Статья:Фольклорное творчество, как путь становления семейных традиций и семейной культуры.
статья по теме

Балакирева Татьяна Ивановна

 В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, в связи с высокой загруженностью родителей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Поэтому вопросы сохранения, семейных традиций актуальны сегодня.На примере рабоы детского объединения через фольклор,решаются многие вопросы по воостановлению семейных традиций сегодня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклорное творчество, как путь становления семейных традиций и

семейной культуры.

И у родителей, и у детей сейчас есть много возможностей для разнообразного семейного досуга, однако родители по разным причинам все меньше общаются с детьми.

 В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, в связи с высокой загруженностью родителей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Поэтому вопросы сохранения, семейных традиций актуальны сегодня.

В современном обществе происходит разрушение фольклорных традиций и устоев семьи.

Разрушены нравственные представления о браке и семье:

- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
– нарушены родовые и семейные связи между поколениями,
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших забыты в современной жизни и заменены игнорированием мнения родителей, педагогов.

- утрата родителями семейных традиций, семейной культуры приводит к тому, что семья оказывается не в силах полноценно воспитывать детей:

- представители старшего поколения, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

-разрушается главный принцип передачи традиционной культуры «Из поколения в поколения, из уст в уста». 

Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства.

Семья является одной из самых важных ценностей, созданных человечеством на протяжении тысячелетий.

Знакомство и изучение фольклорного творчества своего народа, является путем становления семейных традиций и семейной культуры.

 Традиции — это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи. 

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С. И. Ожегова).

В любые времена семью укрепляли эмоциональные связи родителей и детей, роскошь человеческое общения, совместная деятельность, где каждый выполнял свою роль.

В православной традиции, семейная жизнь понимается как "путь ко Спасению", восхождение по которому связано с несением "креста" повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

Мое глубокое убеждение, что без тесного контакта с родителями, формирование нравственных качеств, воспитание семейных  ценностей обучающихся в УДО, будет весьма затруднительным. Семья, это первичная среда где человек должен учиться творить добро.

Как не существует народа и страны без собственной истории, так и не может существовать семья без семейных традиций, любви и взаимоуважения.

 Для этого необходимо:

Создание условий для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений между семьями воспитанников;

Формирование семейных ценностей сегодня является одной из главных задач-  воспитания и образования. С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью.  Народные мудрости- пословицы и поговорки звучат очень актуально и сегодня «Согласье да лад в семье клад», «Вся семья вместе и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьей».

В семейных традициях заложена великая сила семейного воспитания.

Семья дает ребенку представления о жизненных целях и ценностях.

 

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Традиционный семейный уклад включает ряд компонентов:


Обычаи: установившиеся, привычные формы поведения.

Традиции: переходящий из поколения в поколение способ передачи культурных ценностей в жизни семьи.
Отношения: сердечные чувства и настроения, доброта и любовь.
Правила: образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки.

 Крепкая семья-опора счастья! В системе дополнительного образования. сотрудничество с семьей становится все более востребовано и актуально используются различные формы и методы.Разнообразные мероприятия и программы совместной деятельности детей и родителей, которые позволяют ближе познакомиться со спецификой образовательного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

Совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка,

изучению традиционной культуры и фольклора.

Приобщение родителей к педагогическому и воспитательному процессу, для создания условий по сохранению семейных ценностей.

Для меня важно с первых дней вовлечь родителей в совместную творческую деятельность.

В каждой группе, на первых занятиях традиционно мы организуем совместную игровую программу «Давайте познакомимся» где проходит знакомство не только с образовательной программой детей, но и знакомство родителей друг с другом, а также знакомство с традициями русского праздника в семье. Используются различные формы и методы.

Планирование совместной работы с родителями обсуждается на первом организационном собрании и корректируется в течении учебного года, педагогом и родительским комитетом на родительских собраниях.

Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов.  Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск, анкетирование и опрос родителей Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др. На собрании проводится анкетирование и диагностика.

Систематически проходит индивидуальное консультирование, вечера вопросов и ответов с психологом ДДЮТ. Предлагаются   актуальные темы по вопросам воспитания и сохранения семейных традиций. «Мы одна семья», «Адаптация ребенка в новом коллективе», «Как определить творческие способности ребенка».

Традиционно на семейном совете решались все вопросы, связанные с воспитанием детей, переходом из одной возрастной категории в другую. Радость и горе в духовно здоровой семье становились общими: все события семейной жизни объединяли, усиливали чувство взаимной любви.

Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи и традиции. Взрослые должны способствовать приобщению детей к фольклорному творчеству, большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Опрос и диагностика показали, что наиболее активное участие родители принимают в праздничных и концертных программах, выездах на фестивали и экскурсии. Все это способствует развитию семейных традиций, положительно влияет на эмоциональное состояние обучающихся.

 Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример.

Принимая участие в жизни творческого коллектива, группы, где занят ребенок, родители деятельно проникаются в процесс развития-образования, рука об руку с педагогом решают педагогические задачи, сохраняют и развивают семейные ценности. В традиционной культуре считалось неприлично не встретить всей семьей праздник,

«Жизнь без праздника, что еда без хлеба» «Праздник есть наш долг Богу».

Праздник, это наиболее эффективная форма работы, для формирования семейных ценностей, она используются в каждой группе.

 Формы совместной деятельности: праздники календарного цикла «Новый год», «8 Марта», «Масленица», «Рождество», «Пасха», «Праздник Победы», подготовка концертов, участие в городских фестивалях и конкурсах, просмотр и обсуждение фильмов, экскурсионные поездки.

Интересно проходят семейные праздники и фестивали: День матери, День рождения коллектива, День именинника, конкурс семейных альбомов, участие детей и родителей в создании виртуальной книги памяти «Спасибо за Победу» и др.

Формы познавательной деятельности: творческие отчеты, дни открытых дверей детского объединения, музыкальные поздравления, выпуск поздравительных открыток и газет и т. д.

Интересны   семейные встречи выходного дня, на городских мероприятиях.

Посещение Фестиваля «Царскосельская вечерина», городского праздника «Васильев вечер», мастерских декоративно-прикладного творчества, игровых программ, все это помогает всем участникам праздника погрузится в атмосферу народных гуляний славян.

Такие встречи надолго остаются в памяти. Помогают установлению партнерских отношений : Ученик + Родитель + Педагог = Друзья.  

Для повышения качества образовательного процесса, создания сплочённого коллектива и доброжелательной, воспитательной среды необходимо:

  • Вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
  • Знакомство с фольклором и традиционной культурой детей и родителей.
  • Развитие семейных традиций, патриотизма, через проведение совместных семейных и традиционных праздников в ДДЮТ, организация совместной досуговой и познавательной деятельности.
  • Привлечение родителей и детей к творческой, экспедиционной и   экскурсионной деятельности.

Создание союза трёх сил: педагоги-дети-родители - осуществляется при помощи основного принципа: взаимопонимание и взаимоуважение всех участников образовательного процесса. Организация родительского клуба «Традиция».

Родительский клуб проводится в форме встреч - тематических бесед и требует специальной подготовки. Цель — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания и сохранения семейных традиций. Главное условие успеха таких встреч, бесед — добровольность и взаимная заинтересованность. Родительский клуб – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив и возрождает семейные традиции.

               Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи                                   к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. «Кладовая»  фольклорного творчества и этнопедагогики , это путь становления семейных традиций и семейной культуры.

Без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания и качество образования. Родители – это главные партнеры, которые при успешно поставленной работе будут активными помощниками.

Через семью шла передача традиций, культуры поведения, сохранялся главный принцип фольклора: преемственность поколений. Шел непрерывный процесс обучения пенью, игре, танцам, прикладному творчеству и т.д. с подключением разных возрастных групп к общему достоянию. Деревенская община заботилась о продолжении духовно-богатого, здорового русского рода. Способствовала развитию брачных взаимоотношений среди молодежи. Совместные общие праздники и обряды создавали иллюзию равенства всех людей, что снимало социальную напряженность в обществе, укрепляло родственные связи.

            В наши дни иной взгляд на мир, но не зря народная мудрость гласит: "Прожитого не прожить, а прошедшего не воротить", "Не будь грамотен, а будь памятен, может, что и сгодится"

        



Предварительный просмотр:

Фольклорное творчество, как путь становления семейных традиций и

семейной культуры.

И у родителей, и у детей сейчас есть много возможностей для разнообразного семейного досуга, однако родители по разным причинам все меньше общаются с детьми.

 В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, в связи с высокой загруженностью родителей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Поэтому вопросы сохранения, семейных традиций актуальны сегодня.

В современном обществе происходит разрушение фольклорных традиций и устоев семьи.

Разрушены нравственные представления о браке и семье:

- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
– нарушены родовые и семейные связи между поколениями,
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших забыты в современной жизни и заменены игнорированием мнения родителей, педагогов.

