Роль студенческих олимпиад и профессиональных конкурсов в подготовке специалиста
учебно-методический материал на тему

Бычкова Ирина Викторовна

Роль студенческих олимпиад и профессиональных конкурсов в подготовке специалиста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль студенческих олимпиад и профессиональных конкурсов в подготовке специалиста.

           Современные образовательные реформы в России активизировали поиск новых методологических оснований, концепций и инноваций в деятельности среднего профессионального образования. Важнейшей задачей системы среднего профессионального образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование  системного мышления, ориентированного на эффективное использования приобретенных навыков в будущей практической деятельности. Решение поставленной задачи достигается различными дидактическими приемами, среди которых одно из важных мест занимает проведение тематических конкурсов и олимпиад.

    Таким образом, важнейшим компонентом для совершенствования качества подготовки творческих, компетентных специалистов является участие обучающихся в состязательных мероприятиях. К их числу относят: олимпиады, профессиональные конкурсы и многое другое.

      Вместе с тем, стоит отметить, что в современном коммуникационном пространстве одним из факторов, который способствует развитию у обучающихся творческих способностей, воспитанию любви к выбранной профессии, умению быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы, различные ситуации, умению импровизировать и быть гибким в рабочих ситуациях, являются именно профессиональные конкурсы и олимпиады. Профессиональные конкурсы и олимпиады по праву относятся к одной из наиболее действенных форм работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития и популяризации той или иной профессии.

      Конкурсы, олимпиады – это состязания, носящие преимущественно предметный характер. Они подразделяются на предметные олимпиады и олимпиады по профилю (предметные олимпиады по направлениям подготовки (специальностям), укрупненной (ым) группе (ам) направлений подготовки, состоящим из меж- и мультидисциплинарных соревнований, в рамках которых проводится оценка комплексных знаний и навыков, необходимых для выполнения профессиональной деятельности.

      Предметные олимпиады – важная составляющая образовательного процесса и одна из форм внеаудиторной работы. Они помогают выявить наиболее способных студентов, а также стимулируют углубленное изучение дисциплины или профессионального модуля, служат развитию интереса к изучаемым дисциплинам и модулям, готовят к будущей деятельности, формируют активную жизненную позицию. Их подготовка и проведение выполняет важнейшую функцию профессионального развития и социализации.

       Олимпиадная среда позволяет моделировать ситуации, развивающие готовность к проявлению творческих способностей в условиях жестких ограничений и ответственности за конечный результат. Важная роль олимпиад — это развитие знаний и умений, полученных студентами при изучении ими общепрофессиональных дисциплин и углубление достигнутого уровня при изучении профессиональных модулей, что должно обеспечивать высокий результат в олимпиадах, относящихся к профессиональной подготовке.

     Предметная олимпиада является средством, фактором и образовательной средой личностного развития не только студентов. Она создает условия для личностного и профессионального роста преподавателей, которые участвуют в ее подготовке и проведении. Совместная деятельность в ходе олимпиады обеспечивает содержательное взаимодействие между преподавателями и студентами, способствует передаче и закреплению социального опыта, создает условия для установления личностного контакта и заинтересованного диалога между представителями различных поколений.

   В случае организации конкурса или олимпиады, проводимых с группой обучающихся специфика командной работы обучающихся во время состязаний приучает обучающихся к коллективному творчеству, работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами группы, позволяет выявлять и развивать коммуникативно-лидерские задатки студента и способствовать формированию таких общих компетенций, как:

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

      Олимпиады, конкурсы профессионального мастерства обучающихся в системе СПО в соответствии с распоряжением Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России проводятся в целях:

выявления наиболее одаренных и талантливых студентов;

повышения качества профессиональной подготовки обучающихся, дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности;

реализации творческого потенциала обучающихся;

повышения мотивации и творческой активности педагогических работников в рамках наставничества обучающихся.  

         Основными задачами олимпиад, конкурсов являются:

проверка способности обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности;

совершенствование умений эффективного решения профессиональных задач, развитие профессионального мышления, способности к проектированию своей деятельности и конструктивному анализу ошибок в профессиональной деятельности;

стимулирование обучающихся к дальнейшему профессиональному и личностному развитию;

повышение интереса к будущей профессиональной деятельности;

развитие конкурентной среды в сфере среднего профессионального образования;

повышение престижности специальности среднего профессионального образования;

повышение роли работодателей в обеспечении качества подготовки специалистов среднего звена.

      Усилить практическую направленность профессионального образования позволяют и конкурсы профессионального мастерства. Участие в конкурсе дает колоссальную практику обучающимся и четкие представления о выбранной профессии, формирует творческую самостоятельность, правильную самооценку и самоопределение в профессиональной среде.

    По результатам опроса, проводимого на сайте электронного журнала «Аккредитация в образовании» профессиональные конкурсы занимают значительное место в повышении престижа рабочих профессий.

    Государство стремится уделять значительно внимание поддержке талантливой молодежи, участвующей в профессиональных конкурсах и олимпиадах, а также развитию данного направления деятельности образовательной среды, как фактора, способствующего ее совершенствованию. Подтверждением является тот факт, что 12 февраля 2015 года состоялось Заседание Правительства РФ, на котором основным вопросом повестки дня был обозначен вопрос – о совершенствовании системы среднего профессионального образования. Среди комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы было определено «выстраивание системы конкурсов и олимпиад профессионального мастерства среди молодёжи и молодых рабочих, что будет использоваться как механизм актуализации профессиональных и образовательных стандартов и программ, профессиональной ориентации детей и молодёжи» (доклад Дмитрия Ливанова).

     Комиссия специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» в своей работе старается максимально реализовать данное направление деятельности. Конкурсы, организованные в структуре колледжа являются частью его образовательной системы, как среда педагогического взаимодействия педагогов, мастеров производственного обучения, обучающихся.

    Во время проведения Недели специальности большинство мероприятий носит состязательный характер, как в формате конкурсов, так и студенческих олимпиад. Например, в 2014-2015 году во время проведения Недели специальности было проведено: конкурс-викторина в формате КВН по МДК 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»; игра ««Что, где, когда?»; деловая игра по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»; интеллектуальная игра «Финансисты»; олимпиада по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Статистика», «Финансы и кредит», «Аудит». В этом году, в преддверии введения норм ГТО, было организовано и проведено мероприятие сочетающее профессиональную составляющую и спортивную «Спорт, бух.учет и я – вместе навсегда!»

   Основным требованием при организации данных мероприятий является приобщение как можно большего количества обучающихся к познавательной деятельности, стимулирование студентов к углублению знаний и формирование общих компетенций, определенных ФГОС. Участие в этих мероприятиях позволяет студентам подчеркнуть свой социальный статус и показать значимость в современном мире образовательной составляющей. Студенты гордятся достигнутым результатом, подтверждением является факт демонстрации в социальных сетях наград и дипломов, фото с мероприятий.

    Кроме внутренних мероприятий, комиссия реализует направление участия в конкурсах и олимпиадах проводимых, различными органами и организациями. Такие конкурсы носят как очный, так и дистанционный характер участия. Они в отличие от внутренних, имеют более глубокую состязательную составляющую и ориентированы на самых успешных студентов. Для таких обучающихся эти конкурсы – это возможность сопоставления своего уровня профессиональной подготовки и студентов из других учебных заведений, а также независимого оценивания их уровня подготовки сторонними специалистами. Дистанционное участие направлено на формирование не только профессиональных, но и общих компетенций, таких как:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Очное участие в конкурсах и олимпиадах направлено на формирование помимо вышеуказанных, таких общих компетенций, как:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Комиссия специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» на протяжении последних восьми лет стабильно участвует в очном региональном этапе всероссийской олимпиады профессионального мастерства по специальности, показывая неизменно высокий результат.

2007 год – диплом за достигнутые высокие результаты в областной олимпиаде и 3 место; 2009 год – 2 место; 2011 год – победа в номинации «Высокий уровень профессиональной подготовки»; 2012 год - победа в номинации «Высокий уровень практической подготовки», 3 место, 2 место; 2015 год – победа в номинации «Лучший бухгалтер - практик» и такое долгожданное 1 место; участие во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства.

   Ежегодные призовые места на региональной олимпиаде профессионального мастерства – это итог работы преподавателя с обучающимися не только в ходе учебных занятий, но и во внеаудиторной обстановке. Очень важно, чтобы приобретаемый опыт на предметных олимпиадах, как в стенах колледжа, так и на региональных и Всероссийских, был позитивным, а это возможно в том случае, когда результаты участия радуют и преподавателя, и обучающегося, что, в свою очередь, придает дальнейший стимул для совершенствования преподавательской деятельности.

  Участие в дистанционных олимпиадах и профессиональных конкурсах, которое также сопровождается призовыми местами, позволяет увеличить количество обучающихся, участвующих в реализации данной формы работы и способствует формированию «философии успеха» у большего количества обучающихся, так как привлечь к очным олимпиадам и конкурсам значительное количество участников не представляется возможным согласно положениям по их проведению.

     Таким образом, олимпиады и профессиональные конкурсы являются эффективным средством формирования знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения. Олимпиады и конкурсы стимулируют, и мотивирует личностное и интеллектуальное развитие молодого поколения, поддерживают одаренную молодежь, содействует их самоопределению и продолжению образования, развивают, и поддерживает интерес учащихся к познавательной деятельности. Олимпиады и конкурсы способствуют повышению интереса обучающихся к преподаваемым дисциплинам и модулям, развитию исследовательских умений, логического мышления, творческой активности, а в конечном итоге – совершенствованию качества подготовки будущих специалистов.

 

Список литературы:

Афанасьева, Т.П., Караваева, Е.В., Канукоева, А.Ш., Лазарев, B.C., Немова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО и СПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. – М.: Изд. МГУ, 2007. 96 с.

Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

Воронов М. В., Слива А. В., Фокина В. Н. Компетентностное обучение в условиях информационно-коммуникационных дистанционных образовательных технологий. // Открытое и дистанционное образование. - Томск, 2008. № 3 (31). С. 29-35.

Имакаев В. Р., Русаков С. В., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Новые подходы к организации и обеспечению самостоятельной работы студентов // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 405 с.

Роль конкурсов профессионального мастерства в подготовке квалифицированных специалистов СПО

Интенсивные изменения в социальной, культурной и экономической жизни российского общества, происходящие в последние десятилетия, ставят новые, более сложные задачи перед системой профессионального образования.

Профессиональное образование, основанное на теоретических знаниях, давно перестало соответствовать запросам современного рынка труда. Современное производство требует качественно нового уровня образованности работника. Возрастает потребность в мобильных, креативных, имеющих навыки и опыт работы специалистах.

Рассматривать качество профессионального образования нужно не только как уровень и глубину усвоения знаний в профессиональной области, но и как определенный уровень освоения культуры профессиональной деятельности, способов постоянного профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования.

Улучшение качества подготовки специалистов связано с использованием научно-обоснованных методов и средств обучения, повышения эффективности труда основных участников процесса обучения – педагогов и обучающихся, что обеспечивает компетентностный подход к профессиональному образованию.

Конкурсы профессионального мастерства, как форма внеурочной деятельности, помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.

Основная цель любого профессионального конкурса: демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование.

Общие задачи: – выявить талантливых, творческих студентов, поднять престиж профессии, создать условия для профессионального и творческого роста студентов.

Конкурсы профессионального мастерства являются надежным и хорошо апробированным инструментом развития профессии и повышения ее социального статуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...

Методические указания для выполнения практических работ ОП.05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности профессионального цикла, программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01.экономика и бухгалтерский учет (по отра

Методические указания для выполнения практических работОП.05  Правовое обеспечение профессиональной деятельностипрофессионального цикла,программы подготовки специалистов среднего звенапо специаль...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.14. Информационные технологии в профессиональной деятельности программы подготовки специалистов (ППССЗ) базовой подготовки по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа разработана на основе ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Министерства образования и наукиРЫ от 12 мая 2014г. №508....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 05. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ ПОЖАРНЫЙ профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена специальности СПО 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГАПОУ МО «Губернский колледж» по специальности СПО ...

Роль студенческих олимпиад в развитии среднего профессионального образования

В настоящее время перед профессиональным образованием стоит проблема подготовки квалифицированного специалиста, соответствующего новой культуре - культуре информационной, которой соответствуют такие ч...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Роль студенческих олимпиад, профессиональных конкурсов в подготовке специалиста. Обмен опытом

Важнейшей задачей системы среднего профессионального образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышл...