажный и мягкий. Скрип снега слышен при температуре ниже −10 °. Выше этой температуры скрип не слышен или плохо слышен. Мы с детьми поняли, что снежинки состоят из шести граней и одинаковых снежинок не бывает. Поэтому продуктом нашим был альбом из нарисованных детьми снежинок. (Приложение№6). Затем мы пригласили старшую группу №10 и всё им рассказали и показали. Всем было очень интересно. (Приложение №7).

Вывод:

Ознакомившись с литературой, наблюдая и проделав опыты,  мы сделали следующие выводы:

1.      Наши опыты, наблюдения  и сведения из литературы о хрусте снега совпадают.

2.  В результате проведенных опытов и наблюдений подтвердилось, что снег пушистый и при надавливании снег издает хруст.

        Основной причиной хруста снега считается именно ломанье кристалликов.

3 Мы с детьми хотели бы понаблюдать за снегом весной.

Список литературы

  • Большая книга знаний для детей. М.: Астрель, 2010. – 128 с.
  • Всё обо всём. География. М.: Астрель, 2011 г. – 40 с.
  • Энциклопедия «Я познаю мир»/ М.: Астрель, 2012 г. – 413 с.

      Интернет-ресурсы

  • Как образуются снежинки? (doshkolenok.kiev.ua)
  • Картинки зимы (фотографии снежинок) – (images.yandex.ru)
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии (ru.wikipedia.org › wiki/Снег)
  • Наука о снеге – (science.km.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок Для чего нужен снег

Интегрированный урок Для чего нужен снег...

Физические свойства снега. «Исследование снега в городе Чапаевск»

Не следует забывать, что атмосферный воздух является самой важной жизнеобеспечивающей природной средой. Результаты исследований, выполненных в России и за рубежом, показали, что между здоровьем населе...

Откуда берется снег и лед.

Пезентация используется на уроке  "Окружающий мир"....

Александров Александр Сколько стоит снег?

Александров Александр Сколько стоит снег?...

Управление автомобилем зимой: езда по снегу и в гололед

Даже в крупных городах дорожные службы не всегда справляются со снежным покровом на дорогах, а в сельской местности или за пределами основных трасс и вовсе очистке дороги не уделяют должного внимания....