- утрата родителями семейных традиций, семейной культуры приводит к тому, что семья оказывается не в силах полноценно воспитывать детей:

- представители старшего поколения, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

-разрушается главный принцип передачи традиционной культуры «Из поколения в поколения, из уст в уста». 

Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства.

Семья является одной из самых важных ценностей, созданных человечеством на протяжении тысячелетий.

Знакомство и изучение фольклорного творчества своего народа, является путем становления семейных традиций и семейной культуры.

 Традиции — это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи. 

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С. И. Ожегова).

В любые времена семью укрепляли эмоциональные связи родителей и детей, роскошь человеческое общения, совместная деятельность, где каждый выполнял свою роль.

В православной традиции, семейная жизнь понимается как "путь ко Спасению", восхождение по которому связано с несением "креста" повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

Мое глубокое убеждение, что без тесного контакта с родителями, формирование нравственных качеств, воспитание семейных  ценностей обучающихся в УДО, будет весьма затруднительным. Семья, это первичная среда где человек должен учиться творить добро.

Как не существует народа и страны без собственной истории, так и не может существовать семья без семейных традиций, любви и взаимоуважения.

 Для этого необходимо:

Создание условий для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений между семьями воспитанников;

Формирование семейных ценностей сегодня является одной из главных задач-  воспитания и образования. С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью.  Народные мудрости- пословицы и поговорки звучат очень актуально и сегодня «Согласье да лад в семье клад», «Вся семья вместе и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьей».

В семейных традициях заложена великая сила семейного воспитания.

Семья дает ребенку представления о жизненных целях и ценностях.

 

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Традиционный семейный уклад включает ряд компонентов:


Обычаи: установившиеся, привычные формы поведения.

Традиции: переходящий из поколения в поколение способ передачи культурных ценностей в жизни семьи.
Отношения: сердечные чувства и настроения, доброта и любовь.
Правила: образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки.

 Крепкая семья-опора счастья! В системе дополнительного образования. сотрудничество с семьей становится все более востребовано и актуально используются различные формы и методы.Разнообразные мероприятия и программы совместной деятельности детей и родителей, которые позволяют ближе познакомиться со спецификой образовательного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

Совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка,

изучению традиционной культуры и фольклора.

Приобщение родителей к педагогическому и воспитательному процессу, для создания условий по сохранению семейных ценностей.

Для меня важно с первых дней вовлечь родителей в совместную творческую деятельность.

В каждой группе, на первых занятиях традиционно мы организуем совместную игровую программу «Давайте познакомимся» где проходит знакомство не только с образовательной программой детей, но и знакомство родителей друг с другом, а также знакомство с традициями русского праздника в семье. Используются различные формы и методы.

Планирование совместной работы с родителями обсуждается на первом организационном собрании и корректируется в течении учебного года, педагогом и родительским комитетом на родительских собраниях.

Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов.  Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск, анкетирование и опрос родителей Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др. На собрании проводится анкетирование и диагностика.

Систематически проходит индивидуальное консультирование, вечера вопросов и ответов с психологом ДДЮТ. Предлагаются   актуальные темы по вопросам воспитания и сохранения семейных традиций. «Мы одна семья», «Адаптация ребенка в новом коллективе», «Как определить творческие способности ребенка».

Традиционно на семейном совете решались все вопросы, связанные с воспитанием детей, переходом из одной возрастной категории в другую. Радость и горе в духовно здоровой семье становились общими: все события семейной жизни объединяли, усиливали чувство взаимной любви.

Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи и традиции. Взрослые должны способствовать приобщению детей к фольклорному творчеству, большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Опрос и диагностика показали, что наиболее активное участие родители принимают в праздничных и концертных программах, выездах на фестивали и экскурсии. Все это способствует развитию семейных традиций, положительно влияет на эмоциональное состояние обучающихся.

 Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример.

Принимая участие в жизни творческого коллектива, группы, где занят ребенок, родители деятельно проникаются в процесс развития-образования, рука об руку с педагогом решают педагогические задачи, сохраняют и развивают семейные ценности. В традиционной культуре считалось неприлично не встретить всей семьей праздник,

«Жизнь без праздника, что еда без хлеба» «Праздник есть наш долг Богу».

Праздник, это наиболее эффективная форма работы, для формирования семейных ценностей, она используются в каждой группе.

 Формы совместной деятельности: праздники календарного цикла «Новый год», «8 Марта», «Масленица», «Рождество», «Пасха», «Праздник Победы», подготовка концертов, участие в городских фестивалях и конкурсах, просмотр и обсуждение фильмов, экскурсионные поездки.

