Главные вкладки

    2019 Статья на НПК с международным участием г. Кяхта Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста
    статья

    Любовь Намхаевна Михайлова

    2019 Статья на НПК с международным участием г. Кяхта Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

    Михайлова Л.Н., директор

    ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж

    Министерства здравоохранения Республики Бурятия»

    Настоящее время характеризуется резкими изменениями в социально-политической, экономической структуре общества, в сознании людей. Это не могло не отразиться на работе медицинских работников. Особое внимание стоит заострить на том, что в ходе профессионального становления во время обучения осуществляется процесс самоопределения, формируются новые жизненные ценности и осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. Особую актуальность проблема личностного развития имеет для студентов, обучающихся в сфере профессий типа «человек - человек» и тем более при подготовке медицинских работников, в силу специфических условий их профессиональной деятельности.

    Процесс развития личности в рамках любого возрастного периода определяется, в первую очередь, особенностями социальной ситуации. Сегодня, в условиях нестабильности общества, именно подростки и юноши в большей степени восприимчивы к переменам, происходящим в разных сферах жизни, наиболее остро и непосредственно реагируют на новые для нашего общества социальные проблемы. В этих условиях традиционный конфликт поколений, проблема отцов и детей проявляется, пожалуй, особенно ярко. В связи с этим существенным представляется то, что взрослые, непосредственно заинтересованы в полноценном личностном развитии подростков и призваны обеспечить соответствующие условия для этого развития, имеют зачастую искаженные, неадекватные представления о проблемах подрастающего поколения. Некоторые из этих проблем явно преувеличиваются, другие, не менее острые, напротив, затушевываются и остаются без внимания взрослых. Но знание ключевых характеристик данного возрастного периода является необходимым, прежде всего для педагогов профессиональной образовательной организации, с целью разностороннего понимания специфики профессионально-значимых личностных особенностей студентов медицинского колледжа, предотвращения или исправления конфликтных ситуаций, и, в конечном счете, для оптимизации процесса обучения.

     Наряду со спецификой выбранной профессии, как среды будущей профессиональной деятельности, личностные особенности студентов формируют определенное отношение к учебной и будущей профессиональной деятельности, а также формируют круг специфических, профессиональных проблем. До настоящего времени не изучены профессиональные личностные особенности студентов медицинских образовательных учреждений, составляющие и определяющие их субъективное отношение к будущей деятельности.  В настоящее время еще отсутствует характеристика как личностных, так и деловых качеств будущих медицинских работников. Между тем в медицине необходимо определять и учитывать личностные и деловые качества медицинских работников при распределении их по различным специальностям и делать это лучше еще на этапе обучения в медицинском колледже.

    Профессия медицинского работника привлекает к себе с каждым годом все больше молодежи, несмотря на то, что все знают, что подготовка к ней трудная, длительная, требует от студентов гораздо больше настойчивости и самоотречения, чем от студентов других учебных заведений. Известно также, что и сама работа медицинских работников сложна, чрезвычайно ответственна, связана с тяжелыми душевными переживаниями. Однако, чтобы стать настоящим медицинским работником по внутреннему содержанию и по призванию, нельзя ограничиваться только тем, что щедро дает медицинский колледж в целом, чему учит слово и личный пример преподавателей. Конечно, одного лишь медицинского образования, каким бы оно ни было глубоким и обширным, недостаточно для успеха и прогресса в работе медицинского работника. Необходимо еще самостоятельно пройти нелегкий путь сложной внутренней работы над собой, путь самовоспитания, развития своей личности. Медицинский работник должен быть широко образованным человеком, знать прикладные науки, искусство, литературу, но кроме всего этого, также, он должен обладать определенными личностными качествами. Можно предположить, что похожие профессиональные личностные особенности присутствуют у всех студентов медицинских образовательных учреждений, т. к. они влияют уже на сам выбор будущей профессии. В структуре личности к моменту профессионального самоопределения уже сформированы те или иные особенности, которые подсознательно или сознательно диктуют человеку выбор той или иной специальности и затем развиваются в определенные свойства уже под влиянием профессии.

