Особенности подготовки специалистов к арттерапевтической деятельности
методическая разработка на тему

Назарова Дарья Владимировна
В данной статье даны рекомендации к специалистам в области арттерапии. Значимой области в коррекционной деятельности, воспитания и обучения детей с проблемами в развитии, средствами арттерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_4.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подготовки специалистов к арттерапевтической                                  

                                           деятельности

В настоящее время в области педагогики и психологии создаются новые концепции воспитания детей, как здоровых. Так и детей с проблемами в развитии, исследуются особенности образовательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях разных видов.

Среди многочисленных течений современной педагогики наиболее интересным и плодотворным является формирование у детей художественной культуры. Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с теорией гармоничной личности, в которой реализуется идея развития личности в развивающемся мире.

Все новое в образовании ориентировано на человека новой культуры, на формирование субъективной культуры личности, на воспроизведение и сохранение в образовательном пространстве, Н.А. Бердяев указывает на то, что ребенок является главной ценностью и объектом культуры. Указывая на необходимость развития ребенка с проблемами в культурно-образовательном пространстве, Л.С. Выготский отмечает, что развитие такого ребенка будет протекать иначе, чем здорового. Поэтому нужны специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие ребенка с дефектами развития. Особое значение в формировании субъективной культуры личности ребенка с проблемами имеют средства искусства. Очень важно участие детей в разных видах художественно-творческой деятельности.

В последние годы вырос интерес специалистов к изучению процесса воздействия искусства на ребенка с проблемами в процессе воспитания и обучения.

Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

Специалист, занимающийся арттерапией должен уметь организовать процесс психолого-педагогической коррекции, в том числе и средствами искусства. Требования к специалисту в данной области можно разделить на две группы:

  1. Требования к квалификации

Практический специалист для работы с аномальными детьми должен иметь хорошую теоретическую подготовку в самых разных областях знаний – это медицинские, психологические, педагогические дисциплины, иметь навыки практической работы в области психодиагностики, психологической коррекции, психотерапии. Помимо базового образования( эти знания можно получить на дефектологических факультетах педагогических вузов), желательна курсовая подготовка по различным специализациям (различные направления психотерапии и психологической коррекции). Если специалист использует в работе с детьми арттерапевтические методы, то весьма желательно иметь специальную подготовку в этой области. В идеале подготовка специалиста в области арттерапии и коррекции предполагает не только освоение знаний и теоретических представлений, но и интенсивную практическую работу и самоанализ, привлечение личного творческого потенциала.

Подготовка специалистов в области терапии средствами искусства подразумевает овладение каким-то одним инструментом(изотерапия, музыкотерапия). Но требования практики таковы, что наиболее целесообразно иметь фундаментальную подготовку в какой-то одной области, но владеть основными знаниями в смежных областях.

  1. Требования к личности специалиста.

Прежде всего он должен быть зрелой личностью, не отягощенной хроническими негативными эмоциональными переживаниями, в результате которых он не может воспринимать ребенка адекватно.

Он должен быть открытым, т.е. не маскировать свои чувства и переживания. Доброжелательность, также важная черта специалиста в данной области, умение сохранить равный стиль общения с ребенком.

Необходимо также обладать способностью к анализу собственных ощущений, переживаний и действий, обладать достаточно гибким мышлением.

Очень важно, чтобы специалист мог подойти к работе творчески, не замыкаясь в рамках жестких правил.

Наконец, необходимо соблюдать и этические принципы - прежде всего принцип конфиденциальности.

К сожалению. Даже в развитых странах на сегодняшний день специалисты, использующие в качестве самостоятельного терапевтического метода средства искусства, имеют довольно низкий статус. Хотя их роль в сфере образования постоянно повышается, их профессиональная роль, и нормы оплаты труда определены не достаточно четко, несоразмеренно их вкладу в коррекционную работу.

Специалисты в области арттерапии, особенно в наши дни, очень нужны, в этом направлении осуществляются экспериментальные работы. И качество их работы будет определенно качеством будущего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление качеством подготовки специалистов к профессиональной деятельности.

В статья изложена информация о качестве подготовки специалистов к будущей профессии....

Статья на тему "Особенности подготовки специалистов сферы обслуживания"

Вопросы обсуждаемые в статье:1. Проблемы подготовки кадров для сферы обслуживания.2. Специалист новой формации....

2019 Статья на НПК с международным участием г. Кяхта Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

2019 Статья на НПК с международным участием г. Кяхта Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста...

2019 Статья на НПК г. Улан-Удэ Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

2019 Статья на НПК г. Улан-Удэ Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста...

Выявление особенностей подготовки молодых специалистов специальности «Начальное образование» в контексте профессионально-психологической адаптации

В реализации стратегических целей образования учитель остаётся ключевой фигурой. Выпускники Пинского колледжа УО «БрГУ имени А.С. Пушкина» ежегодно пополняют ряды педагогического сообществ...

Особенности подготовки специалистов СПО по дизайну костюма в условиях ФП "Профессионалитет" на примере Колледжа Петербургской моды

В статье дается краткая история возникновения и формирования колледжа и состояние его на сегодняшний день. Рассматриваются сновные понятия Федерального проекта "Профессионалитет", условия и ...