Интересно проходят семейные праздники и фестивали: День матери, День рождения коллектива, День именинника, конкурс семейных альбомов, участие детей и родителей в создании виртуальной книги памяти «Спасибо за Победу» и др.

Формы познавательной деятельности: творческие отчеты, дни открытых дверей детского объединения, музыкальные поздравления, выпуск поздравительных открыток и газет и т. д.

Интересны   семейные встречи выходного дня, на городских мероприятиях.

Посещение Фестиваля «Царскосельская вечерина», городского праздника «Васильев вечер», мастерских декоративно-прикладного творчества, игровых программ, все это помогает всем участникам праздника погрузится в атмосферу народных гуляний славян.

Такие встречи надолго остаются в памяти. Помогают установлению партнерских отношений : Ученик + Родитель + Педагог = Друзья.  

Для повышения качества образовательного процесса, создания сплочённого коллектива и доброжелательной, воспитательной среды необходимо:

  • Вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
  • Знакомство с фольклором и традиционной культурой детей и родителей.
  • Развитие семейных традиций, патриотизма, через проведение совместных семейных и традиционных праздников в ДДЮТ, организация совместной досуговой и познавательной деятельности.
  • Привлечение родителей и детей к творческой, экспедиционной и   экскурсионной деятельности.

Создание союза трёх сил: педагоги-дети-родители - осуществляется при помощи основного принципа: взаимопонимание и взаимоуважение всех участников образовательного процесса. Организация родительского клуба «Традиция».

Родительский клуб проводится в форме встреч - тематических бесед и требует специальной подготовки. Цель — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания и сохранения семейных традиций. Главное условие успеха таких встреч, бесед — добровольность и взаимная заинтересованность. Родительский клуб – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив и возрождает семейные традиции.

               Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи                                   к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. «Кладовая»  фольклорного творчества и этнопедагогики , это путь становления семейных традиций и семейной культуры.

Без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания и качество образования. Родители – это главные партнеры, которые при успешно поставленной работе будут активными помощниками.

Через семью шла передача традиций, культуры поведения, сохранялся главный принцип фольклора: преемственность поколений. Шел непрерывный процесс обучения пенью, игре, танцам, прикладному творчеству и т.д. с подключением разных возрастных групп к общему достоянию. Деревенская община заботилась о продолжении духовно-богатого, здорового русского рода. Способствовала развитию брачных взаимоотношений среди молодежи. Совместные общие праздники и обряды создавали иллюзию равенства всех людей, что снимало социальную напряженность в обществе, укрепляло родственные связи.

            В наши дни иной взгляд на мир, но не зря народная мудрость гласит: "Прожитого не прожить, а прошедшего не воротить", "Не будь грамотен, а будь памятен, может, что и сгодится"

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа Семейные традиции

Методическая разработка классного часа, проведенного в рамках Недели спец. "Технология продукции общественного питания".Рассматриваются кулинарные традиции семей студентов с представлением и дегустаци...

Семейные традиции

Методическая разработка написана в помощь классным руководителям для проведения классных часов на тему «Семейные традиции»Цель проведения классного часа – развитие интереса к семейным традициям и форм...

Материалы IV(X) межрегиональной научно-практической конференции «Образование, воспитание, спорт: традиции и инновации». «Сохранение и возрождение семейных традиций в современной России».

В деле возрождения семейных и национальных традиций необходимо гармоничное взаимодействие родителей, учителей и детей. Образовательное учреждение при этом координирует и оказывает профессиональную пед...

Беседа: «Семейные традиции».

Беседа: «Семейные традиции».Цель: Подготовка воспитанников к будущей семейной жизни.Задача: Формирование семейных общечеловеческих ценностей, семейных традиций.Ход беседы:1.Что такое семей...

Беседа: «Семейные традиции».Цель: Подготовка воспитанников к будущей семейной жизни. Задача: Формирование семейных общечеловеческих ценностей, семейных традиций.

Ход беседы:1.Что такое семейная традиция?Традиция – правило поведения, события, регулярно повторяющиеся.2.Почему в каждой семье должны быть свои традиции?3.Какие традиции должны быть в каж...

Статья. «Семейные традиции»

Статья. «Семейные традиции»В большинстве семей есть свои гласные или негласные традиции. Насколько они важны для воспитания счастливых людей? Традиции и обря...

«Семейные традиции»

laquo;Семейные традиции»...