Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с тяжёлой умственной отсталостью
статья на тему

Тарасова Екатерина Викторовна

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с тяжёлой умственной отсталостью

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              ГБОУ школа565 Кировского района.          

                                                                      Санкт-Петербург.

                                                              Тарасова Екатерина Викторовна

                                                 Статья

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с тяжёлой умственной отсталостью

        Категория умственно отсталых детей представляет собой разнородную группу детей, имеющих общие черты, главной из которых является психофизический дефект, обусловленный органическими нарушениями центральной нервной системы. Для всех детей данной категории помимо их позднего развития и снижения интеллектуальной деятельности характерны нарушения всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы. Анализируя развитие умственно отсталых детей с раннего возраста, специалисты отмечают, что у них снижены активность и ориентировочная деятельность, смещена система потребностей в сторону усиления примитивны, физиологических. Слабая активность, моторная недостаточность детей приводит к нарушениям ими предметными действиями. Эмоции этих детей неустойчивы, лабильны, изменчивы. Отмечается повышенная раздражительность, плаксивость, у некоторых -склонность к резким аффективным вспышкам.

       С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом и пр.  Навык приема пищи

Задачи: уметь различать и называть предметы, необходимые для приема пищи (ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка, клеенка, скатерть и т. д ). Закрепить навыки: мыть руки перед едой: сервировать стол пред едой,, во время приема пищи сформировать навык пользования ложкой, вилкой, ножом, уметь есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу, есть последовательно и уметь различать, какие продукты совместимы и полезны для здоровья , а какие нет. Знать. что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи и фрукты.                      Гигиенические навыки.

Задачи: учить различать и называть части тела( голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти), знать предметы санитарии и гигиены ( мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ, полотенце). Сформировать представление у детей о том, что быть чистым - красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. Сформировать и закрепить правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирание насухо полотенцем; знания где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, гребешок и полотенце.              

       Навык опрятности

Задачи: учить накрывать на стол перед обедом, о время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды; убирать и мыть после еды посуду; вытирать или вымыть клеенку; уметь заправлять за собой пастель, встряхнуть простынь, расстелить одеяло, взбить подушку. В туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, втирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться. При раздевании - научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик. аккуратно одеваться, проверяя все застежки на одежде, соотносить гарнитур одежды по гамме. После учебных занятий убирать со своей парты школьные принадлежности; в игровой комнате убирать на место игры и игрушки; наводить порядок в своих сумках и рюкзаках. Приучить убирать помещение  в конце учебной недели(пылесосить комнаты, выбрасывать мусор в корзинки, расставлять пособия на полки, в спортивном зале убирать инвентарь на место, выравнивать парты и поставить стулья на парты, вытереть доску и аккуратно расставить магниты на доске, вытереть пыль с парт , полить комнатные растения, покормить рыбок в аквариуме и т.д.).

        Навык одевания и раздевания.

Задачи: сформировать имение различать и называть предметы одежды и обуви( трусы, носки, колготки, майки, колготы, рубашки, джинсы, шторы, платья, сарафан, юбка, жилетка, пальто, шубка, куртка сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, туфли и т. д . ). Закрепить навык одевания и обувания при участии педагога, научить складывать и вешать снятую одежду и обувь. Научить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д. Научить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать одежду(на пуговицы, молнию, кнопки). Учить детей следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли: учить пользоваться носовым платком.

       Навык адекватного поведения.

Задачи: учить здороваться и прощаться с детьми и взрослыми. Научить детей взаимовыручки и помощи друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания. За столом вести себя спокойно и вежливо, уметь угостить друг друга и не забыть поблагодарить, пожелать приятного аппетита во время еды. Научиться пропускать друг друга в помещении школы. Выразить вежливо просьбу и поблагодарить за оказанную помощь. Вместе садиться за стол и по окончании трапезы вмести выходить из-за стола. В помещении школы и на улицы не сорить, не курить.

         При формировании вышеуказанных навыков основную роль должны выполнять дидактические игры и специальные упражнения в повседневных режимных моментов. По мнению специалистов, занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны включать следующие этапы:

-создание положительно - эмоционального отношение к навыку:

-игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыка с    персонажем):

-демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментирование каждого действия):

-совместные действия педагога с ребенком:

-действие ребенка по подражанию действиям взрослого:

-самостоятельные действия ребенка( планирование своей деятельности, комментирование поэтапности выполнения действий самим ребенком).

          Таким образом, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков и  навыков самообслуживания у детей с нарушениями  интеллекта возникают трудности. С помощью специального созданной программы коррекционного действия можно добиться положительных результатов. с помощью игр, представленных ниже, детям с нарушениями интеллекта можно привить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

         "Готовим обед для кукол"

Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т. д. ), определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации  по назначению кухонной и столовой посуды.

       Оборудование: куклы, набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы.