    Студенты медицинского колледжа имеют своей целью в будущем оказывать помощь и лечить больных людей. Они уже имеют зачатки личностных свойств, характерных для работников медицины. Они еще не подверглись профессиональной деформации. Их профессиональные личностные особенности еще будут меняться, и развиваться в процессе обучения. Биологическое, психологическое и социальное развитие, которое проходят студенты за период обучения в медицинском колледже, включено в формирование того специалиста практической медицины, который будет определять и качество работы и взаимоотношения в профессии в ближайшие годы и на период их практической деятельности. Специфика и важность этого этапа вызывает необходимость хорошего знания особенностей группы студентов с разных позиций, включая и психологические характеристики. Таким образом, в деле воспитания и обучения медицинского работника необходимо начинать со специального выявления одаренных к лечебной деятельности лиц, затем заботливо воспитывать лучшие свойства души, делая это в процессе профессиональной подготовки медицинского работника.

    К сожалению, молодые специалисты кустарным способом, эмпирически, интуитивно постепенно вырабатывают качества, необходимые для личности медика. Хороший медицинский работник - это, прежде всего хороший человек. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возникающие во время учебы и на практике — это обычное и часто возникающее явление. В связи с этим наблюдается высокая заболеваемость, многочисленные случаи психологической деформации, в дальнейшем при таком ходе событий может возникнуть разочарование в будущей профессиональной деятельности и, как следствие, позднее — быстрое эмоциональное выгорание на работе. Это, в свою очередь сказывается на отношениях в системе «медик — больной», и отношениях в коллективе медицинских работников, что негативно влияет на всех участников процесса лечения.

    Профессия медицинского работника предъявляет определенные требования к его личности, к характеру, эмоциональной сфере, а также морально-этическим качествам. Медицинский работник должен любить свою профессию, сочетать в себе гуманность и интеллект, иметь, как говорят, мудрое сердце. Клиническая деятельность требует от медицинского работника не только глубокого знания своей специальности и лечебных действий, но и разносторонней культуры, широты интеллекта, особых навыков поведения при контакте с больными. Воля, энергия, желание, труд - все это необходимо каждому медицинскому работнику, но только этих качеств, для медицинского работника недостаточно.  Человечность - это качество должно быть основным достоинством и абитуриента и студента медицинского колледжа и медицинского работника. Для медицинского работника, в первую очередь, очень важно умение установить контакт с больным, завоевать его доверие. Это достигается правильным индивидуальным подходом к разным по характеру, полу, возрасту, состоянию и другим признакам больным. Здесь немалую роль играет манера общения с больными, и даже внешний вид специалиста. Любой медицинский работник, от медсестры до врача, должен уметь завоевать симпатию больного. Он должен проявлять мягкость и душевность по отношению к больным, внимание и сочувствие к каждому из них. Убежденность больного в опытности медицинского персонала в значительной степени обеспечивает благополучный исход лечения. Доверие больного к медицинскому работнику - необходимое начало в комплексе лечебных мероприятий и показатель нормальных взаимоотношений. В таких случаях больные обычно соглашаются на любые методы исследования и лечения. Очень важна для медицинского работника такая особенность, его личности, как состояние постоянной готовности оказать помощь, умение при первой необходимости мобилизовать все свои силы. В таких ситуациях он забывает об усталости, недомогании и делает то, что требует его долг. Что же дает силы медицинским работникам в подобной ситуации? Высокое чувство профессионального долга, сознание невозможности оставить нуждающихся пациентов без медицинской помощи.

    Говоря о личности каждого медицинского работника, следует иметь в виду и такую сторону, как сострадание к больному. Иногда высказывается мнение о «привыкании» медицинских работников к страданиям больных, о том, что, постоянно сталкиваясь с человеческими страданиями, сердце их грубеет и черствеет. Это, конечно, встречается иногда, но чаще это не так. Медицинский работник не бывает равнодушным к больному, но его чувства должны отступать на второй план перед сосредоточенностью его воли и разума на задаче: что и как необходимо сделать, чтобы лечебные действия дали желаемый результат. Он должен быть всегда собранным, хладнокровным, не «терять головы», уметь отключаться от всего, что может помешать выполнению лечебной задачи.

    Необходимо назвать еще одну сторону направленности личности медицинского работника - самосознание. Самосознание - это осознание человеком самого себя в своих отношениях к внешнему миру и другим людям. Оно проявляется в разных формах. Одни из них - самоощущение, самоанализ, самооценка, самокритика и др. - связаны больше с познавательной стороной психической деятельности личности. Другие - самочувствие, самолюбие, самовосхваление, самоуверенность, скромность, чувство ответственности, обязанности, собственного достоинства - связаны с эмоциональной стороной психической деятельности человека. Наконец, такие проявления самосознания, как сдержанность, самообладание, самоконтроль, инициатива, самодисциплина, связаны с волевой стороной психической деятельности человека. Как правило, человек способен разбираться в своих физических и психических состояниях, правильно оценивать свои силы и способности, контролировать свои действия и поступки, критически относиться к себе, проявлять чувство ответственности. Но встречаются люди, которые не умеют разобраться в себе, правильно оценить свои возможности, сознательно регулировать свое поведение и свою деятельность, проявляют безответственность, не критичность к себе, самовлюбленность. Эти личности характеризуются неадекватной самооценкой (завышенной или заниженной). Значение самосознания очень велико в профессиях медицинского профиля, т. к. это может приводить к серьезным последствиям.

    Одним из наиважнейших качеств медицинского работника является и эмоциональная устойчивость. Одним из проявлений эмоционального состояния человека является настроение.   Настроение - это эмоциональный тонус человека, который создастся положительными или отрицательными переживаниями. Неустойчивость настроения медицинского работника может быть связана не только непосредственно с той или иной конкретной медицинской ситуацией, но и с комплексом самых разнообразных впечатлений от внешних факторов, раздумий и переживаний. На настроение любого человека влияют те или иные жизненные заботы, беспокойство, вызванные каким-либо чрезвычайным обстоятельством, ущемленное самолюбие, угрызения совести и т. п. Любая из этих эмоций или сочетание их могут быть заметны больным и мешать нормальной деятельности специалиста. И если он не в состоянии преодолеть такое настроение, он может принять неправильное решение и совершить ошибочные действия.

    Исходя из вышеизложенного понятно, что вопрос о профессиональных личностных особенностях студентов медицинского колледжа не вызывает сомнения, так как золотое правило психологии труда гласит, что труд эффективен, если личностные особенности субъекта, соответствуют требованиям, предъявляемым к ним самой профессией как системой функций. В процессе профессионального обучения студентам медицинского колледжа важно не только приобрести знания и умения, необходимые для профессиональной самореализации, но и развить в себе профессиональные личностные качества, которые являются залогом будущей успешной профессиональной деятельности.

    Список использованной литературы:

    1. Бобер Е. А. Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста [Текст] / Е. А. Бобер // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 463.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    8-Межрегиональная научно-практическая конференция студентов среднего профессионального образования (с международным участием) «Шаг в будущее» - ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России медико-фармацевтический колледж

    2 апреля 2015 года в ГБОУ ВПО"Курский государственный медицинский университет" Минздрава России медико-фармацевтическом колледже состоялась 8-Международная научно-практическая конференция студент...

    2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ Использование кейс-технологии для подготовки медицинских лабора

    Статья посвящена вопросам использования инновационных педагогических технологий в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа, а именно: использованию кейс-...

    2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие и социализация личности студентов медицинского колледжа"

    2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие ...

    "Современные информационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа".

    Дпанный методический материал может быть полезен для выступлений на заседаниях цикловой методической комиссии, Школы педагогичесого мастерства или Методического совета....

    Статья 2018 РНПК, г. Улан-Удэ "Здоровьесберегающие технологии в подготовке студентов медицинского колледжа"

    Статья 2018 РНПК, г. Улан-Удэ "Здоровьесберегающие технологии в  подготовке студентов медицинского колледжа"...

    2019 Статья на НПК г. Улан-Удэ Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

    2019 Статья на НПК г. Улан-Удэ Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста...

    Статья "Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов"

    В статье обосновано значение научно-исследовательской деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки, представлена характеристика исследовательских работ разных типов....