Программа по формированию психологического здоровья детей с глубокой умственной отсталостью с помощью сказкотерапии
рабочая программа на тему

Екатерина Андреевна Сергеева

Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и   интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок.

Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_skazkoterapii.doc461 КБ

Предварительный просмотр:

АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат»

Программа по формированию психологического здоровья детей с глубокой умственной отсталостью с помощью сказкотерапии

 «Здравствуй, сказка»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….3

Пояснительная записка ……………………………………………….…….4

Цели и задачи программы………………………………………………….7

Структура программы……………………………………………………...8

Содержание программы……………………………………………………11

Учебный план …………………………………………………………..……14

Учебно–тематический план (1 категория).………………….……………..15

Учебно–тематический план (2 категория)…………………………………20

Список литературы ……………………………………………………….....25

ВВЕДЕНИЕ

Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и   интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок.

Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет.

Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На рубеже ХХ  и ХХI веков в России произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании  духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста  взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии,  водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст  ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Наблюдения и анализ детской деятельности выявили, что есть необходимость создания и внедрения в образовательный процесс программы по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии.

Проведенные исследования в дошкольных учреждениях свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности. В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии духовно-нравственных качеств детей. С этой целью была разработана и внедрена в образовательный процесс программа по формированию психологического здоровья дошкольников «Здравствуй, сказка». В программе использован потенциал психотерапевтических, психокоррекционных и художественных сказок.

Для непосредственного сказкотерапевтического воздействия используется три  вида сказок:

  • Художественные (народные и литературные), т.е. традиционные;
  • Психокоррекционные;
  • Психотерапевтические;

Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору правильного пути в жизни. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Психокоррекционные сказки – используются для мягкого влияния на поведение и мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических проблем. Сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребенка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии… Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе… При этом, они еще и усиливают природный созидательный потенциал и творческие способности ребенка.

Влияние психокоррекционных сказок можно назвать «мягким намеком» - ребенку просто рассказывается сказка, в которой на примере главного героя показывается, как нужно поступать в той или иной ситуации или как нужно правильно себя вести.

Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др.). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии  в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают,  т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было.

Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности.  Часто получается так, что напрямую выяснить, что конкретно тревожит ребенка, у родителей никак не выходит, так как многие дети стесняются тех страхов, которые их мучают. В этом случае на помощь приходит сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии  является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь. Сказкотерапия позволяет взглянуть на любую жизненную ситуацию с разных сторон и увидеть различные пути решения проблемы. Это дает возможность выработать эффективный план действий.

Самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых.

Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

ЦЕЛЬ: Воспитание  ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.

ЗАДАЧИ:

  1. Обучать положительному самоотношению и принятию других людей; развивать интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
  2. Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
  3. Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого;
  4. Обучать рефлексивным умениям.

Перед началом занятий изучаются особенности каждого ребенка, используя не только психологическое тестирование и анкетирование, но и результаты наблюдения.

На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:

  1. Методика диагностики форм общения (М.И. Лисина).
  2. Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).
  3. Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).

Сказкотерапия широко использует ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения дошкольников. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества;  расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение; развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказкотерапию следует рассматривать и как метод, который позволяет детям развивать творческие способности и совершенствовать их взаимодействия с окружающим миром. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Структура занятий

Структура занятий по формированию психологического здоровья дошкольников состоит из следующих этапов:

  1. Приветствие
  2. Мысленная картинка
  3. Игровые приемы
  4. Чтение сказки
  5. Беседа, обсуждение сказки
  6. Прощание.

Занятие делится на несколько этапов:

1) создание «мысленной картинки» – дети мысленно рисуют картинку на определенную тему, а затем рассказывают о том, что у них получилось;

2) в ходе обсуждения рассказов психолог подводит детей к определенному выводу;

3) затем проводится игра на эту же тему;

4) далее идет работа со сказкой (сказки подбираются по тематике). После прочтения сказки, педагог вместе с детьми, обсуждает сказку.

В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими. О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно, а в какие – грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?

В программу включены упражнения, приемы которые позволяют оказывать на разных детей различное воздействие и усиливают эффект прочитанной сказки.

 - Ролевые игры 

Построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным. В нашей программе мы используем психогимнастику (ролевые действия и ролевые образы).

Дети начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как  кошечки, зайцы, волки и т.д.). Важным для детей является включение  в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, злой котенок, радостный котенок и т.п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи и т.п.).

Для старших детей чаще используются  ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и т.п.), социальных семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается. Интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации. То есть разыгрывание этюдов или сказок только пальцами.

 - В психогимнастических играх у детей формируются:

  • Принятие своего имени;
  • Принятие своих качеств характера;
  • Принятие своего прошлого, настоящего, будущего;
  • Принятие своих прав и обязанностей.

 - Коммуникативные игры, используемые в программе, делятся на три группы:

1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»;

2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

3) игры, обучающие умению сотрудничать.

 - Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Для детей особенно большое значение имеют игры, способствующие произвольности.

 - Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».

Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (например: «Что произойдет, если….», либо коллективное сочинение сказок.

Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.

Также часто используются «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (например, тема дружба или что-то страшное).

 - Релаксационные методы построены как антипод стресса. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона и дыхательные техники.

Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа по формированию психологического здоровья детей «Здравствуй сказка» включает в себя 4 раздела :

Раздел 1. Этот странный взрослый мир (формирование потребности в общении, введение в мир чувств и осознания чувств).

Раздел 2. Тайна моего «Я» (формирование образа собственного «Я»).

Раздел 3. Умение владеть собой (формировать умение согласовывать свои желания со своими возможностями).

Раздел 4. Я учусь дружить. (формирование потребности в общении со сверстниками, формирование мотивации учения).

Этот странный взрослый мир

Дети эгоцентричны: они еще не понимают, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений. Как правило, в этом возрасте дети не умеют взглянуть на объект с позиции другого человека. Ребенку важно, чтобы его старания были оценены. Он радуется вниманию со стороны окружающих, однако часто порицает других, жалуется на сверстников.  Доброжелательность необходимо воспитывать.

На занятиях с детьми проигрываются игры и рассказываются короткие истории и сказки о  животных, о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности.

Именно с этого раздела мы начинаем постепенно вводить детей в мир сказки, понимать и осознавать смысл рассказанной истории, переносить поведение животных на себя.

В игре дети часто подражают взрослым, повторяют их слова и выражения, движения и действия. Эта способность к подражанию помогает им развивать символическое мышление, а также способствует закреплению образов поведения, свойственных взрослым.

Тайна моего «Я»

Ребенок достигает значительных успехов в осмыслении собственного «Я», самооценке, общении, обучении, освоении навыков, самостоятельности.

 Поэтому именно в этом разделе детям читаются сказки о добре и зле, о чувствах, о честности, отзывчивости, о капризах и как с ними справляться

В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; как приобретать и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как прощать.

В играх, которые мы играем с детьми, они учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка.

Умение владеть собой

Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, развивать внимание к окружающим людям. В процессе формирования личности ребенка складывается определенная система отношений: к себе, к другим, к жизни.

К себе – с чувством собственного достоинства, но без зазнайства, без переоценки своих возможностей, без эгоизма. К другим – с чувством собственного достоинства, но уважая при этом чувство достоинства других, на равноправной основе. К жизни – с чувством собственного достоинства, со знанием своих прав, обязанностей, оптимистично.

Ребенок может идентифицировать себя с человеческими персонажами. Дети предпочитают волшебные сказки. Читая или слушая их, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя с главным героем и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность децентрироваться, вставать на место другого.

Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети на занятиях, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понимать, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

 Я учусь дружить.

Общаясь с детьми, ребенок научится не только считаться с другими, но и постоять за себя. В этом возрасте появляются первые привязанности, которые представляют зародыши дружбы. Поэтому в этом разделе подбирались сказки и игровые ситуации о дружбе, чувствах, которые мешают дружить, о том, как помочь изменить чувства другого человека, о силе воле.

Дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная активность, рождается радость познания. Сказки и специально подобранные игровые ситуации помогают детям принять роль ученика, формировать положительное отношение к школе.

Реализовывая программу, рекомендуется активно привлекать ближайшее социальное окружение.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Программа «Здравствуй, сказка» разработана с учетом возрастных и умственных особенностей. Занятия проводятся логопедом.

Продолжительность занятия – 15-20 минут.

Программа рассчитана на 2  года обучения.

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Неделю

Месяц

Год

1.

Этот странный взрослый мир.

1

5

60

2.

Кто я? Мои чувства.

1

5

60

3.

Умение владеть собой

1

5

60

4.

Я учусь дружить.

1

5

60


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для детей 1 категории (менее сохранный интеллект)

Задачи:

  1. Формировать умения принимать самого себя и других людей;
  2. Формировать умения осознавать свои чувства;
  3. Обучать детей положительному самоотношению и принятию других людей;
  4. Формировать потребность в саморазвитии;
  5. Обучать рефлексивным умениям.

Февраль

Дидактический материал:

Мягкие игрушки (кошка, лисичка, зайчик), музыкальное сопровождение

№ недели

Содержание занятия

1

Приветствие

Игра «Ласковое имя»

Упражнение «Если он медведь, назови его ласково»

Сказка «Курочка Ряба»

2

Приветствие

Упражнение «Здравствуй, я котик»

Игра «Котик ласкает»

Сказка «Курочка Ряба»

3

Приветствие

Упражнение «Здравствуй, я лисичка»

Игра «Зайчики и лиса»

Сказка «Курочка Ряба»

4

Приветствие

Упражнение «Здравствуй, я зайчик»

Игра «Зайчики и лиса»

Сказка «Курочка Ряба»

Март

№ недели

Содержание занятия

1

Приветствие

Упражнение «Здравствуй, я девочка (мальчик)»

Игра «Ветер дует на…»

Игра «Страшный – веселый стульчик»

Сказка «Теремок»

2

Приветствие

Упражнение «Ласковое имя»

Игра «Ракета»

Сказка «Теремок»

3

Приветствие

Игра «Угадай чувство»

Игра «Стрелочка»

Сказка «Теремок»

4

Приветствие

Игра «Карандашик - кисточка»

Сказка «Теремок»

Апрель

№ недели

Содержание занятия

1

Приветствие

Игра «Дружба начинается с…»

Упражнение «Сочиним историю»

Сказка «Репка»

2

Приветствие

Игра «Пальцы - дождик»

Игра «Зеркало»

Сказка «Репка»

3

Приветствие

Игра «Пальцы - зайцы»

Игра «Мы солдаты»

Рассказ «Кто как обижается»

Сказка «Репка»

4

Приветствие

Игра «Добрые - злые»

Игра «Зеркало»

Сказка «Репка»

Май

№ недели

Содержание занятия

1

Приветствие

Упражнение «Превратились»

Сказка «Колобок»

1

Приветствие

Упражнение «Превратились»

Сказка «Колобок»

1

Приветствие

Упражнение «Превратились»

Сказка «Колобок»

1

Приветствие

Упражнение «Превратились»

Сказка «Колобок»

Сентябрь

№ недели

Содержание занятия

1

Приветствие

Игра «Ветер, ветерок, ураган»

Сказка «Рукавичка»

2

Приветствие

Игра «Поменяйтесь местами»

Сказка «Рукавичка»

3

Приветствие

Игра «Я - маленький. Я - большой»

Сказка «Рукавичка»

4

Приветствие

Игра «Поздоровайтесь быстрей»

Сказка «Рукавичка»

Октябрь

№ недели

Содержание занятия

1

Приветствие

Упражнение «Собачка хочет ласки»

Сказка «Лиса и кувшин»

2

Приветствие

Игра «Нет! Да!»

Сказка «Лиса и кувшин»

3

Приветствие

Сказка «Лиса и кувшин»

4

Приветствие

Упражнение «Рассмотри, кто перед тобой»

Сказка «Лиса и кувшин»

Ноябрь

№ недели

Содержание занятия

1

Приветствие

Сказка «Лиса и заяц»

1

Приветствие

Сказка «Лиса и заяц»

1

Приветствие

Сказка «Лиса и заяц»

1

Приветствие

Сказка «Лиса и заяц»

Декабрь

№ недели

Содержание занятия

1

Приветствие

Игра «Большой круг – маленький круг»

Сказка «Три медведя»

2

Приветствие

Прохлопай свое имя (прохлопать имя  по слогам – всей группой)

Сказка «Три медведя»

3

Приветствие

Мысленная картинка на тему «Страх»

Игра «Руки-звери»

Сказка «Три медведя»

4

Приветствие

Мысленная картинка «Что-то очень злое»

Сказка «Три медведя»

Январь

№ недели

Содержание занятия

1

Приветствие

Мысленная картинка на тему «Лень и труд»

Игра «Вулкан»

Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

2

Приветствие

Игра «Кого укусил комарик»

Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

3

Приветствие

Игра «Погодный массаж»

Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

4

Приветствие

Мысленная картинка «Доброта»

Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для детей 2 категории(старший возраст)

Задачи:

  1. Развивать идентификацию со своим именем, формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я»;
  2. Развивать сенсорно - перцептивную сферу; развивать произвольность поведения;
  3. Развивать воображение, обогащать словарь;
  4. Учить детей осознавать свои переживания и чувства;
  5. Учить детей осознавать свой  внутренний мир;
  6. Учить ребенка управлять своими желаниями;
  7. Воспитывать сдержанность, доброжелательность и великодушие.

Дидактический материал

Клубок ниток, спокойная музыка, волшебный мешочек с мелкими предметами, текст сказки

Февраль

№ недели

Содержание занятия

1

Приветствие

Паутинка имени (придумать как можно больше ласковых имен).

Сказка К.И.Чуковского «Айболит»

2

Приветствие

Игра «Найди друга»

Сказка К.И.Чуковского «Айболит»

3

Приветствие

Игра «Радио»

Сказка К.И.Чуковского «Телефон»

4

Приветствие

Игра «Березки»

Сказка К.И.Чуковского «Телефон»

Март

№ недели

Содержание занятия

1

Приветствие

Игра «Замри-отомри»

Сказка К.И.Чуковского « Бармалей»

2

Приветствие

Игра «Ветер дует на…»

Сказка К.И.Чуковского « Бармалей»

3

Приветствие

Игра «Доброе животное»

Сказка К.И.Чуковского «Ежики смеются»

4

Приветствие

Беседа «Копилка добрых дел»

Сказка К.И.Чуковского «Ежики смеются»

Апрель

№ недели

Содержание занятия

1

Приветствие

Случаи их жизни и Копилка добрых дел (беседа).

Сказка К.И.Чуковского  «Закаляка»

2

Приветствие

Игра «Поводырь»

Сказка К.И.Чуковского  «Закаляка»

3

Приветствие

Игра «Работа с чувствами»

Сказка К.И.Чуковского  «Крокодил»

4

Приветствие

Сказка К.И.Чуковского  «Крокодил»

Май

№ недели

Содержание занятия

1

Приветствие

Игра «Два барана»

Сказка К.И.Чуковского  «Мойдодыр»

2

Приветствие

Речь с движениями «Веселые зверюшки»

Сказка К.И.Чуковского  «Мойдодыр»

3

Приветствие

Игра «Тайный смысл»

Сказка К.И.Чуковского  «Скрюченная песенка»

4

Приветствие

Массаж чувствами

Сказка К.И.Чуковского  «Скрюченная песенка»

Сентябрь

№ недели

Содержание занятия

1

Приветствие.

Игра «Руки-звери»

Сказка К.И.Чуковского  «Чудо-дерево»

2

Приветствие

Необычное приветствие

Сказка К.И.Чуковского  «Чудо-дерево»

3

Приветствие

Игра «Мы веселые мартышки»

 Сказка К.И.Чуковского  «Федорино горе»

4

Приветствие

Упражнение «Ласковое имя»

 Сказка К.И.Чуковского  «Федорино горе»

Октябрь

№ недели

Содержание занятия

1

Приветствие

Игра «Потерялся ребенок»

 Сказка К.И.Чуковского  «Тараканище»

2

Приветствие

Игра «Кого укусил комарик»

Сказка К.И.Чуковского  «Тараканище»

3

Приветствие

Упражнение «Похвали соседа справа»

Сказка К.И.Чуковского  «Тараканище»

4

Приветствие

Игра «Скажи Мишке добрые слова»

Сказка К.И.Чуковского  «Тараканище»

Ноябрь

№ недели

Содержание занятия

1

Приветствие

Игра «Волшебник»

Сказка К.И.Чуковского  «Топтыгин и Лиса»

2

Приветствие

Мысленная картинка на тему «Дружба»

Сказка К.И.Чуковского  «Топтыгин и Лиса»

3

Приветствие

Мысленная картинка на тему «Настоящий друг»

Сказка К.И.Чуковского  «Топтыгин и Лиса»

4

Приветствие

Мысленная картинка на тему «Дружба»

Сказка К.И.Чуковского  «Топтыгин и Лиса»

Декабрь

№ занятия

Содержание занятия

5

Приветствие

Игра «Зеваки»

Сказка К.И.Чуковского  «Путанница»

6

Приветствие

Игра «Веселые обезьянки»

Сказка К.И.Чуковского  «Путанница»

7

Приветствие

Игра «Найди себе пару»

Сказка К.И.Чуковского  «Путанница»

8

Приветствие

Игра «Подари подарок другу»

Сказка К.И.Чуковского  «Путанница»

Январь

№ занятия

Содержание занятия

9

Приветствие

Игра «Щекоталки»

Сказка К.И.Чуковского  «Елка»

10

Приветствие

Игра «Смехунчик»

Сказка К.И.Чуковского  «Елка»

11

Приветствие

Игра «Ласковое имя»

Сказка К.И.Чуковского  «Елка»

12

Приветствие

Беседа «Что такое радость»

Сказка К.И.Чуковского  «Елка»


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. М.: Изд-во «Ось- 89», 2007. 144 с.
  2. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Л.Г. Гребенщикова. СПб.: Речь, 2007. 80 с.
  3. Ефимкина Р.П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография / Р.П.  Ефимкина, СПб.: Речь, 2006. 263 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д.  Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.
  5. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М.Б. Киселева. СПб.: Речь, 2006. 160 с.
  6. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208с.
  7. Микляева Н.В., Толстикова С.Н, Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ  и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128с.
  8. . Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия/ Н. Пезешкиан. М: Институт позитивной психотерапии, 2006. 160 с.
  9. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка /СПб.: Речь, 2007. 296 с
  10. Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович. СПб.: Речь, 2008. 176 с.
  11. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 118 с.
  12. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку/ Е.В. Чех. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 144 с.
  13. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 175с.
  14. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План сценарий урока производственного обучения Профессия 19727 Штукатур для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости)

Тема программы: Освоение приемов штукатурных работ.Тема урока: Нанесение основного слоя штукатурки (грунта) с разравниванием.Цель урока:Обучающая: Научиться  наносить основной слоя штукатурки (гр...

Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы).

Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы)....

Программа коррекционного курса РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 1- 4 класс)

Данная коррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основе  программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1...

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с тяжёлой умственной отсталостью

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с тяжёлой умственной отсталостью...

ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 класс (вариант 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (в...

конспект урока на ученика с глубокой умственной отсталостью

Конспект -урока для ученика с глубокой умственной отсталостью (F 73) по предмету-тактильная стимуляция...