    Ход игры:

Педагог: " кукла Маша принесла из магазина много различных продуктов. Назовите, пожалуйста какие продукты принесла Маша?". Дети по муляжам перечисляют продукты.

         "А сейчас мы вместе приготовим вкусный обед для наших друзей( кукол). Из чего состоит обед ?-из первого блюда(борщ, щи ,суп), из второго блюда( котлеты, голубцы, пельмени, картофель, макароны, рис, овощные салаты), из третьего блюда( соки, минеральная вода, чай). Выберите на столе посуду, которая нам понадобится для приготовления первого блюда( кастрюля , в которой мы варим суп), второго блюда( сковорода, в которой мы жарим котлеты, картофель, рыбу),третьего блюда( кастрюля для варки компота, графин для воды или сока). "

        Педагог вместе с детьми показывает и  имитирует действие приготовления пищи на обед. Например, педагог сначала спрашивает детей, как они будут готовить обед, а затем объясняет поэтапно приготовление первого блюда:

- промыть в дуршлаге необходимые продукты для приготовления первого блюда( мясо, овощей):

- очистить овощи от кожуры и нарезать на разделочной доске:

-положить в кастрюлю необходимые продукты и залить водой:

- поставить на детскую плиты и зажечь камфорку:

- после того как суп будет готов , разлить половником по тарелкам. На второе блюдо готовим рыбу с овощами. Педагог по аналогии проводит беседу и показ необходимых продуктов и посуды для приготовления второго блюда. На третье - варим компот из фруктов( яблок, груш и лимона).

      Педагог поэтапно объясняет детям каждое действие, а затем спрашивает, что они сделали, что делают и, что будут делать. Когда обед для кукол готов, начинаем сервировать стол посудой. Раскладываем приготовленные блюда по тарелкам, желаем приятного аппетита и дети начинают кормить кукол, расхваливая при этом блюда. После того , как куклы пообедали, дети вытирают их салфетками и " благодарят" за вкусный обед.

" Вымой кукле руки"

Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

     Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белье,платье.

        Ход игры: дети сидят перед игровым уголком,  в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и "переодеваться" . Она "берет" платье " грязными руками" и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит : "ой, кукла Аня взяла платье грязными руками !дети, что же надо делать? (правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки".

     Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и одевает его на куклу. Кукла Аня говорит" спасибо" и выходит в гости. Педагог обсуждает с детьми то, что произошло. Кукла Аня" пришла" с прогулки и не вымыла руки. Педагог: " дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки".

         После формирования положительного отношения  к навыку мытья рук в процессе дидактической игры педагог переходил к закреплению этого навыка в режимных моментах. При этом ребенок должен был овладеть рядом последовательных действий. В качестве примере рассмотрим последовательны действия, необходимые ребенку для мытья рук: засучить рукава; открыть кран; растереть мыло круговыми движениями по всей поверхности рук; подставить руки под струю воды; круговыми движениями смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей; стряхнуть воду с рук; закрыть кран; вытереть руки о полотенце насухо.

      Воспроизведение всех этих этапов действия при мытье рук требует от умственного отсталого ребенка высокого уровня восприятия  и развития моторики.

" Мыльные перчатки. Пузырики".

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие входа и выхода , целенаправленной воздушной струи.

Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

Ход игры:

Педагог:" мы пойдем к раковине , откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые ( белые перчатки). Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные" белые перчатки".

      Затем педагог предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие ,у нас с другой стороны ладошек выходит мыльный пузырь. Педагог эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются, потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, педагог проводит совместные действия с ребенком, помогает ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем.

                                           

                Список литературы

  1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
  2. Программа по предмету «Рисование» для учащихся с умеренной умственной отсталостью. 1 – 10 классы. АППО. Санкт-Петербург. 2012г.
  3. Царев А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в псковском центре лечебной педагогики// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы).

Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы)....

Урок чтения и развития речи в 6 классе ( по АООП для детей с лёгкой умственной отсталостью)

Предлагаю конспект урока по чтению и развитию речи в 6 классе  по теме "Былина "Илья Муромец и соловей-разбойник". Надеюсь, он  будет полезным для педагогов, работающих с деть...

Программа по формированию психологического здоровья детей с глубокой умственной отсталостью с помощью сказкотерапии

Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и   интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ...

Личностно-ориентированный подход в формировании социально-бытовых навыков у молодых людей с легкой умственной отсталостью и с психопатическим синдромом

Выбор темы обусловлен моим интересом к изучению социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью...

Методические рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков детей 2-3 лет

Данные методические рекомендации могут быть полезны воспитателям, помощникам воспитателя, родителям, студентам педагогического колледжа.В данном пособии представлена подборка методического материала н...

Презентация "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"

Презентация "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста" к учебному занятию "Режимные процессы в ДОУ"...

Использование фольклора в формировании культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Использование фольклора в формировании культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста....