Статья "ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ"
статья на тему

Могильная Дарья Александровна

Статья посвящена развитию мотивации студентов СПО, направленной на изучение дисциплин профессионального цикла. Автором предлагается несколько видов внеурочной деятельности, повышающих интерес студентов 1 и 2 курса к своей будущей специальности. Кроме того, такие занятия формируют некоторые общие компетенции, обязательные к освоению по ФГОС.

Ключевые слова:учебная мотивация, внеурочная деятельность, деловая игра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Статья посвящена развитию мотивации студентов СПО, направленной на изучение дисциплин профессионального цикла. Автором предлагается несколько видов внеурочной деятельности, повышающих интерес студентов 1 и 2 курса к своей будущей специальности. Кроме того, такие занятия формируют некоторые общие компетенции, обязательные к освоению по ФГОС.

Ключевые слова:учебная мотивация, внеурочная деятельность, деловая игра.

В современных реалиях в образовательных организациях СПО особенно остро стоит задача повышения эффективности образовательного процесса. Каждый преподаватель хочет, чтоб его студенты проявляли интерес к предмету, стремились овладеть знаниями и умениями на высоком уровне. Но в настоящее время очень часто приходится констатировать факт, что студент не желает учиться, или мог бы заниматься намного лучше. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у студента не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению. Нет достаточной мотивации.

Подросток не будет эффективно обучаться, если он относится к образованию равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в нем. Поэтому перед любой образовательной организацией стоит задача по формированию и развитию у студента положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса.

К этой ситуации очень хорошо подходит древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.

Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний?Как заинтересовать студентов их будущей профессией или специальностью? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у обучающихся мотивации к получению знаний? Решение этих вопросов мы определяем для себя как приоритетное направление не только в урочной, но и внеурочной деятельности.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Отличительной особенностью между формированием мотивации на уроке и вне его является следующее:

для внеурочной деятельности - формирование потребности в приобретении новых знаний и умений (а через них и навыков), а для урочной - удовлетворение этой потребности.

При всем многообразии форм внеурочная работа должна быть тесно связана с образовательной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.

Разнообразные  формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность подростков, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

Формы внеурочной деятельности нам широко известны:

  • проектная деятельность
  • деловые игры
  • предметные недели
  • научно-исследовательская деятельность
  • участие в предметных олимпиадах
  • выпуск тематических газет,
  • создание клубов знатоков,
  • проведение викторин и тематических вечеров по предмету
  • беседы, конференции
  • продуктивные (инновационные) игры,
  • эксперименты, наблюдения,
  • групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ,
  • коллективные путешествия,
  • посещение объектов с исследовательской целью.

Хочу поделиться своим опытом в проведении внеурочных мероприятий, направленных на повышение интереса студентов к будущей профессии.

При выборе форм внеурочной работы со студентами я учитываю их возрастные особенности, их интересы и предпочтения.

Примеры внеурочных мероприятий, повышающих мотивацию студентов СПО по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

№ п/п

Дата проведения

Группа (курс)

Форма деятельности

1

17.03.2017

27 (2-й)

Конференция

2

27.03.2018

27 (2-й)

Деловая игра, соревнование

3

30.03.2018

17 и 27 (1-й и 2-й)

Деловая игра, соревнование

Приведу несколько примеров использования разных технологий и форм организации деятельности в рамках внеурочной деятельности:

1. Конференция

Это мероприятие проводится с целью повторения материала и оживления учебного процесса. Группа делится на команды (журналисты; эксперты-технологи; инженер по охране труда; эксперт-эколог, директор предприятия). Каждая команда готовит материал в соответствии со своей ролью.

При подготовке этого внеурочного мероприятия студенты 2-го курса проводили предварительную подготовку: распределили роли экспертов в различных отраслях газовой промышленности, подготовили себе доклады и презентации по поставленным вопросам.

Ребятам было интересно посмотреть и послушать доклады друг друга, «примерить» на себя роль уже опытного специалиста – эксперта, задавать друг другу каверзные вопросы после каждого доклада.

В процессе такого мероприятия видно каждого студента, его подготовку, умение донести свои знания собеседникам, способность убедить в своей правоте оппонента или переубедить его.

2. Деловая игра (соревнование между командами).

Второй формой внеурочной деятельности, которую мне очень нравиться применять, является интеллектуальная игра по одному предмету или целому ряду, которые студенты используют в профессиональной деятельности.

Такие игры можно проводить как между студентами одной группы (одного курса), предварительно разделив их на команды, или же между студентами разных курсов. В таком случае кроме мотивации на овладение профессиональными знаниями и умениями, у студентов развивается преемственность поколений между старшими курсами и первокурсниками.

При подготовке такого мероприятия основную работу выполняет преподаватель, разрабатывая задания для студентов. Ребятам же необходимо придумать названия, эмблему и девиз команд.

Все задания творческие: визуальные вопросы, кроссворды, ребусы, загадки, задания «верю-не-верю», ситуативные задачи и др.

Результативность.Язаметила, что ребята действительно раскрываются и психологически, и творчески, у них замечается положительная динамика по успеваемости. Особенно подросткам важен соревновательный дух, что обусловлено их возрастными особенностями, и, что немаловажно, их половой принадлежностью.

Кроме развития их профессиональных компетенций, такие мероприятия хорошо формируют общие компетенции, например: ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем, ОК 4.        Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, ОК 6.        Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Вывод. Внеурочные мероприятия благотворно влияют на образовательный процесс. Они очень хорошо мотивируют студентов на дальнейшее изучение своей профессии, помогают внести разнообразие в серые будни, побуждают ребят к самостоятельному поиску информации.

Закончить хочу словами выдающегося математика и педагога Джорджа Пойа:«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Литература

  1. Изучение мотивации поведения детей и подростков под ред. Божович Л. И., Благонадежина Л. В. - М.: Педагогика, 1972.
  2. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.
  3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Мотивация учения //Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение учебной мотивации студентов с помощью активных методов обучения

В методической разработке приведен план-конспект проведения мастер-класса, в ходе которого обобщается и распространяется опыт применения активных методов обучения на различных этапах занятия. Материал...

Открытое мероприятие профессиональной направленности Даже будни может труд сделать праздничными днями

Работать на экскаваторе, который в секунду перемещает 20 кубометров породы - это круто! Но это в будущем. А на первом курсе колледжа ребята встречаются с настоящими машинистами  экскаваторов....

Презентация доклада на педсовете ГПОУ ТО "АХТТ" по теме "Формирование социально-активной личности студентов через внеурочную деятельность"

Презентация доклада на педсовете ГПОУ ТО "АХТТ" по теме "Формирование социально-активной личности студентов через внеурочную деятельность"...

Новые – практико-ориентированные подходы к формированию учебной мотивации студентов педагогического колледжа.

Преодоление разрыва между требованиями образовательного учреждения  и уровнем подготовки выпускника педагогического колледжа, стало основной задачей стоящей перед системой профессионального образ...

Диагностика учебной мотивации студентов

Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также ут...

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

В процессе преподавания  математики одним из главных направлений является повышение мотивации учебной деятельности студентов. Для этого используются различные формы, методы, технологии.  Пов...